В стиле этно

Что объединяет дизайнеров и модельеров? Желание быть признанными публикой, скажете вы и, конечно, не ошибетесь. Стремление к совершенству, ответите вы, и, разумеется, будете правы. Но иных мастеров, помимо этого, объединяет обращение к своим корням, традициям, истокам. Одним словом, этника.

Неважно, какая у модели внешность, главное — ее умение через наряд показать красоту и самобытность национальной культуры.

Третий год подряд Иркутск становится площадкой, объединяющей дизайнеров и модельеров, для которых этническая тема — главная составляющая их творчества, визитная карточка и основное направление. Международный фестиваль-конкурс этнического костюма «Подиум ЭТНО. Содружество» в этом году собрал мастеров из Приангарья, Бурятии, Хакасии, Монголии и города Томска. Количество участников с каждым годом растет. Все больше российских и зарубежных мастеров обращаются к традициям национального костюма и стремятся попасть на фестиваль. Нынче 32 модельера представили свои коллекции, а знатоки моды заявили, что эти модели в скором времени появятся на улицах и станут общедоступны.

Сцена Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова на один вечер превратилась в подиум, по которому, вопреки законам моды, дефилировали не профессиональные модели, а студентки иркутских вузов. Таково еще одно принципиальное отличие «Подиума ЭТНО» от других показов. Неважно, какая у модели внешность, главное — ее умение через наряд показать красоту и самобытность национальной культуры. Смешение стилей и традиций в одежде подчеркивало и то, что в славянских сарафанах на сцену выходили восточные модели, а русские девушки дефилировали в нарядах с этническими азиатскими элементами. И те и другие смотрелись одинаково гармонично. Традиционные наряды русских, бурят, эвенков и хакасов, современные строгие костюмы с этническими элементами, сарафаны и эпатажные вечерние туалеты были представлены иркутской публике начинающими и профессиональными модельерами.

Как и во всяком другом конкурсе, на «Подиуме ЭТНО» учреждены номинации. В этом году их было три: «Традиционный национальный костюм», «Этностиль в современном костюме» и «Дебют» — специальная номинация для юных творцов, впервые заявивших о себе на фестивале. Устроили своеобразный конкурс и среди моделей, учредив номинацию «Лучшая модель».

Этническую тематику модельеры обозначили в названиях своих коллекций: «Мунхэ булык» (в переводе с бурятского «Вечный родник»), «Красный сарафан», «Славянский ход», «Нити времени», «Жрицы солнца», «Возрождение», «Сибирские невесты». Трансформация первоисточника, удачное использование элементов традиционного нацио­нального костюма в современном наряде были одними из основных критериев, по которым члены жюри оценивали работы модельеров.

Кстати, в судейскую коллегию фестиваля-конкурса в этом году вошли истинные знатоки мира моды, профессиональные дизайнеры: директор Дома моды города Улан-Удэ Софья Ни, председатель Ассоциации модельеров Иркутской области Елена Серебрякова, модельер-конструктор Александр Арзэ (город Москва) и другие. Председательствовала художник-модельер, академик Академии имиджелогии, кандидат философских наук, доктор исторических наук Лидия Соколова-Сербская. «Мы должны сохранять этническую культуру, будь то русский или бурятский национальный костюмы, — сказала она. — Народ, который сохраняет свои традиции, имеет большое будущее. И очень здорово, что на этом фестивале встречаются, знакомятся и объединяются модельеры из разных регионов».

Объединить народы Сибири на подиуме, показать красоту и богатство этнических культур и было главной целью организаторов мероприятия. Директор областного государственного учреждения «Центр развития и сохранения бурятского этноса» Александр Амагзаев верит в то, что фестиваль ждет большое будущее, и с каждым годом он будет прирастать новыми талантами. «В Иркутской области проходит множество межнациональных мероприятий. «Подиум ЭТНО» стал очередным таким событием, — подчеркнул он. — Многие этносы присоединяются к нам. Надеемся, что все это поспособствует возрождению коренных народов Приангарья».

«Обращение к истокам и своим корням в любом творчестве — это символ выживания нации, самоидентификации человека, — говорит бурятская художница-модельер Анжелика Алсаткина. — Сегодня многие модельеры используют то, что отшлифовано веками, и меня радует, что юные мастера в XXI веке этническую тему переосмыслили, развили. Они используют традиции и при этом создают что-то новое. Взаимопроникновение культур имеет конкретный результат, и мы видим его на этом фестивале. И здесь заглавное слово — этно».

Евгения Липина