Вероломство образов Рене Магритта

Один из самых известных сюрреалистов ХХ века впервые представлен в Иркутске большим собранием литографий. Выставка «Рене Магритт. Вероломство образов», включающая почти 50 работ автора, будет работать в галерее Diasдо 5 мая и знакомить иркутян с самым загадочным бельгийским художником. Кроме подлинных литографий, подкрепленных соответствующими сертификатами, экспозиция снабжена фотографиями автора и его высказываниями о собственном творчестве.

«Каждая видимая нами вещь скрывает что-то от наших глаз. А нам бы очень хотелось увидеть то, что прячется внутри», — утверждал автор, на картинах которого предметы не теряли своих очертаний, но странным образом сочетались с чем-то совсем неподходящим на первый взгляд. Еще более запутывали зрителей названия работ: почти никогда не связанные с изображением они задавали поэтический тон восприятию и настраивали зрителя на магическую природу искусства, которую утверждал своим творчеством Рене Магритт: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился будучи еще ребенком».

Художник, по его собственному признанию, стремился своими картинами заставить зрителя задуматься. На первый взгляд, его картины напоминают ребусы, но это не совсем так. Во-первых, потому, что разгадать эти визуальные загадки до конца невозможно, а во-вторых, потому что автор вкладывает в них немного более глубокий посыл — попытаться посмотреть в самую суть вещей. Так, например, одна из его самых показательных работ, давшая название всей выставке, «Вероломство образов» (есть на выставке) изображает обыкновенную курительную трубку, под которой каллиграфическим почерком по-французски написано: «Это не трубка». Если вдуматься, надпись вовсе не является противоречием, поскольку изображенная трубка — это не сама трубка, а лишь ее образ.

По такому же принципу работают и остальные картины художника: буквально каждый изображенный предмет будто призывает усомниться в своей реальности. Будь то человеческий глаз, названный «фальшивым зеркалом» или мольберт с картиной, вставленный в оконный проем и подменяющий точно такой же пейзаж. «Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же время видим его представление внутри себя. Таким же образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание», ֫— писал автор о своих визуальных экспериментах.

Выставка в галерееDias дает возможность зрителю понять творчество загадочного бельгийского художника, но и взглянуть в целом на изобразительное искусство несколько шире, чем он привык это делать.

«Экспозиция предоставлена Фондом Рене Магритта, который был создан его супругой после смерти художника, — рассказывает владелица арт-галереи Dias Диана Салацкая. — Этот фонд преследует простые, но очень важные цели: сохранение памяти и популяризация творчества Рене Магритта».

Все цветные литографии изданы Фондом Рене Магритта после смерти художника (известно, что при жизни успели изготовить только 2 литографии) и имеют сертификаты, подтвержденные французским обществом защиты авторского права в изобразительном искусстве ADAGP. Работы изготовлены в граверной мастерской Филиппа Морено дважды: тиражом 300 экземпляров в 2003 году, и тиражом 275 экз. — в 2010-м. Об этом свидетельствуют штампы на обратных сторонах литографий. Небольшие тиражи свидетельствуют о безусловной коллекционной ценности работ. Четыре работы дополнительно к факсимильной подписи самого художника сопровождаются подписью карандашом вдовы художника Жоржетты Магритт — его бессменной музы.

На выставке можно увидеть как самые известные произведения автора — «Сын человеческий», «Влюбленные», «Преодоление пустоты», «Голконда», так и менее растиражированные «Империя света», «Заколдованное место», «Победа».