В расчете на отдачу

Федеральная грузовая компания накануне отметила трехлетие с начала деятельности. Несмотря на то, что компания вышла на рынок оперирования грузовыми вагонами последней, в настоящее время ОАО «ФГК» является одним из лидеров на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Особое место в стратегии развития занимает ставка на новые услуги, гибкую тарифную политику, обновление подвижного состава, а также активную работу внутри филиальной сети. Вместе с тем актуальными остаются общие для отрасли проблемы — падение объемов грузоотправления, профицит парка на сети, ужесточение конкуренции между операторами. Обсуждению успехов, выработке решений возникающих вопросов и планам развития рынка грузоперевозок был посвящен круглый стол, прошедший 26 сентября 2013 года в Иркутске.

Одной из ключевых задач, стоящих перед ОАО «ФГК» является обновление и модернизация парка вагонов.

Участие в круглом столе приняли коммерческий директор Московского представительства ОАО «ФГК» Алексей Исаков, руководство Иркутского филиала ОАО «ФГК», первый заместитель начальника ВСЖД Николай Маклыгин, заместитель министра транспорта Иркутской области Максим Тюрюмин, представители крупнейших грузоотправителей Восточной Сибири и Забайкалья.

База для развития

Итоги работы ОАО «ФГК» за три года подвел Алексей Исаков. По его словам, в настоящее время компания является крупнейшим в России оператором универсального подвижного состава, в управлении которого находятся 167 тыс. вагонов. Большую часть парка составляют полувагоны (127,3 тыс.) — это больше, чем у других операторов, доля ОАО «ФГК» — 24% от общего парка полувагонов. Первые места Федеральная грузовая компания занимает по количеству крытых вагонов (24,7 тыс. вагонов, доля 34%) и универсальных платформ (9,8 тыс. платформ, доля 20%).

Позиции ОАО «ФГК» на сети российских железных дорог стабильно укрепляются. До конца текущего года доля компании в сегменте перевозок полувагонами составит 18% (в 2011 году — 9%), крытыми вагонами — 26%

(2011 год — 4%), универсальными платформами — 20% (в 2011 году — 1%). В структуре погрузки компании в настоящее время преобладают уголь, строительные грузы, грузы металлургической промышленности, сохраняется стабильная доля лесных грузов и грузов нефтяной промышленности. В структуре перевозок ОАО «ФГК» почти половина всего объема приходится на крупных грузоотправителей. В их числе: СУЭК, «Мечел», «Русский уголь», «Северсталь», Группа «Илим», РУСАЛ и другие. «Некоторые из них были одними из первых наших клиентов и остаются с нами до сих пор, — подчеркнул Алексей Исаков. — Важно отметить, что значительная доля перевозок приходится также на социально значимые и воинские грузы. Таким образом, мы укрепляем сотрудничество с федеральными, региональными органами власти и различными ведомствами».

Как отмечает коммерческий директор Московского представительства ОАО «ФГК», большое внимание уделяется развитию отношений со средними и мелкими грузоотправителями. Для удобства клиентов в компании работает услуга по предоставлению подвижного состава на основе публичной оферты. Напомним, данная услуга ориентирована на предпринимателей, которым нужно осуществить разовую отгрузку в объеме до 50 вагонов. Заявка оформляется в автоматизированном режиме на сайте www.railfgk.ru и позволяет обеспечить гарантированную подачу подвижного состава в четкие сроки и с прозрачным ценообразованием. «Популярностью пользуется также система информационного обслуживания клиентов (СИОК). Это бесплатная услуга, которая позволяет дистанционно отслеживать дислокацию вагонов в режиме реального времени, автоматически информировать о балансе средств на лицевом счету, подавать претензии и отслеживать статус претензионной работы, проводить детализацию взаиморасчетов по договору, — добавляет Алексей Исаков. — Данную практику мы будем расширять. Сейчас в тестовом режиме с рядом клиентов мы используем электронную цифровую подпись и безбумажный документооборот. Первые отзывы только положительные».

Одной из ключевых задач, стоящих перед ОАО «ФГК» является обновление и модернизация парка вагонов. В период с 2011 по 2013 год было закуплено более 17,8 тыс. вагонов, проведено более 200 тыс. плановых ремонтов, около 76 тыс. вагонов было отремонтировано с продлением срока службы. В результате удалось с 7,2% до 4,2% сократить долю нерабочего парка, а также на два года сократить средний возраст вагонов. На 2014 год запланировано приобретение порядка 15 тыс. новых вагонов.

В расчете на филиалы

В дальнейшем ОАО «ФГК» намерено делать ставку не только на внедрение новых услуг и модернизацию парка, большая ответственность ложится на филиалы компании. В настоящее время их 14, они открыты в крупнейших регионах страны. Кроме того, работают представительства в Украине и Казахстане.

Иркутский филиал ОАО «ФГК» занимает особое положение не только потому, что протяженность зоны его ответственности одна из самых больших — 7,2 тыс. км и включает территории двух железных дорог — Восточно-Сибирской и Забайкальской. В границах филиала работают два пограничных перехода — Забайкальск и Наушки. На пограничном переходе Забайкальск — Маньчжурия Иркутский филиал решает задачу своевременного предоставления подвижного состава под перегруз импортного груза из Китайской Народной Республики.

«Наш филиал создавался одним из самых последних — осенью 2011 года. Тем не менее, нам удалось продемонстрировать бурный рост и закрепить отношения со всеми крупными грузоотправителями на этой территории. Если в 2011 году мы предоставили под грузовые перевозки 12,9 тыс. вагонов, а

2012 год закончили с объемами перевозок 59,1 тыс. вагонов, то за 8 месяцев текущего года объем перевозок уже составил 79,5 тыс. вагонов, — подчеркивает директор филиала Евгений Королев. — На текущий момент на транспортном рынке в границах своей ответственности филиал является одним из крупнейших операторов. С начала этого года в вагонах ФГК перевезено 14% всех грузов со станций Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог, что соответствует второму месту среди операторов. В перевозках на универсальных платформах мы занимаем первое место, в полувагонах и крытых вагонах — второе».

Как отмечает Евгений Королев, за 8 месяцев 2013 года в подвижном составе ОАО «ФГК» со станций Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог отправлено 5 млн тонн грузов, в т.ч. 2,5 млн тонн угля, более 600 тыс. тонн рудного концентрата, 500 тыс. тонн лесных грузов. «Товарный рынок региона традиционно ориентирован на восточное направление, поэтому в перевозках грузов в вагонах компании восточное направление является приоритетным — 81%, в т.ч. 11% в Китай через пограничный переход Забайкальск, — комментирует Евгений Королев. — Западное направление — это 19 %, в т.ч. 3 % — перевозки в страны СНГ. В структуре погрузки: 28 % — международное сообщение (23% — экспорт, 5% — импорт), 72% — внутрироссийское».

Услугами по предоставлению подвижного состава в границах двух дорог пользуются более 500 грузоотправителей. В числе стратегических такие клиенты как Коршуновский ГОК, филиалы Группы «Илим» в городах Братске и Усть-Илимске, Братский алюминиевый завод, ЗАО «Амуруголь», Ангарский и Тимлюйский цементные заводы и другие.

Перед филиалом стоит цель дальнейшего увеличения своего присутствия на транспортном рынке за счет повышения качества оказываемых услуг, улучшения показателей использования подвижного состава через снижение непроизводительных простоев на станциях погрузки и выгрузки, ускорение оборота подвижного состава.

Проблемы решаем вместе

Часть круглого стола была посвящена актуальным вопросам, с которыми сталкивается отрасль грузоперевозок. Их обсуждение велось совместно с клиентами ОАО «ФГК». Вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области Василий Зырянов отметил падение грузооборота. «Это связано с политикой государства по квотированию вывоза круглого леса. Падение пока не может заместить даже рост производства и перевозки пиломатериалов. Приятно, что ОАО «ФГК» с пониманием относится к вопросу тарифообразования, а значит у небольших компаний, пытающихся занять свое место на рынке деревообработки, есть шансы на развитие».

Ценовую политику компании оценил и директор по перевозкам и логистике ООО «КузбассТрансЦемент» (отвечает за доставку продукции холдинга «Сибирский цемент«) Эдуард Ишимов. «Долгосрочная ценовая политика контрагентов позволяет нам уверенней прогнозировать развитие. Относительно сотрудничества с Федеральной грузовой компанией хотелось бы отметить его конструктивность. Благодаря взвешенной ценовой политике

ОАО «ФГК», мы нарастили свою отгрузку в вагоны компании до 250 тыс. тонн. Четкая деятельность работников компании и ее удобные логистические схемы приносят нам определенный экономический эффект, мы довольны результатом и готовы заключать дальнейшие соглашения», — подчеркнул он.

В свою очередь Евгений Королев отметил, что до сентября текущего года ставки на предоставление подвижного состава не изменялись, а на перевозки ряда грузов были понижены. Однако в течение года была проведена индексация железнодорожных тарифов, произошло удорожание порожнего пробега, выросли цены на ремонт вагонов, в связи с чем в компании принято решение об изменении действующих ценовых условий с 1 сентября 2013 года. Эти меры направлены на сохранение безубыточности предоставления подвижного состава под перевозку грузов.

Тенденцию к падению объемов грузоотправления и росту профицита парка затронул первый заместитель начальника ВСЖД Николай Маклыгин. «Ситуация непростая, и она может быть изменена только совместными усилиями, — подчеркнул он. — У нас на дороге 256 компаний грузооператоров, тысячи грузоотправителей, предлагаю на регулярной основе собираться вместе, чтобы преодолевать возникающие «узкие» вопросы». Участники круглого стола идею поддержали. «Такого предложения мы давно ждали. Будем принимать самое активное участие», — отреагировал Василий Зырянов.

«ОАО «РЖД» является нашим учредителем, это постоянно помогает нам улучшать уровень обслуживания клиентов, решать с ними возникающие вопросы. Думаю, что все имеющиеся актуальные проблемы также будут решены при активном трехстороннем сотрудничестве, — резюмировал Евгений Королев. — Кстати, в этом году ОАО «РЖД» празднует 10-летие. Хочу поздравить всех работников компании с этой датой, пожелать вам и вашим близким доброго здоровья, мира и согласия. Убежден, что только совместной работой мы сможем выстроить взаимоотношения, которые дадут возможность реализовать задачи, поставленные перед нами на рынке транспортных услуг».