Виктория Дворниченко: «Внедряемая в нашем онкоцентре цифровизация работает и должна работать на пациента»

Необходимость цифровой трансформации в здравоохранении РФ сегодня признается на всех уровнях власти. Показательно, к примеру, что это направление развития стало одним из ключевых в новом профильном нацпроекте, стартовавшем в России в 2019 году. Согласно документу, основными точками роста должны стать внедрение новых технологий в повседневную работу врачей: полное подключение к сети большинства больниц, цифровизация медицинского документооборота и т.д. Иркутской области также предстоит большая работа по встраиванию всей сети медучреждений в стандарты современного времени. Однако есть в регионе и примеры уже успешного многолетнего опыта использования цифровых технологий на благо пациентов.

Виктория Дворниченко: «В онкодиспансере все пациенты знают, что можно прийти ко мне с любыми вопросами. И я действительно выслушиваю и разговариваю с каждым, но постоянно требую того же самого и от своих врачей».

Иркутский областной онкологический диспансер одним из первых начал внедрение в свою работу информационных систем. Первые программы по ведению электронной истории болезни, амбулаторных карт, ракового регистра здесь создавались еще порядка 20 лет назад. Какой путь удалось пройти ИООД за это время, какие задачи были решены благодаря цифровизации и какие вызовы стоят сегодня перед учреждением, рассказала главный врач ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», главный онколог Иркутской области, доктор медицинских наук, профессор Виктория Дворниченко.

— Виктория Владимировна, в последние годы в здравоохранении России все активнее внедряются цифровые технологии. Был принят федеральный закон о телемедицине, начал действовать нацпроект «Здравоохранение», также делающий упор на цифровизацию. Как вы относитесь к этому заданному властями направлению?

— Мы действительно наконец-то подошли к такому периоду, когда уже Правительство РФ заговорило про цифровое здравоохранение, телемедицину. Про то, чем крупные лечебные учреждения, как правило, уже давно занимаются самостоятельно, чего нельзя сказать, например, о районных больницах. И в этом отношении такую централизацию усилий по внедрению в медицину новейших информационных технологий можно только приветствовать.

Иркутский онкологический диспансер начал такую работу почти 20 лет назад. У нас практически у первых в регионе были созданы электронные история болезни и амбулаторная карта, раковый регистр. Мы старались все процессы ведения пациентов связать воедино. Мы уже тогда понимали, насколько такая автоматизация позволит нам сократить трудовые и временные затраты пациентов и врачей, оптимизировать и сохранять информацию, эффективно мониторить работу персонала, оценивать в целом работу онкослужбы.

При этом я не помню, чтобы нас кто-то принуждал к переходу к этим технологиям. У нас просто весь коллектив создавал этот продукт. Это была интереснейшая работа, было много споров… С того времени, конечно, программы уже не раз модернизировались. Ведь цифровизация — это непрерывный процесс, в том числе и в медицине.

— Что дал Иркутскому онкодиспансеру такой комплексный подход к внедрению информационных технологий?

— Благодаря этому подходу, в том числе, мы выросли сегодня до одного из крупнейших в Восточной Сибири современных лечебно-диагностических учреждений. Сегодня ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» — это 934 койки круглосуточного пребывания, 40 коек дневного стационара, это 27 отделений в четырех городах области, 26 современнейших операционных. Мы практически единственные в Сибири оказываем помощь по всем видам онкологических заболеваний. Так, кроме стандартных отделений — гинекологии, мамологии, у нас действуют отделения нейрохирургии, онкоурологии, эндопротезирования суставов с удалением опухолей костей и мягких тканей, реконструктивно-пластической хирургии, когда оперируются печень и поджелудочная. В 2016 году мы открыли полноценное отделение трансплантации костного мозга. Этому предшествовала огромная подготовительная работа. Был проведен капитальный ремонт здания бывшей поликлиники, закуплено и установлено все необходимое оборудование. Но самое главное — наши врачи прошли и продолжают проходить обучение под руководством высококлассных специалистов НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой (Санкт-Петербург). Сейчас на базе этого отделения мы перешли к аллогенным (донорским) трансплантациям костного мозга. Первую такую операцию врачи нашего онкодиспансера провели в январе этого года.

Я всегда ставила перед собой задачу — создать в регионе такое учреждение, которое оказывало бы диагностическую, лечебную помощь при онкозаболеваниях в полном объеме.

Сегодня мы этого практически добились. Осталось только построить радиологический корпус. Но благодаря участию правительства Иркутской области, Правительства РФ и лично президента страны мы уверены, что и с этой задачей справимся.

— На базе Иркутского областного онкодиспансера уже 4 года действует международный телемедицинский консультационный центр, насколько сегодня он востребован?

— Да, еще в 2015 году мы приобрели в Германии шикарный телекоммуникационный центр. Он позволяет нам в режиме видеоконференцсвязи консультировать самые сложные случаи заболевания, обмениваться мнениями по диагностике и лечению пациентов. Всего на базе онкодиспансера было проведено уже около 200 таких консультаций с клиниками из Германии, Франции, Кореи, Японии, Китая. Хотя, конечно, хотелось бы больше. Но законодательная база использования телемедицинских консультаций в России пока не до конца проработана. Как минимум до сих пор нет каких-либо указаний или рекомендаций по оплате работы иностранных специалистов.

Надо сказать, наше обширное международное сотрудничество — тоже одно из следствий того, как масштабно применяются в иркутском областном онкодиспансере современные IT-технологии. Как вы знаете, на базе ИООД в 2017 году был открыт Международный центр трансфера инновационных медицинских технологий. Эта структура позволяет нашим врачам не просто проходить обучение, не выезжая из города, но и получать соответствующий документ, официально подтверждающий этот факт — международный сертификат.

Теперь на базе диспансера врачи из разных стран учатся друг у друга, обмениваются своими последними достижениями и осваивают инновационные медицинские технологии и новейшее оборудование во время регулярных мастер-классов, семинаров и конференций. Таким образом, этот шаг также направлен на то, чтобы в итоге пациенты получали все необходимое лечение у себя дома, без дорогостоящих поездок в центральные российские и зарубежные клиники.

— Виктория Владимировна, по вашей оценке, насколько встроено в эту картину цифрового будущего медицины общее лечебное звено Иркутской области?

— Я считаю, что еще недостаточно. Но уверена, что заработавший нацпроект по онкологии позволит как раз оснастить все онкокабинеты в территориях необходимым оборудованием. Например, важно, чтобы везде появились экраны для транслирования «картинки» из операционных блоков.

Опыт телемедицинских консультаций с иностранными коллегами показал, что самым ценным является экономия не только времени, но и сил, и денежных средств пациента, которому не надо посещать другую страну для личной встречи с врачом.

И сегодня мы активно внедряем эту практику удаленных консультаций с нашими подразделениями в Ангарске, Братске, Усолье-Сибирском. Благодаря этому действительно зачастую отпадает необходимость направления онкобольных в Иркутск.

Кроме того, современные IT-технологии позволяют онкодиспансеру проводить постоянное обучение врачей на местах. Они в первую очередь должны знать, как определить в каждом пациенте те патологии, которые могут привести к раку, и предупредить развитие этого рака. Поэтому у нас налажены постоянные обучающие процессы: вебинары, консультативные разборы, разборы всех тяжелых больных. Это хорошая возможность для медиков, не выезжая из своей территории, не отрываясь от повседневной работы, которой очень много, повышать квалификацию.

— Любой пациент лечебного учреждения, а тем более столкнувшийся с раком, ждет общения с врачом, ждет объяснений и даже поддержки. Не будет ли так, что такой уход медицины в цифровизацию отдалит еще больше пациентов и врачей?

— Такая опасность действительно есть. Дело и в цифровизации, и в другом подходе к работе молодого поколения медиков. Сегодня пациент приходит к врачу уже полностью обследованный, в системе есть вся информация о течении болезни, все результаты анализов. И врач действительно может не спросить у пациента даже о том, что его беспокоит или когда он заболел. А человек ждет, когда с ним будет разговор. У больного и так полное опустошение от поставленного диагноза, а тут еще врач ничего не объяснил, не поговорил. В онкодиспансере все пациенты знают, что можно прийти ко мне с любыми вопросами. И я действительно выслушиваю и разговариваю с каждым, но постоянно требую того же самого и от своих врачей.

Я уверена, что внедряемая цифровизация должна работать на пациента, а не облегчать труд врачу. Информация, зафиксированная на носителях, позволяет четче донести до врача всю специфику течения болезни, избежать потери данных. Это четкий информационный продукт, который дает возможность понять и проанализировать, почему возникла у пациента эта болезнь, когда впервые появились симптомы, на каком этапе и какой врач эти симптомы проглядел и так далее. Но система никогда не заменит человеческого общения.

Олег Усов