Весна — машина торжествует?

Ура, пришло тепло и в наши широты. Автомобилисты радостно отключили автозапуск, рыщут по магазинам, выбирая летнюю резину и второй комплект «литья». А вот не с этого начинать надо, а с более приземленных вещей, о которых обычно вспоминают, когда уже сломалось. Но можно избежать поломок, поскольку своевременное техническое обслуживание практически всемогуще. Как говорят маcтера по ремонту, 70% поломок вызвано неправильной эксплуатацией. А неправильная эксплуатация — это и есть недостаток ухода и внимания в первую очередь.

Не поленитесь и покажите машину трем-четырем коллективам станций. Каждый напишет свой лист осмотра. Что совпадет во всех — то и надо ремонтировать.

Зачем нужна проверка

Весеннее обслуживание напоминает предзимнее, и оно связано с нашим климатом и большим перепадом температур. Изрядные морозы — причина сильной нагрузки на автомобиль, и следует кое-что проверить. А затем все, что нужно, заменить. В общем, готовьте денежки и выделите немного времени. Немного — по сравнению с тем, что у вас уйдет на ремонт при отсутствии ухода. Ну и средства при профилактике и при исправлении уже свершившейся беды совсем разные. Так что давайте сэкономим!

С чего начать проверку?

В Иркутске сыплют на дороги реагент. Поэтому начнем с избавления от соли. Загоняем машину в мойку и отмываем — и днище, и моторный отсек (со всеми предосторожностями), и кузов. На кузове вы обнаружите новые царапины, сколы и прочие неприятности, называемые на автожаргоне «косяками». Лучше всего косяки обнаруживаются при таком плавно вымирающем виде ухода, как хозяйская собственноручная мойка, когда вы вдумчиво ласкаете губочкой-тряпочкой своего намыленного четырехколесного коня. Обнажившийся металл полагается замазать во избежание ржавчины, которая расцветает в теплое время года намного быстрее. Замазывать следует либо своими силами средствами из магазина, либо заехав в кузовное СТО. Рассмотрите лобовое стекло — оно бывает посечено грязными дворниками, которые таскают по нему туда-сюда колючие песчинки. Подумайте, не пора ли поменять «лобовуху».

Затем надо поехать на СТО, где занимаются ходовой частью. Конечно, диагностика — это очень условно, потому что все мастера не прочь увеличить свой доход. Не поленитесь и покажите машину трем-четырем коллективам станций. Каждый напишет свой лист осмотра. Что совпадет во всех — то и надо ремонтировать, как правило. Ну или то, что стучит-бренчит.

Уделите внимание и тормозам. В каком состоянии колодки, не надо ли ручник подтянуть, и попросите мастеров проверить датчики АБС, которые могут от соли и окислиться. От них работает не только сама АБСка, но и системы курсовой устойчивости.

Подкапотный этап

Начнем с того, до чего культура большинства автомобилистов уже доросла. Это состояние моторного масла. Даже если вам на СТО сказали, что заменить его в следующий раз надо через 10 тыс. километров, это не совсем так. Не думайте, что раз вы так мало ездите, то менять надо раз в два года. Моторное масло хорошо служит не более шести месяцев. Оно состоит из базового масла и пакета присадок. Присадки состариваются и более не выполняют функций: антивспенивающих, моющих, антикоррозийных, улучшения индекса вязкости, антиокисления и др. А пробег зимой — это даже не совсем пробег, а в половине случаев — работа на прогреве. То есть масло отрабатывает свой ресурс прежде, чем наступит пробег. А стояние в пробках?! Тоже работа двигателя. Причем трогание автомобиля с места и разгон — это самый трудный момент для него. А мы в пробках только этим и занимаемся, что останавливаемся да стартуем. И еще. Цифра в 10 000 км — это для стран с хорошим топливом. В российском и сибирском топливе много серы, которая убивает присадки, поэтому однозначно замену масла следует проводить не через десять тысяч, а через пять. Кажется, автор уже приводила совет по определению свежести: растереть между подушечками пальцев каплю масла со щупа. Если есть ощущение тепла, масло пахнет горелым — то его нужно менять. Если после замены новое масло сразу же сильно темнеет — это значит, что следует почаще заезжать на СТО, и внутри мотора накоплено много грязи. Хорошее масло сразу же начинает забирать грязь в себя.

Под капотом у нас находятся и еще жидкости: антифриз, тормозная, жидкость коробки. Уровень и цвет скажут вам о следующих ваших расходах. Если вы меняли жидкости перед зимой, то просто проверьте уровень оных.

Не забудьте про расходники

Фильтры, свечи и ремни — все это меняется по пробегу. Однако зимой эти мелкие, но необходимые для счастья машины элементы напрягались особенно. Уделите внимание свечам зажигания и ремням. Перепады температур не полезны ни для кого. Вспомните, а когда же вы меняли топливные фильтры? Сеточку в баке, сам фильтр…

Цепной мотор? Не сидите на лаврах, поплевывая в сторону ременных приводов ГРМ. Проверьте натяжение цепи!

Амортизаторы, которые, увы, тоже относятся в наших суровых условиях к расходным материалам, некоторые производители вообще снимают с гарантии при эксплуатации при температуре ниже минус 26. Об этом написано в их гарантийном талоне. Если зимой вы не прогревали их и не берегли, то есть быстро ехали, пока они еще не прогрелись, то течи и выход из строя — закономерное явление. Сами амортизаторы, мало того что стоят на страже вашей безопасности, так они и спасают от износа всю прочую ходовку. Поэтому вложиться в новые хорошие амортизаторы — это со всех сторон выгодно. Только не покупайте их где попало, обратитесь в авторизованный производителем магазин. На сайтах производителей амортизаторов есть списки их представителей. Тогда есть все шансы, что вам продадут настоящие «кей-вай-би».

В общем, весна — это отличный повод уделить внимание вашей ласточке. И пусть она летает вам на радость!