В храме Будды

Распространение буддизма на иркутской земле заметно по тому, как в разных городах и селах появляются буддийские храмы — дацаны. Невозможно пройти мимо красивого здания, выкрашенного в яркие цвета, с развевающимися на ветру хий-моринами (тибетские молитвенные флаги), чтобы хоть ненадолго не задержать на нем взгляда. Многие идут сюда: кто из праздного любопытства, а кто в поисках успокоения — двери дацана открыты для каждого.

Необязательно иметь конкретную цель для визита в дацан. Сюда можно прийти, присесть на деревянную скамью и посмотреть на своды храма, устланные ярко-красными, желтыми, зелеными тканями. Послушать, как ламы читают молитвы, сидя у алтаря и быстро перебирая в руках четки. Сделать три глотка аршана — святой воды, и уйти, так и не сказав никому ни слова, потому что никто не станет спрашивать, что привело тебя в это место. Если только ты сам не захочешь рассказать об этом.

Вслед за солнцем

Буддизм не отрицает иные религии. Поэтому, придя в дацан, в нем можно встретить последователя любой веры, сторонника любой конфессии, представителя любой национальности. Каждого в дацан приводит что-то свое. Кто-то ищет здесь ответы на вопросы о жизни и смерти, о своем предназначении на земле и источнике страданий. Кому-то интересно посмотреть, что скрывается за резными воротами и куда ведут двери этого необычного здания, что радует глаз своей красотой и даже некоторой помпезностью, вычурностью. Хотя за дверьми ничего такого нет: там спокойно, над чашками с зажженными благовониями вьется дымок, и терпкий запах разносится повсюду. Тишину нарушают только слова тибетской молитвы на непонятном нам, простым смертным, языке.

В этих молитвах заложено знание, доступное лишь тем, кто выбрал путь служения Будде и его учению — путь просветления и познания, освобождения от земных страстей и прекращения страданий. Это ламы — служители дацанов. Не послушники, поскольку лама не только ученик, но и учитель. Дацаны же называют буддийскими университетами или факультетами, где обучаются ламы. Кроме того, слово «дацан» означает место собрания «сангхи», то есть общины, где есть несколько монахов, посвятивших себя учению Будды. Слово «дацан» имеет тибетское происхождение: «да» означает «монах», «цан» — «целый, полный, собранный». То есть, дословно «дацан» переводится как «собрание монахов».

Архитектура бурятских дацанов бывает трех типов: тибетский стиль, китайский стиль и стиль в форме юрты. Считается, что здания дацанов в форме юрты более присущи для Республики Монголия. Обычно храмы представляют собой комплексы, где кроме главного здания есть небольшие домики, в которых живут, учатся и принимают посетителей ламы. На территориях дацанов много молитвенных барабанов — «хурдэ», которые нужно крутить слева направо, по движению солнца три раза и повторять слова мантры — «Ом мани падмэ хум». Считается, что один поворот барабана — это одна молитва, а ритуал способствует накоплению положительной кармы. Есть ступы или субурганы — монументальные культовые сооружения для хранения буддийских реликвий. Такие ступы — источники накопления добродетелей, а обход вокруг них, согласно учению, наполняет сознание светлыми и добрыми помыслами.

Как только человек попадает на территорию дацана, он совершает много разных буддийских ритуалов, и при этом совсем необязательно быть буддистом. Эти ритуалы начинаются у самых ворот, где кроме центрального входа есть две калитки — слева и справа. Входить нужно в ту, что слева, чтобы, обойдя территорию по периметру, выйти из второй калитки. Все движения совершаются слева направо, по ходу солнца, поскольку в буддизме считается, что вся жизнь человека неразрывно связана с природой и движением небесных светил — Луны и Солнца.

Драгоценное и неиссякаемое

В Иркутске дацан был создан религиозной общиной Буддийской традиционной сангхи России в 2006 году. Местные ламы говорят, что 90% всех посетителей — русские по национальности и буддистами не являются. «Люди приходят сюда, чтобы получить совет по разным жизненным ситуациям, совершить обряды для устранения препятствий, болезней или привлечения удачи, — рассказывает Зориго-лама, который два года назад приехал в Иркутский дацан из Иволгинского (Республика Бурятия). — Буддизм в Иркутске набирает популярность, людей стало приходить больше. Даже атеисты к нам приходят, когда им больше не к кому обратиться».

Каждое утро в дацане начинается с хурала (молебен): ламы обращаются к божествам и просят о благополучии людей. Считается, что хурал помогает очиститься от плохих деяний, способствует исполнению желаний. Поэтому на молебны приходит много людей. Они приносят молоко, фрукты и сладости для подношений божествам. Большинство же посещают дацан, чтобы обратиться к ламе за советом, заказать гороскоп или проконсультироваться с целителем-тибетологом. Зоригто-лама, например, консультирует посетителей по личным вопросам. Ему 31 год, и буддийскими практиками он занимается с 1996 года. Как и многие другие ламы, образование он получил в Буддийском университете при Иволгинском дацане.

Современные буддисты идут в ногу со временем: сегодня почти у каждого крупного дацана есть свой сайт в интернете, где люди могут узнать о хуралах, буддийских практиках и учении Будды. По словам Зоригто-ламы, Иркутский дацан популяризирует свою деятельность не только в сети: ламы читают лекции о буддизме, проводят общественные религиозные мероприятия. При этом никто не называет их миссионерами: буддистам не важно, к какой конфессии принадлежит очередной посетитель, и они не принимают усилий к тому, чтобы вовлечь его в свою религию.

В августе прошлого года в Иркутской области появился еще один дацан — в поселке Усть-Ордынский. «Тубдэн-Даржилин» — так назвали его буддисты. Открытие дацана в столице Усть-Ордынского бурятского округа стало таким большим событием для Буддистской традиционной сангхи России, что мероприятие посетил ее глава — XXIV Пандидо Хамбо-лама Аюшеев, а также представители дацанов Республики Бурятия, Усть-Ордынского и Агинского бурятских округов.

Несмотря на то, что усть-ордынская земля — шаманистская, никто из местных не противился появлению в поселке буддийского храма. Люди приходят сюда со своими заботами, проблемами и вопросами, и их не смущает то, что кто-то из них христианин, а кто-то — шаманист.

Настоятель дацана лама Саян Гундупов рассказывает, что приехал в поселок в 2002 году, а три года спустя построил дом на небольшом участке земли, недалеко от въезда в Усть-Орду. Здесь он стал принимать посетителей. Позже обратился к местным бизнесменам с просьбой оказать финансовую поддержку в строительстве дацана. Получил согласие и на средства спонсоров, а также пожертвования местных жителей, и было построено красивое и большое здание дацана, которое теперь видит каждый, кто заезжает в поселок. Храм популярен не только среди жителей Усть-Орды, но и проезжающих мимо туристов, для которых дацан стал еще одним интересным местом, обязательным для посещения.

Еще один дацан, часто посещаемый туристами, находится в курортном поселке Аршан Тункинкого района Республики Бурятия. Здесь любят бывать гости из Иркутской области. Храм называется «Бодхидхарма». Его здание не такое большое, как в Иркутске или в Усть-Орде, но и здесь всегда бывает много посетителей. Туристам нравится само место — долина, окруженная величественными горами.

Однако еще большей популярностью среди туристов, путешественников и просто любопытствующих пользуется Иволгинский дацан, где находится резиденция Пандито Хамбо-ламы — главы буддистов России. Расположенный у подножия хребта Хамар-Дабан, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, он является местом паломничества буддистов со всех окраин страны и зарубежья. Иволгинский дацан был открыт в 1945 году. При нем работает Буддийский университет «Даши Чойнхорлин», где и учатся ламы, чтобы затем поехать в другие дацаны и нести людям учение Будды. Дацан охраняется государством, поскольку является памятником культового зодчества. Многие едут сюда, чтобы поклониться нетленному телу XII Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, над разгадкой феномена которого ученые бьются уже несколько лет. Святыня буддийского мира, «драгоценное нетленное тело» находится в Иволгинском дацане с 2002 года, после того как ламы по завещанию Итигэлова вскрыли его бумхан (саркофаг), в котором он пребывал с 1927 года. Тело по-прежнему остается неизменным.

В дни поклонения «Эрдэни Мунхэ Бэе» (Драгоценному и Неиссякаемому телу Пандито Хамбо-ламы Итигэлова) в Иволгинский дацан приезжают тысячи людей. Они верят, что поклонение святыне несет исцеление от болезней, дарует удачу и благополучие. По слухам, с просьбами о земных благах в эти места едут даже известные политические деятели государства.

За духовной помощью

В скором времени в Иркутской области появится еще один буддийский храм — в Ольхонском районе, близ села Еланцы. Зоригто-лама считает, что в будущем посетителей дацанов станет еще больше. «Подавляющее большинство тех, кто приходит в храмы, прежде всего нуждаются в духовной помощи, — говорит священнослужитель. — Такая помощь нужна всем, вне зависимости от того, какой человек национальности и вероисповедания. Мы стараемся помогать каждому, но многое зависит от самого человека, от его кармы и от того, какие поступки он совершает».

Евгения Липина