Великие реки сибирского искусства

слились в масштабной выставке
Чтобы вместить огромную выставку «Ангара–Енисей. Великие реки сибирского искусства» в Иркутске, понадобилось целых три выставочных зала. Творчество красноярских и иркутских художников, пожалуй, впервые выставляется в таком объеме в Приангарье, хотя несколько лет назад подобный проект проходил в Красноярске.

Выставочный проект «Великие реки сибирского искусства» родился несколько лет назад в Красноярском региональном отделении Союза художников России. Его председатель — художник Сергей Ануфриев рассказывает, что идея состояла в том, чтобы оживить художественную жизнь регионов между большими общероссийскими выставками, которые проводятся один раз в пять лет. «На самом деле в Иркутске, Красноярске, Новосибирске и Омске — наиболее мощные творчески и численно союзы художников, — говорит он. — Мы решили провести несколько выставок, которые бы представляли региональные сибирские отделения Союза художников парами, чтобы была возможность и сравнить творческие школы, и посмотреть на них со стороны».

Так, в Красноярске уже состоялись выставки в рамках проекта «Великие реки сибирского искусства»: «Енисей—Иртыш», «Енисей—Ангара», «Проспект мира — Красный проспект», продемонстрировавшие творчество иркутских, омских и новосибирских авторов на фоне красноярских живописцев. Новосибирск и Омск уже организовали у себя ответные экспозиции, в этом году к проекту на правах организатора присоединился и Иркутск. Подготовка заняла около года, в течение которого были отобраны лучшие работы красноярских и иркутских художников. В результате количество авторов перевалило за 300 человек, а самих работ оказалось и того больше. В Иркутске не нашлось настолько большого зала, который смог бы вместить такой объем изобразительного искусства.

В результате организаторы решили разделить экспозицию на три части: в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея выставили живопись, в выставочном центре имени Виталия Рогаля — графику, а декоративно-прикладное искусство демонстрируется в галерее Дома художников. При этом экспозиция вовсе не повторяет то, что уже было выставлено в Красноярске. «Мы не ставили перед собой задачу провести выставку в Красноярске, а затем в том же виде перевезти ее в Иркутск, — рассказывает Сергей Ануфриев. — В этом нет никакого смысла. Многие наши авторы специально готовились к выставке в Иркутске и специально для нее написали новые работы. Для нас Иркутск — один из самых близких по духу городов. Наши связи не просто давнишние и дружеские, они глубокие».

Действительно, Иркутск и Красноярск близки не только территориально. Многие иркутские авторы получили высшее образование в Красноярском художественном институте, и большое количество красноярцев в свою очередь оканчивало, например, Иркутское художественное училище. Поэтому обычный зритель, скорее всего, не сможет на глаз отличить авторов из разных регионов, но можно точно сказать, что удовольствие от созерцания профессионального искусства ему обеспечено.

«Несмотря на то что территориально мы находимся рядом, мы на самом деле мало знаем, что происходит в художественной жизни соседнего региона. Поэтому этот проект — уникальная возможность для всех: и для художников, и для зрителей — увидеть встречу двух городов, — рассказывает председатель Иркутского регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева. — Стоит добавить, что выставка отнюдь не тематическая, она не про реки и не про озера, это прежде всего определенный срез современного искусства двух близких по духу городов».

Антон Кокин