Великие скрипки прозвучали в Иркутске

на концерте Дмитрия Когана
Иркутскую публику, воспитанную концертами фестиваля «Звезды на Байкале» и слышавшую игру по-настоящему выдающихся музыкантов, сегодня, пожалуй, удивить довольно сложно. Однако в минувший вторник 14 апреля это удалось сделать заслуженному артисту РФ Дмитрию Когану, выступившему в Иркутском музыкальном театре с проектом «Пять великих скрипок».

Фото Марины Свининой

Инструменты легендарных мастеров скрипичного искусства — Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери, Джованни Гваданини и Жана-Батиста Вильома — впервые оказались в Иркутске благодаря проекту «Пять великих скрипок», который уже четыре года осуществляет выдающийся музыкант Дмитрий Коган. Наследник знаменитой музыкальной династии, он начал осваивать скрипку в четырехлетнем возрасте, в десять лет впервые выступил с симфоническим оркестром, а в пятнадцать – с оркестром в Большом зале Московской консерватории. Сегодня Дмитрий Коган играет с самыми знаменитыми оркестрами по всему миру, но продолжает уделять большое внимание популяризации классической музыки в России.

Фото Марины Свининой

Впервые прославленный скрипач побывал в Иркутске полтора года назад в рамках своего благотворительного проекта «Время высокой музыки». Тогда он сыграл концерт в Иркутской филармонии на скрипке работы Джузеппе Гварнери 1728 года, а теперь привез в Иркутск еще четыре инструмента, созданных великими мастерами скрипичного искусства.

«Проект «Пять великих скрипок» возник в 2011 году, когда российский бизнесмен Валерий Савельев решил приобрести инструмент такого класса, которого еще никогда не было в нашей стране, — рассказывает Дмитрий Коган. — Он обратился ко мне с просьбой найти такой инструмент, выбрать и какое-то время на нем поиграть. Мне эта идея понравилась, мы активно начали искать скрипки, но точно не знали, какая именно нам подойдет. Поэтому мы попросили коллекционеров привезти нам на пробу пять инструментов. Возникла идея сделать концерт, в котором бы прозвучали все эти пять скрипок, после чего мы бы обсудили покупку наиболее понравившегося инструмента».

«На таких скрипках играть значительно сложнее, чем на обычных. Это как болид Формулы-1 — чтобы им управлять, надо иметь специальную подготовку. И я чувствую огромную ответственность и благоговение перед этими инструментами».

Концерт в колонном зале Дома союзов, состоявшийся 26 мая 2011 года в Москве, вызвал настоящий ажиотаж. Желающих услышать пять великих скрипок было в несколько раз больше, чем могла вместить концертная площадка. Успех был ошеломительный, после чего Валерием Савельевым для Дмитрия Когана была приобретена скрипка Гварнери, принадлежавшая в прошлом французской королеве Марии-Антуанетте и королю Швеции. «Этот концерт настолько запал мне в душу, что я стал договариваться с коллекционерами, чтобы скрипки этих мастеров брать в аренду для исполнения 6-10 концертов в сезон, — рассказывает Дмитрий Коган. — Уже четыре года подряд эти скрипки приезжают в Россию. Их очень сложно собрать все вместе, потому что они принадлежат разным коллекционерам из Швейцарии, Англии и Германии, которые не всегда готовы предоставить их в одно и то же время. Но мне важно собирать их вместе и давать возможность жителям России услышать все эти инструменты живьем. Ведь большинство людей за всю свою жизнь не имеют возможности услышать и увидеть ни одну из этих скрипок».

Фото Марины Свининой

Очередной тур «Пять великих скрипок» начался в Лондоне 30 марта, затем был концерт в Челябинске, после чего инструменты вместе с музыкантом оказались в Иркутске, а потом отправятся в Петрозаводск, Тулу, Петропавловск-Камчатский и Астрахань. Стоит отметить, что Иркутск оказался единственным городом в этом туре, где уникальный концерт носил благотворительный характер. Благодаря спонсорской помощи местных меценатов его смогли бесплатно посетить в том числе воспитанники музыкальных школ и училищ Иркутской области, которые выбрали своим основным инструментом именно скрипку.

«Мне кажется, это огромная социальная ответственность, потому что честно вам могу сказать: очень часто на этот концерт билеты очень дорогие, — признался музыкант. — Ну а что делать? Привезти эти инструменты — довольно дорогое удовольствие, нужны очень серьезные меры безопасности, условия хранения и перевозки, охрана, одна только страховая стоимость этих инструментов составляет около 20 млн евро».

Перед концертом музыкант встретился с учащимися музыкальных школ Приангарья и журналистами, которым дал возможность задавать любые вопросы. Естественно, одним из первых музыканта спросили о том, какой из пяти инструментов ему ближе. «Я не могу сказать, какая из этих скрипок мне ближе, потому что если я назову одну, остальные обидятся — они же живые, — ответил он. — Считайте, что у меня отношения одновременно с пятью женщинами. И самое ужасное, что они все об этом знают. Поэтому они все для меня равны и любимы, они абсолютно разные. Их нельзя сравнить. Хотя Гварнери — моя основная скрипка, с которой я концертирую уже четыре года».

Маэстро признался, что каждый раз подбирает репертуар прямо перед концертом, поскольку убежден, что выбор произведений зависит от зала, в котором проходит выступление. «Скрипки тоже должны почувствовать зал, ведь они такие же живые, как люди, — признался он. — Но, разумеется, на скрипке Амати я предпочитаю играть старинную музыку, на Страдивари — произведения, которые максимально отражают божественный тембр инструмента. На скрипке Гваданини я обычно играю что-то мощное, мужское; на скрипке Вильома — обязательно что-то французское, а на Гварнери — что-то безумно энергетически мощное».

Самым ярким номером стал финальный выход музыканта, когда в одной импровизации он брал разные скрипки одну за другой, чтобы наглядно показать разницу их звучания.

Дмитрий Коган сам вел концерт и, перед тем как заиграть на инструменте, много рассказывал о его особенностях. Так он начал свое выступление с исполнения двух произведений на старейшей из всех привезенных скрипке работы Николо Амати, созданной в 1665 году. Мастер, живший в XVII веке в итальянском городе Кремона, происходил из знаменитой династии скрипичных мастеров, которые, в сущности, впервые дали этому инструменту голос, приближающийся по своей выразительности к человеческому тембру сопрано. Сам Николо Амати в свое время создал собственную модель скрипки — GrandAmati, а кроме того стал широко известен как учитель таких мастеров, как Страдивари, Андреа Гварнери и Лоренцо Гваданини.

Инструменты их работы прозвучали следом. Но, пожалуй, самым ярким номером стал финальный выход музыканта, когда в одной импровизации он брал разные скрипки одну за другой, чтобы наглядно показать разницу их звучания. Сам Дмитрий Коган, по его собственному признанию, избалован скрипками такого уровня, поскольку играет на них начиная с 17 лет. Первой в его карьере стала скрипка работы Гваданини, затем были скрипки Страдивари разных периодов, а потом появилась скрипка Гварнери. «На таких инструментах играть значительно сложнее, чем на обычных, — признался музыкант. — Это как болид Формулы-1 — чтобы им управлять, надо иметь специальную подготовку. И я чувствую огромную ответственность и благоговение перед этими инструментами».

При бережном отношении со стороны реставраторов и исполнителей, по словам Дмитрия Когана, инструменты могут радовать слушателей сколько угодно. «Должна быть очень жесткая, и даже жестокая коллективная ответственность, — рассказал музыкант. — Например, мне, независимо от моего желания и от того, где я нахожусь, приходится ездить со своей скрипкой Гварнери раз в два месяца к реставраторам — то в Вену, то в Кремону. Мне так часто этого не хочется делать! Но надо лететь и отдавать ее выдающемуся реставратору на осмотр, это обязательное условие. И если все эти меры предосторожности соблюдать, то скрипка может жить всегда, как и любое другое произведение искусства».

Антон Кокин