Вдогонку Дню автомобилиста

Ну и ничего, что он прошел. День работников автомобильного транспорта в Бурятии любят и чтят настолько, что ежегодно проводят автокросс в последние выходные октября. Правда, главная сложность нашего автоспорта — отсутствие постоянной трассы, мешает проводить мероприятия. Уже столько было сил и грейдерочасов потрачено на прокладывание новых кругов тут и там, что и вспомнить грустно. Куда только ни ездил преданный зритель в Улан–Удэ и его окрестностях! Нынче же вроде бы определились с местом. Его видно с моста, по которому проходит федеральная трасса «Байкал». Место — под склоном горы, где удобно распределиться тысяче зрителей. Оно — в черте города и на берегу Тулунжинского озера. А потому собрало преданных поклонников автоспорта 8 ноября, подарив настоящий праздник.

Зрелищный проход поворота «Лансером» МС Бориса Гумница

Все настолько были рады, что удалось собрать автокросс на День автомобилиста, что атмосфера царила особая — домашнего теплого праздника. Осенние гонки, с советских времен проводившиеся регулярно, имели перерыв и состоялись впервые за три года. В огромной Бурятии, гектары которой покрывают заброшенные земли, негде выбрать маленький кусочек под гоночный круг! Были соревнования в самых разных местах, и каждый раз организаторы с надеждой и радостью говорили, что «теперь это постоянное место, нам его выделили». Не будем загадывать, страшно сглазить. Но Тулунжинское озеро принимало на своем льду и Кубок мэра для любителей, и дамскую «Автоледяночку». Теперь же рядом с ним пролегло чудесное извилистое кольцо для автокросса.

Трассу эту строил Александр Щербаков, один из ветеранов автоспорта, ловкий, веселый и обаятельный человек, воспитывающий — и успешно — сына–гонщика Сережу (1991 года рождения). «Я рассчитывал ширину поворота для грузовиков (которые у нас активно катаются в своем грузовом дивизионе Т3–4 — прим. авт.). Поэтому легковые тут ездят без проблем, — поделился Александр Данилович. — Длина трассы составила 850 метров. Да, она еще сырая, но выступать уже можно. Правда, на Серегиной машине мы пару колес порвали и поменяли. Расположение мне очень нравится, я давно это место заприметил, кстати: и удобно подъезжать иногородним участникам, не надо им по городу крутиться, и гостиницы близко, и зрителям есть где расположиться».

Можно задаться вопросом: почему так мало было участников. И почему из шестерых гонщиков не все приняли участие во всех трех заездах. К сожалению, Николай Арапов, доставивший свою Impreza за 700 км из Читы, пострадал из–за технических проблем. Стартовал, но вернулся на «галстуке» Алексей Безызвестных. Решив оправдать свое нежное народное прозвище «Леха Бешеный», Алексей поехал на стуканувшем моторе. («Я помогал с трассой, — пояснил Леша, — и не успел свою машину починить!») В первом заезде встал и Борис Гумниц. Встревоженный тренер Бори, его заботливый отец Владимир Соломонович вернулся от машины сына с вытянувшимся лицом. «Бензин кончился!» — прокричал он. Ну зато не сломался могучий «Лансер», который пережил на своем боевом веку немало. В двух других заездах заправивший машину Борис блистал, но невнимательность обошлась ему во второе место. Впрочем, Боря не расстроился. Он — один из организаторов гонок, и они ему, бесспорно, удались. За это каждый зритель мог бы выразить гонщику респект.

Среди зрителей был замечен МС Евгений Бадмаев, чемпион РФ по автокроссу и участник Чемпионата Европы. Он тоже остался босоногим сапожником — машину не успел подготовить к гонкам. Иначе борьба на трассе была бы куда зрелищней и жарче.

Но и с немногочисленными машинами было впечатляюще: лидер несется, поднимая облако пыли, за ним, пытаясь угадать, где трасса, второй, а остальные, как правило, отстают. И сразу виден уровень гонщика. Но какой бы ни имели пилоты год «выпуска» (от 1993 до 1983–го — молодежь правила бал), какой разряд (без него, первый или КМС или даже МС) — каждый из них получал поддержку и благодарность зрителей, за каждого искренне болели и переживали, как за родного. Отметим и погоду — настоящую праздничную, солнечную. Гонки прошли без происшествий, компактно по времени, без показательных выступлений (не считая традиционных мотоциклов «Вольного ветра», за что им отдельное спасибо), с самыми преданными зрителями. Но это не мешает им считаться очень успешными — столь любимые автозрелища мы получили, а гонщики обкатали новехонькую трассу.