Вагоны отправились под наблюдение

Новокузнецкий вагоностроительный завод банкротится
Кемеровский арбитраж ввел процедуру наблюдения в ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод». Заявление на банкротство предприятия подало кемеровское ООО «Вагон-Трейд СДС», и дважды суд откладывал его рассмотрение по ходатайству должника, пытавшегося урегулировать проблему досудебным способом. Однако заключить контракт и получить предоплату не удалось, завод практически остановил свою работу.

ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НкВЗ) создано в феврале 2008 года на базе завода по ремонту металлургического оборудования, выделенного, в свою очередь, из состава ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат» в ходе его банкротства. Завод выпускает полувагоны для перевозки угля (3,43 тыс. штук в 2013 году против 3,7 тыс. годом ранее). В 2013 году предприятие заняло седьмое место в России по общему выпуску вагонов. Согласно отчетности, выручка предприятия в 2013 году упала на 15,3%, до 6,2 млрд руб., чистая прибыль сократилась в 23,4 раза и составила 4,23 млн руб. В настоящее время основные акционеры НкВЗ — Юрий Байченко (25% акций), Андрей Бакай и Евгений Подъяпольский (по 12%), 51% — у ООО ИФК «Энерго», подконтрольного Александру Щукину, экс-вице-президенту холдинга «Сибуглемет».

На заседании арбитражного суда Кемеровской области представитель должника Анна Фердерер сообщила, что завод не может удовлетворить требования кредитора и заключить мировое соглашение для погашения задолженности, поскольку планируемый контракт так и не состоялся, соответственно, предоплата от заказчика не поступила. Еще на первом заседании суда 19 февраля она заявляла, что завод ведет переговоры с заказчиком об изготовлении 3 тыс. вагонов стоимостью 8,87 млрд руб. и осталось только подписать «спецификацию». Вчера госпожа Фердерер пояснила, что подписать «спецификацию» не удалось.

Ранее один из акционеров НкВЗ Евгений Подъяпольский объяснял проблемы завода тем, что в прошлом году одновременно упал спрос на вагоны, подорожал металлопрокат и стали недоступны банковские кредиты (см. „Ъ“ от 7 мая 2015 года). В результате себестоимость вагонов превысила расходы на их покупку или лизинг. «Суточная доходность вагона сейчас составляет 500 руб., а расходы на вагон — 800 руб., наши клиенты и от продления контрактов, заключенных в 2014 году, отказались, и от заключения новых»,— сообщал господин Подъяпольский. Акционеры НкВЗ пытались привлечь нового собственника, уступив в марте нынешнего года 51% акций завода ООО ИФК «Энерго» новокузнецкого предпринимателя Александра Щукина. Однако он побыл в качестве владельца завода недолго и заключил обратную сделку. Хотя в отчетности предприятия это пока не отражено, уход господина Щукина из числа акционеров НкВЗ подтвердили представители обладминистрации на заседании областного штаба по финансовому мониторингу на прошлой неделе. В настоящее время завод пытается найти хоть какие-то заказы угольных или транспортных компаний, включая контракты на ремонт и утилизацию (резку) старых вагонов.

На заседании арбитража во вторник представитель заявителя Наталья Ковших подтвердила, что ООО «Вагон-Трейд СДС» настаивает на удовлетворении своего заявления. Требования кредитора к должнику, по ее данным, с момента подачи заявления в январе не изменились — 34,27 млн руб. долга по договору поставки (общий долг по нему составлял 102,8 млн руб., но был в основном погашен в прошлом году). Госпожа Ковших предложила ввести на заводе процедуру наблюдения, а в качестве временного управляющего предложила кандидатуру Ирины Ракитиной. Оба эти ходатайства суд удовлетворил и ввел на НкВЗ наблюдение. Его итоги будут рассмотрены 26 октября.

Игорь Лавренков