Вагонов на всех хватит?

ПГК провела встречу с грузоотправителями и партнерами в Иркутске
В Первой грузовой компании (ПГК) проанализировали производственный цикл вагона и выявили интересные результаты. Оказывается, только 30% времени вагон «работает», остальные же 70% находится вне перевозочного процесса: в порожнем состоянии, ремонте или ожидании погрузо-разгрузочных операций. При этом почти весь год участники рынка грузовых железнодорожных перевозок заявляют о дефиците подвижного состава на Восточно-Сибирской и Забайкальской магистралях (ВСЖД и ЗабЖД, соответственно). Но получается, что вагонные ресурсы для перевозок продукции есть, нужно только рационально их использовать. Это и обсудили на прошедшем круглом столе представители региональной власти, РЖД, ПГК и компаний-грузовладельцев.

По словам министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артура Сулейменова, Первой грузовой компании удалось создать уникальную площадку для диалога и формирования единых подходов к развитию железнодорожной отрасли. Не секрет, что в этом секторе сейчас не самые простые времена. Меняется структура спроса и требования грузоотправителей. Имеют место ограничения движения по дорогам назначения. Не прошли бесследно технологические ремонты путей на сети РЖД. В текущих условиях вопросы эффективности управления вагонным парком обретают особую важность.

Валерий Яхимович: «Предлагаем работать сообща в интересах развития бизнеса наших предприятий. Выполнение большего числа перевозок меньшим парком грузовых вагонов отвечает потребностям всех участников рынка».

«Чтобы отрасль вышла на качественно новый этап развития, не требуется огромных финансовых вложений. Нужно обратить внимание на имеющиеся ресурсы. Если повысить скорость движения на сети, будет полностью устранен дефицит вагонов в нашем регионе», — отметил в начале встречи директор Иркутского филиала Первой грузовой компании Валерий Яхимович.

Глубокоуважаемый вагон

На сегодняшний день в управлении ПГК находится более 115 тыс. вагонов разного типа. Основу парка составляют вагоны трех видов. Преобладают полувагоны — 62,8 тыс., на втором месте по количеству цистерны — 20 тыс., и замыкают тройку крытые вагоны — 17,6 тыс. единиц. Достаточно ли этого? Соответствует ли потребностям грузоотправителей? Ведь промышленность развивается, объемы перевозок растут. Отличный пример — лесоперерабатывающие предприятия.

«В ближайшее время Группой «Илим» будет реализована программа развития комбинатов в Братске и Усть-Илимске. Производство целлюлозно-бумажной продукции существенно увеличится. Если в 2015 году с предприятия в Братске мы отгружали в вагонах ПГК 35% продукции, то в 2017-м эта доля увеличилась до 38%, в 2018 году она уже достигла 56%. Мы планируем дальнейшее ее повышение, с нашей стороны все для этого имеется», — сообщил директор Иркутского представительства ООО «Финтранс ГЛ» Вадим Шишковский.

Нацелены на долгосрочное партнерство

В условиях локального дефицита подвижного состава оператор прежде всего резервирует вагоны в пользу клиентов, готовых к серьезной совместной работе по планированию доставки грузов. Долгосрочные сервисные контракты становятся гарантом стабильных перевозок как для ПГК, так и для партнеров-грузоотправителей. По инициативе Иркутского филиала ПГК в 2018 году на ряде станций были открыты пункты подготовки и ремонта вагонов под погрузку, что позволило ускорить операции. Например, благодаря открытию пункта подготовки вагонов в Усть-Илимске простои подвижного состава сократились более чем в 2 раза.

В свою очередь представители ПГК заверили: компания в состоянии удовлетворить все потребности грузоотправителя за счет реализуемых программ по повышению операционной эффективности бизнеса. Об этом участникам встречи рассказали руководители из Москвы: заместитель начальника департамента перевозок промышленных грузов и ТНП Роберт Буйдов и начальник отдела по работе с филиалами департамента по работе с предприятиями угольной и металлургической отрасли Артур Демидов. Помимо улучшения качественных показателей работы, компания также обновляет парк. Упоминалось, что в 2017 году ПГК купила 7 тыс. полувагонов с повышенной грузоподъемностью 25 тс и 200 большекубовых крытых вагонов 2012 года выпуска.

В своем докладе Роберт Буйдов сделал акцент на оперативном и качественном восстановительном ремонте вагонов. Комплексная программа развития ПГК также включает мероприятия по восстановлению кузова в плановых видах ремонта и герметизацию крыш вагонов по факту натурного осмотра в случае необходимости. Начальник коммерческого центра Иркутского филиала ПГК Владимир Подскочин уточнил, что такую работу в филиале осуществляют 13 территориально-обособленных подразделений: 10 на ВСЖД и 3 на ЗабЖД. За 9 месяцев 2018 года специалистами Иркутского филиала отремонтировано и подготовлено под погрузку 30 тыс. вагонов. Простои вагонов в деповском ремонте снижены почти на трое суток, при капитальном ремонте — 1,6 суток, в текущем ремонте — 0,3 суток. Компания обеспечила все специализированные площадки хранения и ремонтные депо необходимыми деталями для выполнения ремонта. Это позволяет ПГК исключить простои своих вагонов из-за отсутствия необходимых запчастей.

Ольга Найко, директор филиала ООО «Финтранс ГЛ-Усть-Илимск»

— Открытие пункта подготовки вагонов в Усть-Илимске дало свои результаты. Простой вагонов в сентябре снизился с пяти до двух суток. В будущем мы планируем перейти на ТР-1 и ТР-2 (виды технического ремонта, — ред.) на наших подъездных путях. Если говорить об итогах, за 2018 год наша компания загрузила продукцией Группы «Илим» около 6 тыс. крытых вагонов, 60% из них — вагоны ПГК. В дальнейшем мы хотим довести эту цифру до 70%.

Еще один важный факт — по инициативе Иркутского филиала в 2018 году на ряде станций были открыты пункты подготовки и ремонта вагонов под погрузку. Это также способствует росту производительности парка.

«В феврале 2018 года заработал пункт подготовки вагонов (ППВ) в Усть-Илимске, в результате простои сократились более чем в 2 раза, — рассказал Валерий Яхимович. — В сентябре открыли пункт текущего отцепочного ремонта на станции Благовещенск Забайкальской железной дороги. Раньше забракованные вагоны отсюда отправлялись на станцию Белогорск, срок доставки вагона составлял четверо суток. Открытие пункта позволило сократить непроизводительный порожний рейс вагона».

Счет на сутки

Минимизация простоев под грузовыми операциями — еще одна ключевая задача для ПГК и грузоотправителей. На прошлогодней встрече Иркутского филиала с партнерами был задан ориентир — снизить показатель простоя вагонов под погрузкой на одни сутки. За год в сегменте платформ этот показатель сократился почти на двое суток, крытого подвижного состава — до полутора суток, полувагонов — на половину суток.

Евгений Ларин, первый заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги

— Согласно долгосрочной программе развития РЖД, к 2025 году погрузка на ВСЖД вырастет на 30% в сравнении с текущими объемами. В этих условиях наша задача — обеспечить бесперебойный пропуск поездов. Одна из целей компании к 2025 году — увеличить пропускную способность Байкало-Амурской магистрали в 2 раза. Для этого широко реализуется программа развития БАМа и Транссиба.

По мнению директора филиала, наибольший вклад в это дело внесли тринадцать компаний: алюминиевый завод «РУСАЛ Братск», целлюлозно-бумажная Группа «Илим», лесоперерабатывающее предприятие «КАТА», производитель минеральных удобрений «Ангарский Азотно-туковый завод», строительные компании «КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ», «Иркутский гипсовый завод», «МИКСГИПС» и «Никсвик», мас­лоэкстракционный завод «Амурский», а также «Армада», «Партнер», «Сяо-Лун» и «Сибфор».

В ПГК убеждены: тесное взаимодействие РЖД, грузоотправителей, грузополучателей, операторов, предприятий вагоноремонтного комплекса и государственных органов власти в будущем может дать еще более значимый эффект. Ориентир Иркутского филиала на 2019 год — снижение простоев под грузовыми операциями еще на одни сутки.

«Я подчеркиваю необходимость консолидации усилий всех участников перевозочного процесса для повышения производительности подвижного состава, качества транспортного обслуживания и эффективности перевозок, — резюмировал все сказанное за круглым столом в Иркутске Валерий Яхимович. — В этом вопросе сходятся интересы всех участников рынка».

С этим тезисом согласен и первый заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги Евгений Ларин: «Наш бизнес без вашего немыслим. Несмотря на существующие проблемы, мы в режиме онлайн постоянно встречаемся, обсуждаем их и решаем. В трудные моменты я всегда вспоминаю слова коллеги из ПГК: «Мы обречены на сотрудничество, а через него — на успех».

Артур Сулейменов, министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области

— Только в партнерстве возможно выработать оптимальные механизмы работы. В качестве примера могу привести прохождение северного завоза в нынешнем году. При нашем тесном сотрудничестве с железной дорогой северный завоз был закончен 29 июня. Таких показателей по России я, честно говоря, не знаю. Вот что получается, когда мы работаем вместе.

Десять лет стажа

Напомним, что Иркутский филиал ПГК предоставляет полный спектр транспортно-логистических услуг в 4 субъектах Российской Федерации — Иркутской и Амурской областях, Республике Бурятии, Забайкальском крае. В границах ответственности филиала 3 погранперехода — с Китаем и Монголией, взаимодействие с двумя железными дорогами — Восточно-Сибирской и Забайкальской.

«За 10 лет работы филиал перевез более 100 млн тонн грузов, это 1,6 млн вагоноотправок. Более 300 клиентов доверяют нам свою продукцию. Ключевая для нас задача — не быть наблюдателями происходящей трансформации отрасли в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта России, а вместе с партнерами инициировать позитивные для нас перемены», — добавил Валерий Яхимович.

Ольга Брайт