Витает в воздухе

В общественном транспорте Иркутска появился бесплатный Wi-Fi
Беспроводной интернет на базе сетей Wi-Fi уже доступен в троллейбусах и трамваях на некоторых городских маршрутах. Проект осуществляет администрация Иркутска совместно с компанией-перевозчиком «Иркутскгорэлектротранс» и оператором сотовой связи «МегаФон». Бесплатным Wi-Fi в городе за последние два года покрыли гостиницы, кинотеатры, автосалоны и десятки кафе, баров и ресторанов в центральной части, а также некоторые площади и вокзалы. Тем не менее его распространение в Иркутске все еще невелико.

Общественный транспорт с беспроводным интернетом «на борту» можно узнать по соответствующей символике. Фото Екатерины Пьянзиной

В трамваях и троллейбусах

Бесплатный интернет владельцам современных телефонов и ноутбуков доступен пока в двух троллейбусах, следующих по маршруту №1 и №4, и двух трамваях — №1 и №3. До конца года такая услуга появится на всем парке городского муниципального транспорта. «Тестовый режим необходим для того, чтобы понять сложности совмещения оборудования с самими трамваем и троллейбусом», — рассказывает директор Иркутского регионального отделения Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон» Александр Сгребный во время «тест-драйва» новой услуги на одном из первых троллейбусов, оснащенных Wi-Fi. Этот троллейбус легко отличить по зеленым бортам с информацией о наличии свободной интернет-зоны.

«Проект запущен по инициативе администрации города, за помощью мы обратились в компанию «МегаФон», — говорит представитель пресс-службы администрации Елена Демешкова, которая вместе с сотрудниками сотового оператора, компании-перевозчика и журналистами прокатилась на тестовом троллейбусе. Власти Иркутска уверены, что внедрение такой технологии в городскую инфраструктуру позволит сделать общественный транспорт на электрическом приводе популярнее, в том числе среди молодежи. «Мы выбрали эти маршруты, потому что они идут через точки, где учатся студенты», — объясняет заместитель генерального директора «Иркутск­горэлектротранса» Александр Грук. Трамвайные маршруты, например, проходят через ИрГТУ, БГУЭП и другие вузы.

«Это сделано в рассечете на то, что молодежь по пути на учебу сможет сделать что-то полезное для себя: посмотреть почту, пообщаться с друзьями, скачать что-то нужное для учебы», — добавляет он. Воспользоваться интернетом в общественном транспорте можно абсолютно бесплатно, достаточно активировать Wi-Fi на своем мобильном телефоне или ноутбуке и подключиться к сети MegaFon. Стоимость проезда в транспортных средствах, снабженных бесплатным интернетом, при этом абсолютно не изменится. Единственная сложность, большое количество пассажиров в салоне троллейбуса или трамвая, по словам менеджера по связям с общественностью «МегаФон» Анны Писаревой, молодых людей не испугает: «Студенты даже в битком набитом трамвае или троллейбусе успевают отправить сообщение одной рукой, одним пальцем».

Создать передвижные зоны Wi-Fi, по ее словам, позволили сети «МегаФона» третьего поколения, которые покрывают весь город. «На сегодняшний день данный роутер может развить скорость до 7,2 Мбит/сек на скачивание», — говорит директор технической службы компании Константин Зимин. По его словам, скорость будет делиться на всех активных абонентов, находящихся в этот момент в салоне. Их, по техническим характеристикам устройства, может быть до 20 человек. Реальная скорость, которая была доступна одному пассажиру во время тест-драйва, по замерам корреспондента ВФ, достигала 0,8 Мбит/сек — этого вполне достаточно для того, чтобы смотреть онлайн-видео.

В такси и автобусах

«Практика обеспечения бесплатным Wi-Fi пришла с Запада, где беспроводной интернет для посетителей используется владельцами сервисных компаний в качестве дополнительного бонуса, который повышает в целом уровень предоставляемых услуг, — рассказывает директор иркутского филиала МТС Сергей Козерод. — Тем самым владельцы этих бизнесов повышают привлекательность именно своего ресторана или гостиницы для потенциальных клиентов». То же самое, по его словам, сейчас начинает происходить и у нас в городе. Недавно в предоставлении такой услуги своим клиентам заинтересовались службы такси.

Сейчас беспроводной интернет уже есть в двух службах такси. Доступ открыт всем пассажирам, которые имеют устройство, поддерживающее сеть Wi-Fi. Конечно, воспользоваться такой услугой могут и пассажиры соседних машин, но ездить «хвостом» по городу за такси ради этого вряд ли кто-нибудь станет.

Wi-Fi в такси обеспечивается с помощью роутера, который собирает трафик из сети «третьего поколения» 3G и раздает его уже с помощью Wi-Fi. Интернет будет доступен везде, где есть сотовая связь, при этом максимальная скорость доступа — до 6 Мбит/с. В службах такси пока присматриваются к проекту, используя безлимитный тариф начального уровня.

«По аналогичной схеме мы устанавливаем Wi-Fi-роутеры в междугородние автобусы. Мы приоритетно развивали инновационные сети вдоль основных транспортных магистралей Иркутской области, в том числе северных логистических трасс. Это, с одной стороны, позволяет обеспечить надежную связь в дороге, а с другой — служит драйвером развития инновационных сервисов в сегменте M2M (machine to machine), когда обмен данными идет между устройствами», — подчеркивает господин Козерод.

Основная аудитория Wi-Fi в общественном транспорте — молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, которые владеют смартфоном. По данным исследования агентства J’son & Partners, анализировавшей рынок смартфонов в России, доля активных пользователей интернета в стране — около 28% (по итогам II кв. 2011 г.). При этом в Иркутске мобильный интернет только набирает популярность — число абонентов передачи данных в Иркутской области не превышает отметки в 20% от общего числа жителей.

У МТС есть обширный опыт предоставления общественного интернета в транспорте в других городах, например Wi-Fi в общественном транспорте Улан-Удэ, Владивостока, Новосибирска, Москвы, Тюмени и др. Аналогичный проект в Иркутске уже тестирует другой оператор сотовой связи, трамваи с наклейками о бесплатном Wi-Fi есть, например, на пятом маршруте. По оценкам экспертов, бизнесу стоит расценивать возможность выхода в интернет для клиентов как способ привлечь дополнительных людей. «Сфере обслуживания еще есть куда расти в этом направлении», — уверены опрошенные эксперты.

За столиком и на лавке

«Плату за Wi-Fi мы не берем нигде, везде интернет доступен, — утверждает руководитель отдела маркетинга компании «Альянс Ресторанс» Светлана Дужак. — Брать плату считаем уже просто неприличным». У двери в кафе или ресторан компании, как правило, есть наклейка о том, что внутри посетителям доступен беспроводной интернет. За последние два года, по словам госпожи Дужак, хорошо прослеживается интерес людей к такой услуге, «заходят и уточняют, действительно ли есть Wi-Fi». «Часто приходят гости и устраивают мини-офис, в последнее время многие приходят с планшетниками (мобильные устройства с сенсорным экраном — ВФ)», — добавляет она.

Точки общепита, желающие предоставлять своим клиентам услугу беспроводного интернета, должны подписать договор с одним из интернет-провайдеров, установить модем и Wi-Fi-роутер для распространения сигнала по территории заведения. В частности, в компании «Альянс Ресторанс» работают с провайдером «Деловая сеть-Иркутск», который, по словам госпожи Дужак, обеспечивает соединение на нормальной скорости, «не космической, но хорошей». Представитель ресторанного бизнеса в целом положительно оценивает ситуацию с беспроводным интернетом в других заведениях: «Судя по информации в сети, почти во всех приличных местах Wi-Fi есть, но, опять же, платный или бесплатный, обычно не пишут».

Основная проблема, с которой сталкиваются общественные заведения, предоставляющие беспроводной доступ в интернет своим посетителям, — люди, которые пользуются услугой, просто встав у двери ресторана на автомобиле. В связи с этим, по словам госпожи Дужак, вопрос о необходимости закрытия сети паролем время от времени «выносится на обсуждение». «В сетях вроде «Макдональдса» или «Старбакса» пароль на доступ в интернет написан в чеке, хочется соответствовать мировому стандарту, но иногда есть технические трудности», — добавляет госпожа Дужак.

Такая проблема не волнует государственную организацию, создающую проект по обеспечению беспроводным интернетом трех городских площадей. На сквере имени Кирова, площади 50-летия Октября и Декабристов Wi-Fi доступен всем, кто решится сегодня посидеть на лавочке с ноутбуком. Проект реализует интернет-провайдер «ТТК-Байкал», чьи роутеры установлены в ближайших к площадям зданиях.

Во время подготовки этой статьи в Минкомсвязи РФ объявили о нововведении, согласно которому владельцы Wi-Fi-точек, у которых нет специального разрешения, окажутся вне закона и будут платить штрафы. Казалось, что это может сразу пресечь все попытки городской власти, сотовых операторов и иркутских бизнесменов, которые хотят обеспечить город бесплатным доступом в интернет. Гос­подин Зимин из «МегаФона» развеял наши опасения: «Устройства, которые устанавливаются в троллейбусы и трамваи, по новому закону не подлежат лицензированию и регистрации, потому что мощность их передатчика не превышает 100 милливатт». Более того, по его словам, все основные Wi-Fi-роутеры, которые есть в продаже, — это также исключительно абонентские устройства с небольшой мощностью. «Здесь ограничений не будет», — добавляет он. Видимо, развитию бесплатного Wi-Fi в Иркутске в ближайшее время вряд ли что-то помешает.

Илья Новиков