Вглядываясь в лица

Выставка Евтихия Конева открылась в Иркутске
Настоящий классик иркутской живописной школы — Евтихий Конев, чей столетний юбилей пришелся 10 апреля, в художественной жизни Приангарья занимает особое место. Художник, чьи годы жизни (1914-1980) почти совпали с датами основания и распада Советского Союза, на протяжении творческого пути запечатлевал его историю. При этом вовсе без идеологической подоплеки — через обычных людей и простые сюжеты. Результат его трудов — на большой персональной выставке в Иркутском художественном музее.

Академическая дача, Конев Евтихий. Галерея Виктора Бронштейна

Родившись в Верхнеудинске (нынешнем Улан-Удэ) в простой семье и проведя все детство и юность на мелких забайкальских железнодорожных станциях, Евтихий Конев настолько привык к людям обыкновенным, что и после окончания Иркутского художественного училища и пройденной Великой Отечественной войны он видел настоящую правду жизни лишь в их лицах. Талантливый живописец, он умел работать в разных техниках и жанрах, но более всего проявился именно в портретах.

Сельские девочки Таня и Люся, Евтихий Конев.

«У коневских героев удивительные светлые лица, покоряющие своей наивной простотой и внутренним достоинством. Его полеводы, доярки, механизаторы, бригадиры будто и не позируют художнику, а живут и работают в привычной среде, — комментирует творчество живописца искусствовед Тамара Драница. — По своей творческой природе Евтихий Конев был художником-«многостаночником» — автором психологически достоверных, иногда суровых портретов деревенских мужиков, проникновенных женских образов, трогательных образов детей и молодежи, сибирских пейзажей».

Как вспоминают его современники, Евтихий Конев был невероятно свободным внутренне и артистичным человеком, который живо интересовался не только своим непосредственным ремеслом, но и всеми другими видами искусства, и даже пробовал себя в них. Так, например, к открытию выставки дети художника выпустили книгу, составленную из стихов, заметок и рассказов их отца. В ней Евтихий Конев продолжает вглядываться в лица тех людей, которые умели и любили работать на своей родной земле.

Плотник. Дом для внуков. Евтихий Конев.

«Он будто предчувствовал ту трагедию, которая на горизонтах уже о себе заявила. Именно тогда, когда он ушел из жизни, завершалась история советского крестьянства. Поэтому его смело можно причислять к нашим великим деревенщикам — это традиция Ильи Репина, Аркадия Пластова и других великих мастеров, на чьем фоне Евтихий Александрович совершенно не теряется, — говорит Тамара Драница. — Он увидел, прочувствовал и запечатлел окружающий его мир людей и природы со всей полнотой своего самобытного дарования».

Однако вместе с историей крестьянства в 80-е начала заканчиваться и история русской реалистической школы, продолжателем традиций которой был Евтихий Конев. Да, по формальным признакам он совпал с главенствовавшим тогда стилем социалистического реализма, однако ни на одном из его полотен не видно советской пропаганды. Люди и их дело, которому они отдают жизни, — вне временных и политических рамок, художник на своих полотнах утверждал прежде всего общечеловеческие ценности. Так, например, большая работа «Дом для внуков» из собрания художественного музея, занимающая одно из центральных мест в экспозиции, не имеет отношения ни к государственной политике, ни даже в целом к крестьянству. Здесь мы видим прежде всего человека, главная цель которого — созидание.

«Творчество Евтихия Александровича — это очень четкое и последовательное продолжение традиций русской реалистической школы, — отмечает заместитель директора по научной части Иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. — Это был настоящий патриот своей страны, романтик, который прославлял окружающую жизнь во всех ее самых прекрасных и значительных проявлениях».

Антон Кокин