Витрина бренда «Саянский бройлер»

Крупные производители продуктов питания в Иркутской области, известные своими брендами и уважаемые потребителями за качество, не готовы становиться базой для производства так называемых собственных торговых марок (СТМ) в интересах розничных сетей. В частности, депутат Законодательного собрания Приангарья, председатель совета директоров агрохолдинга «Саянский бройлер» Владислав Буханов отмечает, что для местного производителя выгоднее работать с региональными и федеральными торговыми сетями по классической схеме поставки ассортимента продукции, а также развивать фирменные магазины.

Крупные производители продуктов питания в Иркутской области, известные своими брендами и уважаемые потребителями за качество, не готовы становиться базой для производства так называемых собственных торговых марок (СТМ) в интересах розничных сетей. В частности, депутат Законодательного собрания Приангарья, председатель совета директоров агрохолдинга «Саянский бройлер» Владислав Буханов отмечает, что для местного производителя выгоднее работать с региональными и федеральными торговыми сетями по классической схеме поставки ассортимента продукции, а также развивать фирменные магазины.

— Владислав Валерьевич, почему «Саянский бройлер» не может стать базой для производства так называемых собственных торговых марок в интересах розничных сетей?

— Дело в том, что собственная торговая марка — это веяние времени, практически обязательное требование для активно развивающихся региональных или федеральных торговых сетей. СТМ позволяет сетям повышать конкуренцию, предлагать потребителям недорогой товар, снижая цену за счет больших объемов закупок у производителя. Но для самих производителей, особенно тех, кто уже имеет собственный узнаваемый бренд, СТМ — это путь в никуда, чреватый потерей своей уникальной ниши, заслуженной репутации. К тому же это критично повышает зависимость от торговых сетей, так как производственные планы приходится выстраивать в соответствии с тем, продлевается контракт на СТМ или нет.

Владислав Буханов: «Наши фирменные магазины, как собственные торговые точки, так и те, кто работает по лицензии, — это витрина бренда «Саянский бройлер».

— То есть известным региональным производителям не нужно придумывать ничего принципиально нового для укрепления своих позиций?

— Для этого достаточно уже зарекомендованных инструментов: контроля качества, снижения себестоимости производства, развития фирменной розницы. Конечно, по большому счету, производство мяса бройлера и его продажа — это разные виды бизнеса. Но мы были вынуждены зайти на этот рынок, создать собственную торговую сеть в 2009 году, потому что на тот момент существующие розничные сети не работали с охлажденным мясом птицы. Нам пришлось самостоятельно, с нуля создавать этот сегмент торговли, просчитывать логистику, хранение, систему выкладки товара на витрины, выстраивать контроль. Изначально перед нами стояла задача выстроить систему таким образом, чтобы завозимый товар реализовывать в течение пяти дней. Сегодня благодаря усилиям нашей команды и внедренным логистическим решениям мы достигли двухдневной оборачиваемости охлажденной продукции. Для фирменной розницы это очень большой результат, ни одна из существующих федеральных или региональных торговых сетей ничем подобным похвастать не может.

Наши фирменные магазины, как собственные торговые точки, так и те, кто работает по лицензии, — это витрина бренда «Саянский бройлер». Мы максимально отрабатываем технологии, позволяющие сохранить все качественные показатели. Поэтому человек, пришедший к нам, может быть уверен в том, что наша продукция не только была произведена, но и реализована по мировым стандартам.

Через магазины «Саянского бройлера», которых в Иркутской области открыто более 120, мы продаем не более одной трети от всего производимого объема продукции. В наших магазинах представлены товары и других торговых марок. К примеру, это линейка «Мясоград», полюбившаяся потребителям за широкий ассортимент мясных полуфабрикатов. Также мы работаем с известными региональными производителями продуктов питания по партнерской программе — мясокомбинатом «Ангарским», Иркутским хлебозаводом, АО «Каравай», компанией «Янта», СПК «Окинское», ЗАО «Железнодорожник» и другими. Партнерам мы поставляем сырье, а в нашей рознице реализуем их продукцию. Таким образом, магазины «Саянского бройлера» для покупателей являются удобной торговой точкой, в которой он может приобрести широкий ассортимент продуктов питания и быть уверенным в том, что это товары местного производства и высокого качества.

— Каким образом выстраивается сотрудничество «Саянского бройлера» с крупными торговыми сетями, региональными и федеральными?

— В первую очередь, исходя из понимания, что мы должны удовлетворять запросам наших потребителей. Если людям удобно ходить в большой магазин или определенную торговую сеть, значит, мы в ней должны быть представлены. Мы активно сотрудничаем с федеральным и региональным ритейлом, помогаем учить их сотрудников работать с таким видом продукции, как охлажденное мясо птицы. В свою очередь торговые сети, розничные магазины и оптовики с удовольствием с нами сотрудничают, потому что у «Саянского бройлера» есть ряд важных конкурентных преимуществ.

Во-первых, весь объем ежедневно производимой продукции, а это порядка 70 тонн, мы можем выдавать заказчикам в виде необходимого ассортимента, гибко реагируя на спрос в зависимости от сезона. Для этого на фабрике ранее было запущено необходимое оборудование, позволяющее обработать все ассортиментные заказы.

Во-вторых, мы можем позволить себе отгружать продукцию по привлекательной цене без снижения ее качественных характеристик. Для этого мы на протяжении последних семи лет работали над контролем себестоимости продукции и продолжаем действовать в этом направлении и дальше.

— О чем идет речь?

— О собственных мощностях по производству кормов, ведь в процессе выращивания птицы это одна из самых значительных статей расходов. Начиная с 2010 года мы начали выстраивать цепочку по производству кормов — от выращивания пшеницы, до ее хранения и переработки. Сегодня в состав «Саянского бройлера» входят сельхозпредприятия Куйтунского района, объединенные в ПАО «Куйтунская нива». Они обеспечивают порядка 60% зерновых, необходимых для кормления бройлерного стада, а оставшиеся 40% закупаются у наших партнеров — местных фермерских хозяйств Куйтунского, Тулунского, Аларского, Зиминского и Заларинского районов. Таким образом, мы можем контролировать стоимость и качество кормов, всю цепочку их производства. Добиться успехов в этом направлении мы смогли с помощью госпрограмм финансирования сельхозотрасли.

Дальнейшим важным этапом в этом направлении для нас должно стать выращивание рапса и его переработка в рапсовое масло. Это также положительно отразится на себестоимости продукции, так как рапс важный и дорогостоящий компонент кормов для птицы. На период до 2020 года мы планируем увеличить севооборот и порядка 20% площадей занять рапсом. В этом году мы организовали испытательный участок для этой культуры, засеяли 11 гибридами культуры 7 гектар. Эксперимент хорошо себя показал — была достигнута высокая урожайность, сейчас занимаемся переработкой урожая, и в течение ближайших месяцев будем отрабатывать технологию введения нашего рапса в корма, следить за результатами. При положительном исходе мы готовы в следующем году засеять рапсом до 4 тыс. гектаров.

Итоги этого опыта важны не только для нашего предприятия — результатов ждут и другие сельхозпроизводители, готовые закупать у нас рапсовое сырье и продукты его переработки. Таким образом, агрохолдинг «Саянский бройлер» будет развивать новое для себя направление, вносить лепту в подъем экономического потенциала Иркутской области.

Олег Усов