Вкус детства от «Ангарии»

Мороженое фабрики «Ангария» давно стало не только иркутской или сибирской маркой, но и вышло на зарубежные рынки, правда, пока в лице соседней Монголии. О терниях и звездах на этом непростом пути — в материале «SR Иркутск».

Путешествие из «середины земли» до самых до окраин ежедневно совершает продукция ООО «Ангария» Фабрика мороженого».

Кто из нас не любит мороженое? В моем далеком и бедном детстве оно было редким лакомством, завозили его в наш деревенский магазин лишь зимой — холодильников в нем тогда не было. Повзрослев и уехав учиться в далекий и красивый город Ангарск, иногда предпочитал местное мороженое завтраку или обеду и почти всегда пиву или вину, что употребляли во время прогулок по городу однокурсники. Да и сейчас, в весьма зрелом, скажем так, возрасте, нет-нет, да и остановлюсь возле киоска с этим полюбившимся с детства лакомством.

Возможно, генеральный директор фабрики мороженого «Ангария» Юрий Федонов, устроивший мне ознакомительную экскурсию по своему предприятию, уже по горло сыт своим мороженым, но я-то удержаться не могу. И с первым же тающим во рту кусочком в памяти всплывают воспоминания именно о том редком в детстве городском угощении.

«Ничего удивительного, — говорит Юрий Федонов, — память вкуса и обоняния очень сильная, гораздо сильней зрительной и механической. Помните притчу, когда древние скифы давали понюхать и попробовать на зуб полынь своих степей воинам, отправляющимся в дальние походы, с тем чтобы они и через многие годы помнили о родине и могли найти дорогу домой. В отличие от продукции многих других производителей, наша продукция тем и отличается, что мы производим ее по старым рецептам, еще со времен возникновения нашей фабрики — конца 50-х годов, и, главное, — тем, что в качестве основного компонента мороженого по-прежнему используем натуральное цельное молоко без каких-либо примесей и добавок. Заключили договор с ОАО «Белореченское» и каждое утро молоковоз со свежим молоком — у наших ворот. Так что вполне объяснимо, почему в вашей памяти возникли те картинки из детства, когда вы попробовали именно наше мороженое.

К сожалению, мы живем в век всего искусственного, суррогатного. Вот скажите, как может, например, сливочное масло в магазине стоить 200 рублей за килограмм, если на изготовление килограмма действительно натурального коровьего масла надо до 25 литров цельного молока? Это уже под 700 рублей. А еще расходы на его производство и доставку. Да все просто: насуют туда маргарина, других растительных и даже технических жиров, сдобрят консервантами и иными искусственными добавками и выдают за натуральное. Общеизвестно, что чаще всего вообще используется дешевое пальмовое масло. То же самое, к сожалению, происходит и с мороженым большинства производителей: за красивой упаковкой и звучным названием — искусственный продукт, сдобренный красителями и ароматизаторами. С ингредиентами мороженого и у нас трудности возникали. Если раньше все необходимые для его производства добавки соответствовали ГОСТу, то сейчас каждую партию надо перепроверять. Чтобы до производства не допускалось некачественное сырье, у нас действует специальная лаборатория качества».

Надо заметить, что продуманная политика предприятия в борьбе за качественную и натуральную продукцию давно замечена ее потребителями. Сегодня фабрика «Ангария» — ведущий производитель мороженого в Сибири и на Дальнем Востоке. Ее продукция, помимо Иркутской области, поступает в Бурятию, Читинскую область, на Сахалин, в Хабаровск, Якутию. Свое представительство имеется у фабрики в соседней Монголии, жители которой — давние потребители сладкого деликатеса из сибирского города на Ангаре.

— Буквально вчера, — рассказывает Юрий Федонов, — я вернулся из Монголии, с которой фабрика сотрудничает уже более 15 лет. Расширение рынка сбыта нашей продукции, безусловно, потребовало технического переоснащения торговой сети, в частности увеличения объемов холодильного оборудования. Ведь помимо производства самого мороженого мы вынуждены заниматься еще и его доставкой, технической поддержкой мест сбыта своей продукции. Теперь к 600 холодильникам, что имеются в торговых заведениях Улан-Батора и других городов Монголии, мы добавили еще 350, а к концу лета доведем их количество до 1200. Подобное происходит и в других городах и регионах, где продается наш фирменный продукт…

На сегодняшний день в ассортименте продукции «Ангарии» свыше 90 наименований мороженого: эскимо и рожки, в стаканчиках и весовое, рулеты, торты, крем-брюле и фруктовое — огромный выбор всех форм и вкусов так почитаемого в народе лакомства. Но особым покупательским спросом по-прежнему пользуется фирменное сливочное в вафельном стаканчике. Из-за своего натурального, знакомого многим с детства вкуса, невысокой цены и… самого стаканчика, который уже сам по себе является хрустящим лакомством благодаря уникальной рецептуре теста и специальной выпечке. Объем выпускаемой продукции держится в «Ангарии» пока на уровне 60-70 тонн в обычные месяцы, достигая в пиковые летние месяцы до 150 тонн.

— Товар наш специфический,— продолжает Юрий Федонов, — спонтанного, можно сказать, спроса, зависит от сезонности, солнца и температуры за бортом. Жарко на улице — пошли продажи, похолодало — спали. Поэтому за сводками погоды мы почище дачников следим и в летний период всегда на складах-холодильниках имеем запас в 140-150 тонн. После окончания модернизации фабрики объемы продукции мы планируем как минимум утроить.

Сегодня фабрика «Ангария» — ведущий производитель мороженого в Сибири и на Дальнем Востоке. Ее продукция, помимо Иркутской области, поступает в Бурятию, Читинскую область, на Сахалин, в Хабаровск, Якутию, Монголию.

Упомянутая Федоновым модернизация, как и масштабная реконструкция всего производства идет на фабрике не первый год. Понятно, что предприятие с более чем полувековой историей технически устаревало, ветшали здания, требовалась замена старого оборудования более современным. Нужны были и иные технические решения в обеспечении фабрики технологическими составляющими производства. В частности, давно назрела необходимость перевода всего холодильного оборудования предприятия с аммиака на фреон, а печей для выпечки вафельных стаканчиков с газа на электричество. Иначе применение на производстве, расположенном почти в центре Ангарска, таких вредных и опасных компонентов, как аммиак и газ, ставило, с точки зрения современной экологии, под сомнение само существование фабрики.

Поэтому к концу первого десятилетия нового века собственники предприятия всерьез озаботились всем этим. Взяли в банке весьма внушительный кредит и занялись переоборудованием фабрики. Но успели только закупить и смонтировать новые итальянские линии по производству и расфасовке мороженого, как грянул финансовый кризис 2008 года. Банк требовал платежей, отсрочек никаких не принимал и о невозможности проведения реконструкции предприятия и получения прибыли для возврата кредита в столь короткий срок ничего слышать не хотел. Для фабрики настали тяжелые времена. Все тогда было: и вынужденное банкротство, и реорганизация предприятия в новое ООО, и поиск учредителями «Ангарии» дополнительных инвестиций, чтобы продолжить реконструкцию фабрики.

— Все было и все, слава богу, теперь позади, — вспоминает Юрий Федонов. — Второй год как у нас наблюдаются стабильные изменения к лучшему. В производстве продукции вышли на прибыль, занимаемся техническим переоснащением торговых сетей и расширением рынка сбыта. Здесь, на самой фабрике, новое холодильное оборудование перевели с аммиака на фреон; автоматы для выпечки стаканчиков перенесли в новое здание вафельного цеха и перевели их с газа на электронагрев; демонтировали все старое оборудование, а также аммиакопровод, газопровод, теплотрассу; отремонтировали все цеха и технические помещения. Теперь вот готовим к запуску новое здание, где разместятся кафе и магазин мороженого, офисные помещения…

— То есть, можно сказать, что модернизация, о которой мечтали инвесторы и учредители, свершилась. И впереди пусть трудная, но увлекательная дорога к светлому будущему предприятия? — пытаюсь пошутить. Но Юрий Васильевич моего игривого тона не принимает.

— Работы и волнений в последние годы нам всем хватило: и инвесторам, и руководству предприятия, и трудовому коллективу, который, к слову, несмотря на все перипетии, мы сумели полностью сохранить. И впереди напряженной работы еще действительно много — модернизация-то наша лишь в конце первого этапа. Вот закончим переоборудование фабрики, переоснастим торговые сети, будем расширять рынок сбыта и выходить на среднемесячный объем производства товара в 400-500 тонн, тогда и сможем составить серьезную конкуренцию на сибирском рынке мороженого Красноярску, Новосибирску, Москве… С нашим-то натуральным продуктом это вполне возможно. Вот такая у нас смелая мечта-задача.

Что ж, судя по тому, как в последние годы идут дела в «Ангарии», у мечты этой вполне реальное будущее.