В театре неспокойно
О том, что директору театра Петру Степанову продлили контракт до декабря 2015 года, стало известно в конце прошлого года — часть артистов ответила на эту новость коллективным письмом, которое распространила в театре для внутреннего пользования. В письме, как сообщают республиканские СМИ, было указано, что его авторы намеренно не придали ему статус «открытого», чтобы «не выносить сор из избы». Тем не менее само письмо «избу» все-таки покинуло. В нем, по данным СМИ, актеры выразили недоверие к своему директору и подчеркнули, что у театра отсутствует четкая художественная и административная политика, что является, по их мнению, следствием конфликта между директором Петром Степановым и художественным руководителем театра Анатолием Баскаковым. Разделение сфер влияния между этими руководителями, пишут артисты, произошло на словах, но на деле директор продолжает вмешиваться в репертуарную политику, например, приглашая «режиссеров, в спектаклях которых артистам стыдно выходить на сцену». Упоминается также в письме саботирование показа спектакля «Любовь людей» на престижном фестивале «Реальный театр» — эта работа впоследствии получила высокие оценки критиков, и выбор директором театра для фестиваля в Иркутске спектакля «Чудо-колокол», ставшего «позором театра».
Артисты сетуют на то, что избранный директором курс на сохранение традиций препятствует развитию театра. В итоге они выступили против переназначения Степанова и Баскакова, в противном случае оставляя за собой право покинуть театр. Всего под письмом свои подписи поставили около десяти человек, послание вызвало широкий резонанс в театре, став достоянием гласности, и в обществе. Вскоре в театре, в пику первому, появилось второе письмо — в поддержку Петра Степанова. По непроверенным данным, инициировано оно было супругой Петра Степанова, также работающей в театре. Под этим обращением подписи поставили уже более ста человек, включая уборщиц, гардеробщиц и прочий технический персонал.
Нужно отметить, что вопрос о продлении трудового договора с Петром Степановым не первый раз оказывается на слуху. В декабре 2013 года министерство культуры отказалось продлить этот документ, фактически отправив Степанова в отставку. Не известно, с чем именно было связано подобное решение, но незадолго до этого в театре разразился скандал с хищением выручки от продажи билетов и подделки билетных книжек. Скандал повлек за собой ряд увольнений сотрудников, непосредственно отвечавших за эту работу, но на этом все и прекратилось, никакого вмешательства в работу театра правоохранительных органов не произошло.
Отставка Степанова, однако, продлилась недолго. Уже в январе 2014 года Степанов вернулся в свое кресло. Объяснило этот факт министерство культуры очень просто — тем, что «старый трудовой договор со Степановым истек 31 декабря 2013 года. В первый рабочий день, 9 января, с ним заключен новый трудовой договор». Официально договор был продлен в связи с необходимостью завершить вторую очередь строительства здания театра, по неофициальной же версии, помог отыграть ситуацию с отставкой Степанова один из высокопоставленных чиновников правительства Бурятии.
В своем письме артисты, кстати, отдали дать уважения директору за его вклад в строительство нового здания театра. Это строительство, надо заметить, стало крупным событием в культурной сфере республики вообще — первая очередь стройки была завершена в 2009 году, в настоящее время спектакли проходят в новеньком, с иголочки, современном здании театра русской драмы. Прежнее помещение театра находилось фактически в здании вуза, занимающегося подготовкой артистов, этому вузу и досталась старая сцена. Новое здание стало одним их красивейших в Улан-Удэ, была обновлена и площадь с фонтаном перед театром — теперь это любимое место отдыха горожан в теплое время года. Второй этап строительства должен был завершиться еще в 2011 году, но не сдан до сих пор. Именно этим и объясняет очередное продление контракта с Петром Степановым, достигшим в 2014 году пенсионного возраста, министерство культуры Бурятии.
Театральная сфера Бурятии, возможно, в силу особенной душевной организации работающих в ней людей, периодически оказывается в центре какого-нибудь скандала. Громкие назначения сменяются не менее громкими отставками — такого потрясения не испытывает ни одна другая сфера в регионе.
Как отметил 19 января министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, ситуация в театре сложная. Да, Степанов, подчеркнул министр, достиг пенсионного возраста и по закону должен выйти на пенсию, однако в настоящее время объекты второй очереди строительства — малая сцена и сопутствующие дополнительные здания — еще не сданы в эксплуатацию.
— Мы надеялись, — сообщил Цыбиков, — что в 2014 году строительство завершится, но завершилась только активная часть стройки, а надо еще сдать в эксплуатацию само здание театра, подписать все необходимые документы. Мы не можем оставить процесс передачи здания в эксплуатацию без той управленческой команды, которая работала над этим проектом, над стройкой. Помимо здания, там еще и большое количество оборудования, которое все это время поступало в театр на хранение, и его теперь нужно принять на баланс. Это долгий процесс, и, естественно, люди, которые работали в течение этого времени с документами и приемкой оборудования, должны его завершить. Было бы даже некорректно назначать нового директора, пока не завершена эта работа.
Только после того, как все эти вопросы будут урегулированы, можно будет говорить о каких-то кадровых решениях, отметил Цыбиков. Как ожидается, эта работа будет завершена в течение первого квартала, максимум — первого полугодия 2015 года.
«Что касается артистов, которые «оставили за собой право покинуть театр» из-за того, что их не устраивает репертуар, то это их право, — отметил Цыбиков, — принять такое решение. Но, наверное, руководство театра и художественная дирекция приложат все усилия, чтобы разрешить конфликт. Думаю, театр в состоянии сам справиться».
Как он справится, станет ясно уже в ближайшее время. Теоретически, считает источник в околотеатральных кругах, артисты могут пойти на компромисс, учитывая, что министерство культуры не отказывается все же от кадровых перестановок — ведь Тимур Цыбиков не исключил их возможность после завершения строительства. Но в таком случае очевидно, что нынешним скандалом ситуация не ограничится. Если даже сейчас удастся сгладить острые углы, то через полгода вопрос встанет вновь.
Вообще, театральная сфера, возможно, в силу особенностей душевной организации работающих в ней людей, периодически оказывается в центре какого-нибудь скандала. Громкие назначения сменяются не менее громкими отставками — такого потрясения не испытывает ни одна другая сфера в регионе. Многим в Бурятии запомнился талантливый, но не сдержанный в выражениях художественный руководитель театра оперы и балета республики Антон Лубченко, который ушел со скандалом в 2011 году со своего поста, напоследок весьма нелицеприятно отозвавшись о бывших коллегах, да и жителях Бурятии вообще. Сменивший его Азат Максутов покинул театр не менее громко и скандально: его уволили по статье трудового кодекса России №278, то есть без объяснения причин. Минкульт тогда свою позицию никак не обозначил, воздерживаясь от комментариев, Максутов же не скрывал, что увольнению предшествовали внутренние разборки сначала в театре, а затем и в министерстве, и что ему пригрозили увольнением после того, как он якобы начал разбираться в делах театра и обнаружил там ряд нарушений. Последовало судебное разбирательство, но у оперного театра сейчас все же другой руководитель, и вновь не обходится без скандалов. Один из них в конце 2014 года завершился массовой дракой, благодаря которой об улан-удэнском оперном театре узнала вся страна — видео драки засветилось на федеральном телеканале. Драка произошла в рамках празднования 75-летия театра, на банкете, между солистами балетной труппы и работниками оперного цеха. По некоторым данным, потасовка приняла нешуточный характер, администрации пришлось обратиться к услугам вневедомственной охраны и вызвать пострадавшим скорую. Сразу несколько федеральных информагентств написали об этом событии со ссылкой на очевидцев. «Два стола полетели в клочья, рубахи рвали, — сообщил источник «Русской службы новостей», — страшное было дело. Одного так стукнули, он потерял сознание, лежал бездыханный. Его за руки тащили. Он артист балета. Не знаю, кто еще пострадал, но участвовали народные, заслуженные артисты, а не работники сцены, не осветители. Директор там разнимала их, носилась».
Официально никто факт драки так и не подтвердил. «Возможно, были единичные случаи ссор, но они не носили массовый характер и уж тем более профессиональных или цеховых различий», — говорилось в официальном опровержении.
Марина Денисова