Видеть не видя

В Иркутске завершается международный передвижной фестиваль кукольных театров «Ковчег», в рамках которого в Приангарье состоялись не только показы замечательных спектаклей со всего мира, но и прошли интереснейшие мастер-классы для профессионального сообщества и самой широкой аудитории. Один из них провела актриса и режиссер из Литвы Каролина Жерните, которая показала иркутянам, как можно создавать спектакли для слепых и слабовидящих.

«Когда я еще училась на актрису кукольного театра, нам дали задачу придумать театр-утопию, и мне показалось интересным попробовать сделать такой театр, в котором зритель был бы самым главным участником спектакля, — рассказывает молодая литовская актриса и режиссер Каролина Жерните. — Я подумала, что в таком случае зритель должен быть каким-то особенным, чтобы именно он был главным в спектакле, а актеры ему служили. Таким образом, я придумала делать спектакли для незрячих, которые не могут, как обычные люди, увидеть театральную постановку». Так возникла идея театра ощущений: запахов, прикосновений, звуков, даже вкуса. Лишенный возможности видеть зритель начинает острее воспринимать все остальными органами чувств, именно в этом и состоит особенность постановок театра для слепых. Каролина признается, что необычная форма — результат ее личного эксперимента с сокурсниками, хотя не отрицает, что возможно в мире кто-нибудь занимается чем-то подобным. Сама она уже поставила два спектакля для слепых и слабовидящих — в Литве и Москве, и с тех пор ездит по миру, рассказывая о новой технике работы со зрителем.

Подобный мастер-класс состоялся и в Иркутске, в рамках работы международного передвижного фестиваля кукольных театров «Ковчег», который проходит в Приангарье по инициативе столичного творческого объединения «КультПроект». Именно эта организация предложила принимающей стороне — иркутскому театру кукол «Аистенок» — узнать новую для себя театральную форму. Артисты и руководство театра с радостью согласились, тем более что у них уже есть опыт работы с нестандартным зрителем (например, здесь уже играли спектакли для зрителей с синдромом Дауна). Первая часть мастер-класса заключалась в том, чтобы понять, что чувствуют незрячие люди. Для этого артисты полтора часа ходили по городу с завязанными глазами. Вторая часть состоялась в Иркутском доме актера, где все желающие могли почувствовать себя невидящими зрителями. «На самом деле подобные спектакли можно играть и для зрячих зрителей, но для этого им нужно завязать глаза», — поясняет Каролина.

Так, актеры «Аистенка» попробовали создать театральную атмосферу при помощи ощущений для журналистов, которым завязали глаза, провели в «чайхану», усадили на подушки и угостили чаем. Звуки, ветер, прикосновение ветвей деревьев, запах и вкус чая в абсолютной темноте — все это сформировало необычные, а главное подлинные ощущения. Теперь в планах театра постановка полноценного спектакля — главный режиссер «Аистенка» Юрий Уткин планирует поставить в театре спектакль для слепых и слабовидящих зрителей от 9-ти лет «Калиф-аист» по сказке В. Гауфа. Этот спектакль, реализованный в рамках проекта «Театр ощущений», станет второй в России профессиональной постановкой для этой категории зрителей, которые в настоящее время лишены возможности посещения театра.