Весь такой противоречивый Toyota RAV4

Поджатые губы, прищуренные глаза, нахмуренный лоб — вот так, по мнению японских дизайнеров, должен выглядеть современный кроссовер. Новый RAV4, похоже, продолжает курс Toyota на обновление имиджа марки, начатой с выпуском Camry. Как и в прошлый раз, вокруг новинки много споров. Копья ломают в основном на теме множества острых линий в дизайне автомобиля. Насчет ходовых характеристик отзывов пока немного. Корреспонденты Al решили восполнить этот пробел, взяв на тест не просто новое поколение RAV4, а его версию с дизельным двигателем, появившимся в продаже буквально этой весной.

По итогам прошлого года модель нашла более 27 тыс. покупателей — это пятый результат в сегменте среднеразмерных кроссоверов

Снаружи

Внешность и ее оценка — дело наживное и переменчивое. Как показала практика с той же Camry — волна бурных обсуждений перетекла в массовые покупки, и этот седан по итогам прошлого года стал лидером продаж в своем классе, более чем в два раза превзойдя ближайших конкурентов. Как бы ни был спорен дизайн, но Toyota своей цели добивается как минимум потому, что привлекает к себе внимание.

И действительно, разбирая по косточкам внешность нового RAV4, можно найти немало вызывающих вопросов моментов, но в целом это ведь вопрос вкуса. Если отстраниться от привычных определений «нравится — не нравится», дело идет проще. Разве не заметно, что трапециевидные линии бампера визуально уравновешивают параллелепипеды фар и радиаторной решетки? А боковая линия остекления словно в миниатюре повторяет силуэт кроссовера. Слегка «подкачали» разве что фонари, на сходство которых с фонарями другого японского кроссовера указывать не приходится. Но они не вносят дисгармонии в общий рисунок кормы. Словом, внешность RAV4 — хорошо выполненное упражнение «привлечь внимание, заставить обсуждать».

Внутри

А вот над интерьером, похоже, работала совсем другая группа дизайнеров. Так и хочется их назвать «умеренные консерваторы«! К линии консерватизма, например, можно отнести анахроничные табло электронных часиков, кочующих из одной модели Toyota в другую на протяжении множества лет. Преемственность традиций, скажете? А к чему тогда было городить огород с революционно новым обликом? Кстати, таких заимствований из прошлого в салоне RAV4 несколько. Помимо часов, блок регулировки зеркал, пластиковая вставка с обозначениями выбираемых передач сбоку от рукоятки АКПП и кое-что еще по мелочи. Однако эти проявления консерватизма не особо и выпячены.

Визуальной доминантой панели является волнообразный выступ нижней части торпедо, проходящий почти вдоль всей ее длины. Один ее конец упирается в пассажирскую дверь, на другом, в обрамлении серебристого пластикового постамента, «восседает» блок управления климатом и аудиосистемой с выпуклыми кнопками и крутилками. Смотрится, несомненно, красиво. Правда, вопросы вызывает материал, которым отделан этот «выступ» — мягкая на ощупь кожа очень похожа на искусственную. Вполне возможно, что через два три-года эксплуатации на ней могут появиться некрасивые потертости. Спорным по красоте можно назвать и пластиковые панели с отделкой под «карбон», использованные в оформлении дверей и блока селектора АКПП. Возможно, среди дизайнеров мирового автопрома это must have, однако в Иркутске такой элемент украшательства популярен среди владельцев недорогих автомобилей, прикупивших по случаю рулончик китайской самоклеющейся пленки.

Оставим придирки — в принципе в салоне RAV4 водитель не будет себя чувствовать неуютно. Напротив, удобное кресло пилота плотно обхватывает тело, а электроприводы сиденья позволят принять любую желаемую позу. Под индивидуальные особенности настраивается и руль — как по высоте, так и по вылету. Кстати, само рулевое колесо имеет эргономичные наплывы для комфортного хвата. Информация как с приборов, так и с блока управления климатом и медиа-системой, слегка развернутой к водителю, считывается легко. Все кнопки, крутилки и рычажки находятся под рукой, часть управленческих функций продублирована на рулевом колесе. Отметим маленькую, но приятную деталь — розетка на 12 вольт, равно как и USB и AUX-выходы, не запрятаны где-то в бардачке, а вынесены на легкодоступное место.

На заднем ряду пассажирам должно понравиться — такие же, как и спереди, аккуратные кожаные сиденья с ровной прострочкой, солидный запас пространства в ногах и над головой. К радости предполагаемого третьего пассажира — отсутствует центральный тоннель. Зато в багажном отсеке пол зачем-то вздут на манер подиума. Ах, вот в чем дело — под ним скрывается полноразмерная запаска, уложить которую заподлицо почему-то никак не удалось. Такое необычное решение, впрочем, на размерах багажного отделения не сказалось, 547 литров — вполне хороший показатель в данном классе. Кстати, дверь багажника теперь открывается вверх, в ряде дорогих комплектаций ее управление осуществляется при помощи электропривода.

В движении

Межсезонье — идеальное время для тест-драйвов, особенно автомобилей, претендующих на проходимость. Хочешь — меси весеннюю грязь, хочешь — кашу из талого снега. Да и асфальтовые дороги в эти времена года — тот еще полигон. Нынешней весной в Иркутске и окрестностях сухая погода сделала почти идеальными полянки, которые мы ранее облюбовали для внедорожных тест-драйвов и пару раз их успешно опробовали. Что ж, на безрыбье и такие условия — полигон. Отрабатываем несколько упражнений — взбираемся на склон, заросший травой и местами покрытый еще не растаявшим снегом, пробуем «на зуб» колею, пускаем RAV4 порезвиться на пересеченной местности. Все это, надо заметить, автомобиль послушно переваривает — даже без подключения дополнительных электронных помощников. Что ж, надо полагать, что с вполне распространенными для большинства владельцев кроссоверов препятствиями RAV4 справится.

Настоящее удовольствие от управления этим кроссовером получаешь на асфальте. Дизельный двигатель — залог удовлетворения драйверских амбиций. Казалось бы — 2,2 литра, 150 л.с., зато аж 340 Нм крутящего момента. Мощный старт, быстрые ускорения с малых оборотов позволяют в городе чувствовать себя практически королем дороги. Разгон до сотни занимает 10 секунд — завидные для большинства других кроссоверов показатели. На полсекунды быстрее разгоняется RAV4 лишь с топовым двигателем в 2,5 литра. Но там 180 «лошадок» под капотом.

Желаете усилить ощущения — нащупайте кнопку Sport под «бородой» центральной панели. В этом режиме принудительно добавляется крутящий момент на заднюю ось, активнее переключаются скорости, в общем, инженеров Toyota можно похвалить, а активным водителям посоветовать передвигаться только при включенной волшебной кнопке. Словно в противовес, хотя скорее подстраиваясь под тенденции «зеленой» моды, рядом с кнопкой Sport разработчики RAV4 нашли место и для кнопки Eco. Нажимать ее стоит лишь из любопытства, чтобы убедиться, насколько вялым и неинтересным может быть автомобиль даже с зажигательным дизелем.

Инженеры поработали не только над движком. Хороших слов в свой адрес удостаивается и энергоемкая подвеска, прозрачное рулевое управление, достойная шумоизоляция. В общем, на ходу RAV4 заглаживает острые углы вопросов, вызванных к его внешности и интерьеру.

Цена

Минимальная стоимость нового RAV4 стартует от 998 тыс. рублей (комплектация «Стандарт«). Передний привод, 146-сильный двухлитровый движок и «механика» — ну а что вы хотели за такие деньги? Хотя в «базе» кроссовер оснащен неплохо — противотуманки, светодиодные дневные ходовые огни, подогрев передних сидений и зеркал, аудиосистема, электростеклоподъемники на всех дверях, кондиционер, семь подушек безопасности, ряд электронных систем, в том числе курсовой устойчивости. Смущают лишь 17-дюймовые колеса на штамповках. Та же версия с полным приводом и вариатором обойдется уже в 1,135 млн рублей. Впрочем, от 4WD можно отказаться, оставив лишь вариатор. Такая комплектация называется «Стандарт Плюс», стоит 1,055 млн рублей и оснащается дополнительно «литьем», задними датчиками парковки и кожаной отделкой руля.

Психологически важный для многих автовладельцев Рубикон под названием «кожаный салон» появляется только в комплектации «Элеганс» стоимостью 1,355 млн рублей. Тот же двухлитровый движок, вариатор, полный привод, а помимо «кожи» в дополнение к базовой версии предлагаются такие опции, как ксеноновые фары ближнего света, складываемые при помощи электропривода зеркала, камера заднего вида, электропривод багажной двери, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, датчики света, дождя, парковки, электропривод водительского сиденья, кнопка запуска двигателя, более навороченная аудиосистема и так далее.

Любопытно, что в этой же комплектации становится доступным дизельный двигатель 2,2 литра и 150 л.с., совмещенный с 6-ст. АКПП, правда, по более высокой цене — 1,460 млн рублей.

Новый для RAV4 2,5-литровый бензиновый движок мощностью 180 л.с. оснащается только «автоматом» и доступен в комплектациях «Элеганс Плюс» — 1,470 млн рублей, и «Престиж Плюс» — 1,543 млн рублей. Оснащение топового варианта кроссовера подразумевает систему мониторинга слепых зон, систему оповещения о смене полосы движения, автоматического управления ближним и дальним светом, навигационную систему. Версия с дизельным движком в этой же комплектации (она и побывала на тесте Al) оценивается в 1,533 млн рублей.

Пожалуй, тойотовские маркетологи обладают самыми крепкими нервами. Цена нового RAV4 не кусается лишь в начальных комплектациях, которые, судя по анализу продаж модели предыдущей генерации, и не пользовались особым спросом. А вот версии с начинкой от уровня «приемлемая» явно свидетельствуют — Toyota уж точно не собирается бороться с конкурентами за счет ценового демпинга, да и доплата за бренд для производителя вещь сама собой разумеющаяся.

Впрочем, несмотря на стоны «дороговато» мужичков с различных интернет-форумов, новый RAV4 вряд ли выпадет из обоймы самых продаваемых в стране кроссоверов. По итогам прошлого года модель нашла более 27 тыс. покупателей — это пятый результат в сегменте среднеразмерных кроссоверов. И будьте уверены, как только новинка замелькает на улицах городов, в тойотовские салоны потянется народец под размышления о японском качестве и надежности. Стадный потребительский инстинкт для этого бренда пока остается хорошим подспорьем в продажах.

Ступени «карьеры»

RAV4 — модель с почти 20-летней историей. В далеком 1994 году была впервые выпущена трехдверка под этим названием, годом позже — пятидверная версия, пережившая в 1998 году рестайлинг. Модели первой волны — большая редкость, даже для «праворульного» Иркутска. Хорошо известный нашим водителям RAV4 второй генерации начал выпускаться с 2000 года, через положенные четыре года пройдя рестайлинг. Таких машин по нашим улицам ездит еще немало, в основном с правым рулем. С 2006 года появляется третье поколение RAV4, официальные дилерские представители которого начали теснить в Иркутске стоковые аналоги. Кстати, с середины «нулевых» смена поколений у тойотовского кроссовера стала происходить чаще, и уже в 2009 году публике «выкатили» четвертую серию, с рестайлингом в 2010-м. Ну а мировая премьера уже нынешнего поколения состоялась в прошлом году на автосалоне в Лос-Анджелесе.