В страну чудес — здесь есть все, что тебе нужно

Побывать в Индии — голубая мечта почти каждого третьего русского человека. Ядерный симбиоз самых разных культур, «намоленные» места, тусовки людей со всего мира, неповторимая еда и, наконец, щедро греющие лучи солнца — в Индии есть все и для каждого. При этом путешествие в страну чудес многие воспринимают не как простую туристическую поездку, а как способ познания и преодоления самого себя. Наш пугливый и консервативный народ встречает своих соотечественников, посетивших Бхарат (название государства на хинди), практически как героев. «Сильно грязно было?» — праздно интересуются приятели. «Не заметил», — непонимающе отвечает путешественник, приехавший из поездки совсем другим человеком.

Проехать на мотоцикле по извилистым горным дорогам в окружении эвкалиптовых и кедровых рощ, с видом на заснеженные вершины — непередаваемые ощущения.

Зависнуть на перепутье

Индия — это страна контрастов. По дорогам бегают дикие свиньи, вблизи медитируют коровы (все-таки священное животное!) и еле волочат ноги ослы, покорно несущие груз весом больше их самих. Рядом рассекают мотоциклы, крутятся рикши, маневрируют автобусы и такси. Буквально под колеса им бросаются маленькие дети и попрошайки, недалеко от них лежат… мертвецы (еще не успела подойти утренняя труповозка, чтобы завернуть тела в пластиковые пакеты и увезти). В святом для буддистов и джайнистов городе Варанаси, где безостановочно проходят похоронные процессии, ощущается явный привкус человеческого пепла, он слегка сладковатый. Первое время от этого здесь не по себе, но на третий день нахождения в Варанаси уже спокойно пьешь ласси (напиток на основе йогурта) на уличной веранде, осознавая, что смерть — самая что ни на есть естественная реалия нашего существования.

Оголенная и не всегда приятная правда жизни соседствует с необычайной красоты природой (здесь есть и горы, и пустыня, и песчаные пляжи с зеркальной гладью океана) и святыми местами, к которым ежесуточно собираются толпы паломников.

Не зря верящие в реинкарнацию личности утверждают, что в Индии рождаются преимущественно те люди, для которых это первое человеческое воплощение (признаться, они и по поведению больше похожи на животных, чем на людей) и последнее. Вторые — практически просветленные, которым нужно лишь слегка почистить карму перед Нирваной.

Как говорят опытные путешественники, встречу с Индией невозможно запланировать — страна сама позовет тебя и откроет тебе лишь те свои страницы, которые тебе нужно познать на данный момент. Здесь можно чудесным образом, минуя чудовищные очереди, попасть на последний автобус к святым местам или, наоборот, надолго зависнуть на перепутье из-за банальной диареи.

Взять в аренду мотоцикл в Индии достаточно просто — многие местные предлагают на время путешествий своих железных коней. Правда, поскольку такие сделки чаще всего происходят неофициально, нужно быть аккуратным — при возвращении транспорта его хозяева могут придраться к какой-нибудь царапине, и, если вовремя не проявить все свои коммуникативные качества, дело может дойти до самосуда.

Иркутскую путешественницу Юлию Макарову Индия встретила очень дружелюбно — девушку, исколесившую полмира, от возможных трудностей все время словно оберегала невидимая сила. А вот ее попутчику из Австралии, Сайласу Робертсу, в этой стране пришлось сполна вкусить всю чашу испытаний. Во время пути в поезде он сильно отравился. Путешественники срочно вышли на ближайшей станции (благо, это оказался один из семи священных городов — Харидвар) и отправились в больницу. «Оказалось, что мой спутник подцепил очень серьезную бактерию, которая остро проявилась лишь спустя неделю после заражения. В лечебнице Сайласа сразу же положили в реанимацию (настолько было плохое у него состояние), он там пролежал под капельницей три дня и затем еще несколько дней в общей палате. Большая удача, что тяжелый недуг настиг нас в городе, где хоть как-то развита привычная для нас медицина. Если бы подобное случилось в небольшом населенном пункте, вполне возможно, что Сайласа бы лечили народными средствами «целители», занимающиеся одновременно и стоматологией, и хирургией», — рассказывает Юлия. Сразу вспоминается видео про бодрого индийского дантиста, который прямо на улице всего за 80 рупий делает всем желающим протезирование зубов. Стоматолог-самоучка, бывший починщик велосипедов, осчастливливает не только своих пациентов, но и мух, с радостью облепляющих только что вырванные зубы.

Помимо идеального соблюдения гигиены (здесь даже фрукты нужно сперва мыть с мылом в водопроводной воде, а потом еще раз ополаскивать чистой водой из бутылки) в Индии нужно быть настороже при общении с местными людьми, особенно, если вы находитесь в туристическом месте. «Здесь необходимо быть постоянно начеку, проверять людей на «вшивость». Если к тебе кто-то сам подошел, значит, наверняка ему от тебя что-то надо, — остерегает Юлия. — Однажды Сайлас разговорился на улице с молодым индийцем. Парень пригласил к себе в гости, где познакомил и со своим дядей, тот погадал австралийцу по руке. На следующий день к отелю, в котором мы ночевали, к моему спутнику приходят эти новоиспеченные «друзья» (по всей видимости, выследили его). Говорят: «Мы тебе заказали камни, подходящие тебе по астрологии. С тебя 17 тыс. рупий». Естественно, Сайлас ничего не заказывал — его просто решили развести на деньги. Индийцы тем временем начинали переходить на агрессию, созывая к себе на «подмогу» своих товарищей. Нам пришлось спасаться от разъяренных индийцев буквально бегством задними дворами!»

Всего 60 км/ч, а дух захватывает!

Чтобы в полной мере ощутить динамику Индии (и было легче убегать от «друзей» при острой необходимости), лучше всего передвигаться по этой стране на мотоцикле.

«Во-первых, здесь очень жарко, пасмурная погода бывает только в сезон дождей. На мотоцикле можно ездить без всякого снаряжения, хоть в одних трусах, и тебе все равно будет душно. По этой причине туристы, крутящие педали на велосипедах, выглядят здесь весьма дико, — рассказывает Сергей Юрковский, мотоциклист из Санкт-Петербурга, проехавший по Индии более 10 тыс. км. — Во-вторых, во многих штатах, в том числе и на Гоа, огромные расстояния между различными интересными местами, и посетить их все без байка просто невозможно. К тому же в Индии дорогой бензин (примерно 45 рублей за литр), и передвижение на мотоцикле, в отличие от машины, позволяет существенно сэкономить».

Взять в аренду мотоцикл в Индии достаточно просто — многие местные предлагают на время путешествий своих железных коней. Правда, поскольку такие сделки чаще всего происходят неофициально, нужно быть аккуратным — при возвращении транспорта его хозяева могут придраться к какой-нибудь царапине, и, если вовремя не проявить все свои коммуникативные качества, дело может дойти до самосуда.

Более продвинутые ездоки покупают в Индии мотоцикл и по окончанию поездки продают его. Среди знающих людей даже существуют специальные перевалочные пункты для обмена-продажи мотоциклами.

«В Индии в основном все мотоциклы собственного производства, но японских марок — индийские Honda, Yamaha, Kawasaki. Почти все они маломощные, большой скорости на них не разовьешь. Но даже 60 км/ч по узким извилистым дорогам, по которым постоянно ходят коровы и ездит кто ни попадя, будет достаточно, чтобы в полной мере ощутить динамику Индии в полном объеме, — рассказывает Сергей Юрковский. — Тем, кто все-таки настаивает на более мощной технике, подойдут армейские английские мотоциклы. Они очень старые, но крепкие, как и наши «Уралы».

На специализированных форумах путешественники разграничивают несколько видов байков, которые можно встретить в Индии: народные мотоциклы (самые распространенные здесь модели — Bajaj Platina, Hero Honda Shine), молодежные псевдобайки (созданы для выпендрежа — Hero Honda Karizma, Bajaj Pulsar 220 CC), псевдокруизеры (похожи на предыдущий вид, только попроще и поменьше — Yamaha Enticer, Bajaj Avenger 200 СС). Самым дорогим и почитаемым среди как местных, так и иностранцев является мотоцикл марки Royal Enfield. Этот байк проверен не одним поколением путешественников, правда, стоить он будет, по индийским меркам, практически как «Мерседес».

В Индии достаточно легко составить маршрут путешествия на мотоцикле. Во время поездки зимой и в начале весны лучше всего отправиться на юг страны, а в конце лета — начале осени — на север. Сергей Юрковский арендовал байк на Гоа, затем переехал на восточное побережье, доехал до юга Индии и вернулся обратно на западный берег. Все путешествие у него заняло около четырех недель, во время поездки он вдвоем со спутницей потратил около тысячи долларов (сюда вошли траты на аренду мотоцикла и бензин, проживание в местных отелях и питание).

«Одно из самых впечатляющих мест — Адамов мост, или мост Рамы. Он представляет собой длинную песчаную косу протяженностью в 50 км, соединяющую полуостров Индостан с островом Шри-Ланка. Здесь настоящее олицетворение морской жизни — вдоль песчаных берегов лежат огромные черепахи, крабы, разнообразные раковины. Рядом находится еще одно место, которое нужно обязательно посетить — это Рамешварам, маленький рыбацкий городок на острове в заливе Манар. Если Варанаси считается городом смерти, то Рамешварам — городом жизни. Однако, для того чтобы очистить свою карму и получить божественное благословение, нужно облиться из всех источников (их около 20) и быстро уехать из города. «Чтобы карма не догнала, — шутит Сергей Юрковский. — Уезжая же вглубь Индии, нужно быть готовым к тому, что индийцы, многие из которых никогда не видели белого человека, будут по-разному на тебя реагировать. Для одних ты станешь практически божеством, для других — Бонифацием, которого нужно непременно потрогать, для третьих — настоящим демоном. Но в последнем случае особо переживать не стоит — при желании с местными всегда можно договориться».

Для более подготовленных людей прекрасно подойдет путешествие к вершинам Гималаев. «Проехать на мотоцикле по извилистым горным дорогам в окружении эвкалиптовых и кедровых рощ, с видом на заснеженные вершины — непередаваемые ощущения. Особо примечательна долина Куллу, где провел свои последние 18 лет жизни Николай Рерих, — рассказала Юлия Макарова. — В Латинской Америке я уже была на высоте 3,2 тыс. метров, поэтому в Гималаях на высоте в 4 тыс. метров у меня не было горной болезни. Но, несмотря на это, поездка не была лишена легкого экстрима. Когда мы ехали на мотоцикле, рядом находящийся автобус чуть не придавил мне ногу — слава богу, пассажиры крикнули водителю, и он затормозил буквально в нескольких сантиметрах от меня. Часть пути мы также передвигались на арендованных джипах и осликах. Когда передвигаешься по узкой дороге и видишь внизу, в обрыве, разбитую машину или сорвавшееся мертвое животное, становится не по себе. Но в Индии вообще по-другому воспринимается жизнь и смерть, и нет той тревожности, которая часто нам сопутствует в обычной жизни. Люди здесь верят в карму».