В театре неспокойно

С новых скандалов начинает 2015 год культурная сфера Бурятии. Если в конце 2014 года дракой прославился на всю страну Театр оперы и балета Улан-Удэ, то сейчас неспокойно в Русском драматическом театре. Его артисты, недовольные продлением контракта с директором учреждения Петром Степановым, распространили в коллективе письмо, в котором заявляют о своем возможном уходе из театра по причине конфликта с руководителем.

О том, что директору театра Петру Степанову продлили контракт до декабря 2015 года, стало известно в конце прошлого года — часть артистов ответила на эту новость коллективным письмом, которое распространила в театре для внутреннего пользования. В письме, как сообщают республиканские СМИ, было указано, что его авторы намеренно не придали ему статус «открытого», чтобы «не выносить сор из избы». Тем не менее само письмо «избу» все-таки покинуло. В нем, по данным СМИ, актеры выразили недоверие к своему директору и подчеркнули, что у театра отсутствует четкая художественная и административная политика, что является, по их мнению, следствием конфликта между директором Петром Степановым и художественным руководителем театра Анатолием Баскаковым. Разделение сфер влияния между этими руководителями, пишут артисты, произошло на словах, но на деле директор продолжает вмешиваться в репертуарную политику, например, приглашая «режиссеров, в спектаклях которых артистам стыдно выходить на сцену». Упоминается также в письме саботирование показа спектакля «Любовь людей» на престижном фестивале «Реальный театр» — эта работа впоследствии получила высокие оценки критиков, и выбор директором театра для фестиваля в Иркутске спектакля «Чудо-колокол», ставшего «позором театра».

По мнению коллектива театра, избранный Петром Степановым (на фото) курс на сохранение традиций препятствует развитию театра.

Артисты сетуют на то, что избранный директором курс на сохранение традиций препятствует развитию театра. В итоге они выступили против переназначения Степанова и Баскакова, в противном случае оставляя за собой право покинуть театр. Всего под письмом свои подписи поставили около десяти человек, послание вызвало широкий резонанс в театре, став достоянием гласности, и в обществе. Вскоре в театре, в пику первому, появилось второе письмо — в поддержку Петра Степанова. По непроверенным данным, инициировано оно было супругой Петра Степанова, также работающей в театре. Под этим обращением подписи поставили уже более ста человек, включая уборщиц, гардеробщиц и прочий технический персонал.

Нужно отметить, что вопрос о продлении трудового договора с Петром Степановым не первый раз оказывается на слуху. В декабре 2013 года министерство культуры отказалось продлить этот документ, фактически отправив Степанова в отставку. Не известно, с чем именно было связано подобное решение, но незадолго до этого в театре разразился скандал с хищением выручки от продажи билетов и подделки билетных книжек. Скандал повлек за собой ряд увольнений сотрудников, непосредственно отвечавших за эту работу, но на этом все и прекратилось, никакого вмешательства в работу театра правоохранительных органов не произошло.

Отставка Степанова, однако, продлилась недолго. Уже в январе 2014 года Степанов вернулся в свое кресло. Объяснило этот факт министерство культуры очень просто — тем, что «старый трудовой договор со Степановым истек 31 декабря 2013 года. В первый рабочий день, 9 января, с ним заключен новый трудовой договор». Официально договор был продлен в связи с необходимостью завершить вторую очередь строительства здания театра, по неофициальной же версии, помог отыграть ситуацию с отставкой Степанова один из высокопоставленных чиновников правительства Бурятии.

В своем письме артисты, кстати, отдали дать уважения директору за его вклад в строительство нового здания театра. Это строительство, надо заметить, стало крупным событием в культурной сфере республики вообще — первая очередь стройки была завершена в 2009 году, в настоящее время спектакли проходят в новеньком, с иголочки, современном здании театра русской драмы. Прежнее помещение театра находилось фактически в здании вуза, занимающегося подготовкой артистов, этому вузу и досталась старая сцена. Новое здание стало одним их красивейших в Улан-Удэ, была обновлена и площадь с фонтаном перед театром — теперь это любимое место отдыха горожан в теплое время года. Второй этап строительства должен был завершиться еще в 2011 году, но не сдан до сих пор. Именно этим и объясняет очередное продление контракта с Петром Степановым, достигшим в 2014 году пенсионного возраста, министерство культуры Бурятии.

Театральная сфера Бурятии, возможно, в силу особенной душевной организации работающих в ней людей, периодически оказывается в центре какого-нибудь скандала. Громкие назначения сменяются не менее громкими отставками — такого потрясения не испытывает ни одна другая сфера в регионе.

Как отметил 19 января министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, ситуация в театре сложная. Да, Степанов, подчеркнул министр, достиг пенсионного возраста и по закону должен выйти на пенсию, однако в настоящее время объекты второй очереди строительства — малая сцена и сопутствующие дополнительные здания — еще не сданы в эксплуатацию.

— Мы надеялись, — сообщил Цыбиков, — что в 2014 году строительство завершится, но завершилась только активная часть стройки, а надо еще сдать в эксплуатацию само здание театра, подписать все необходимые документы. Мы не можем оставить процесс передачи здания в эксплуатацию без той управленческой команды, которая работала над этим проектом, над стройкой. Помимо здания, там еще и большое количество оборудования, которое все это время поступало в театр на хранение, и его теперь нужно принять на баланс. Это долгий процесс, и, естественно, люди, которые работали в течение этого времени с документами и приемкой оборудования, должны его завершить. Было бы даже некорректно назначать нового директора, пока не завершена эта работа.

Только после того, как все эти вопросы будут урегулированы, можно будет говорить о каких-то кадровых решениях, отметил Цыбиков. Как ожидается, эта работа будет завершена в течение первого квартала, максимум — первого полугодия 2015 года.

«Что касается артистов, которые «оставили за собой право покинуть театр» из-за того, что их не устраивает репертуар, то это их право, — отметил Цыбиков, — принять такое решение. Но, наверное, руководство театра и художественная дирекция приложат все усилия, чтобы разрешить конфликт. Думаю, театр в состоянии сам справиться».

Как он справится, станет ясно уже в ближайшее время. Теоретически, считает источник в околотеатральных кругах, артисты могут пойти на компромисс, учитывая, что министерство культуры не отказывается все же от кадровых перестановок — ведь Тимур Цыбиков не исключил их возможность после завершения строительства. Но в таком случае очевидно, что нынешним скандалом ситуация не ограничится. Если даже сейчас удастся сгладить острые углы, то через полгода вопрос встанет вновь.

Вообще, театральная сфера, возможно, в силу особенностей душевной организации работающих в ней людей, периодически оказывается в центре какого-нибудь скандала. Громкие назначения сменяются не менее громкими отставками — такого потрясения не испытывает ни одна другая сфера в регионе. Многим в Бурятии запомнился талантливый, но не сдержанный в выражениях художественный руководитель театра оперы и балета республики Антон Лубченко, который ушел со скандалом в 2011 году со своего поста, напоследок весьма нелицеприятно отозвавшись о бывших коллегах, да и жителях Бурятии вообще. Сменивший его Азат Максутов покинул театр не менее громко и скандально: его уволили по статье трудового кодекса России №278, то есть без объяснения причин. Минкульт тогда свою позицию никак не обозначил, воздерживаясь от комментариев, Максутов же не скрывал, что увольнению предшествовали внутренние разборки сначала в театре, а затем и в министерстве, и что ему пригрозили увольнением после того, как он якобы начал разбираться в делах театра и обнаружил там ряд нарушений. Последовало судебное разбирательство, но у оперного театра сейчас все же другой руководитель, и вновь не обходится без скандалов. Один из них в конце 2014 года завершился массовой дракой, благодаря которой об улан-удэнском оперном театре узнала вся страна — видео драки засветилось на федеральном телеканале. Драка произошла в рамках празднования 75-летия театра, на банкете, между солистами балетной труппы и работниками оперного цеха. По некоторым данным, потасовка приняла нешуточный характер, администрации пришлось обратиться к услугам вневедомственной охраны и вызвать пострадавшим скорую. Сразу несколько федеральных информагентств написали об этом событии со ссылкой на очевидцев. «Два стола полетели в клочья, рубахи рвали, — сообщил источник «Русской службы новостей», — страшное было дело. Одного так стукнули, он потерял сознание, лежал бездыханный. Его за руки тащили. Он артист балета. Не знаю, кто еще пострадал, но участвовали народные, заслуженные артисты, а не работники сцены, не осветители. Директор там разнимала их, носилась».

Официально никто факт драки так и не подтвердил. «Возможно, были единичные случаи ссор, но они не носили массовый характер и уж тем более профессиональных или цеховых различий», — говорилось в официальном опровержении.

Марина Денисова