В наших планах — укрепление экономики севера Приангарья
— Николай Степанович, насколько тесно Верхнеленское речное пароходство связано с историей развития Иркутской области?
— Связано самым тесным образом. Более того, история нашей компании началась на несколько лет раньше, чем была официально образована Иркутская область. Фактически пароходство было основано в 1932 году. За это время из небольшого пункта отстоя судов в районе Осетрово оно выросло в крупнейшее транспортное предприятие региона. Сегодня имущественный комплекс Верхнеленского речного пароходства насчитывает около 120 единиц флота. Такой парк позволяет нам перевозить грузы любых типов: круглый лес, пиломатериалы, уголь, нефть, оборудование, автомобили.
Долгие годы отличаемся мы и сильной профессиональной командой. Опыт судоходства на реке Лена отлично продемонстрировал, что мы умеем работать в любых условиях, в том числе и на мелководье. При сегодняшнем низком уровне воды в реках Лена и Витим судоводители продолжают навигационный период, и, несмотря на все трудности, доставка грузов и обслуживание пассажиров не прекращаются. Безусловно, это не всегда просто, но так как наши капитаны, старпомы и механики имеют огромный опыт, они осуществляют свою работу безаварийно, и я им очень благодарен.
В этом году мы прошли через очень важный этап развития компании, приняли решение о реструктуризации. Эксплуатацию судов пароходства и ремонтной базы теперь в режиме аренды ведет Верхнеленская судоходная компания (ВЛСК). Суда переданы в аренду вместе с экипажем. Безусловно, на объемах и уровне работ это никак не отражается. Северный завоз проходит по графику, объем перевозок был примерно на уровне предыдущих лет. Планируется, что в навигацию этого года будет перевезено в пределах 745 тыс. тонн груза, как и в навигацию прошлого года.
— А как нововведения отразились на работе Осетровской РЭБ флота?
— Согласно договору между ВЛРП и ВЛСК, сегодня эксплуатацию осуществляет ВЛСК. Наша база построена на принципе полного судоремонта, мы можем не только вести текущий капитальный ремонт, но также и переоборудовать суда, например из сухогруза в нефтеналив. Предприятие соответствует требованиям речного и морского регистра, поэтому ведет ремонт всех видов судов в Осетрово без привлечения других заводов. Работа ведется круглый год. Ежегодно 28-30 судов ремонтируются планово, а текущий ремонт по необходимости производится на всех судах. РЭБ поддерживает технически исправные суда на протяжении многих лет, любой блок или деталь на судне мы можем заменить.
— Традиционно ВЛРП связано с мощным пулом промышленных компаний, осваивающих северные территории. С какими компаниями и проектами пароходство сотрудничает в настоящее время?
— Вы правильно заметили, что деятельность нашей компании традиционно затрагивает практически все проекты промышленного освоения Севера. Поэтому и в настоящее время мы связаны со всеми структурами, занятыми в этом важном процессе. Мы осуществляем завоз оборудования, технических грузов, труб для компаний «Транснефть», «Сургутнефтегаз», нефтеналив для компании «Верхнечонскнефтегаз», работаем с компанией «Стройтрансгаз». Кроме того, перевозим лесопродукцию для Транссибирской лесной компании. Кстати, с ТСЛК мы работаем в одном холдинге, представители ТСЛК на уровне уставного капитала вошли в состав учредителей ВЛРП. Наши суда перевозят круглый лес для перерабатывающего завода в Усть-Куте. Общий объем круглого леса перевозимого для переработки на заводе составляет 800 тыс. кубометров. Нужно отметить, что этот завод создавался при нашем участии, речники напрямую заинтересованы в том, чтобы в Усть-Куте действовал полный цикл производства. Объем переработки предприятия достигает один миллион кубов круглого леса в год, и на сегодня завод уже вышел на проектную мощность, в перспективе у него реализация проектов по утилизации отходов, строительство пеллетного завода, запуск котельных на щепе.
Все это говорит о том, что на ближайшие 30-40 лет (на такой период оформлена сырьевая база) у речников будет обратная загрузка, а судоводители имеют постоянный заказ. Наша грузовая база обеспечена сырьем, весь наш флот занят, таким образом компания переходит к плановой экономике, у нас есть гарантии стабильной работы, возможности развиваться, пополнять оборотные средства.
— Со стабильной работой ВЛРП всегда связывалась и социальная стабильность на территории. Такое равновесие остается в силе?
— Конечно, мы понимаем, что, в силу специфики севера Иркутской области, пароходство здесь — это не просто транспортная компания, но и социально ориентированная компания. Обязательства перед северными районами всегда оставались приоритетом для нашего предприятия. Мы говорим и о северном завозе, и об обеспечении пассажирских перевозок. За год пароходство перевозит 268 тысяч пассажиров. Соответствующий договор подписан между администрацией Киренского района и нашим дочерним подразделением — «Терминал ВЛРП».
Верхнеленское речное пароходство участвует в реализации многих социальных проектов и мероприятий на севере. В прошлом году мы организовали работу выездной поликлиники для жителей Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского и Бодайбинского районов: на теплоходе привезли группу врачей для профилактических осмотров и оказания специализированной медпомощи. Я уверен, что такие проекты надо осуществить постоянно, но, к сожалению, в текущем году уровень воды на реке не позволяет этого сделать. Также пароходство организовало для северных районов гастроли известных и любимых народом столичных артистов, перевозя их на пассажирском теплоходе «Берегиня».
— Известно, что вы лично уделяете много времени вопросам социального развития северных территорий, представляя интересы жителей в областном парламенте. Какие актуальные вопросы сегодня должны быть в приоритете?
— Реструктурировав схему управления предприятием, я получил возможность больше заниматься социально-экономическими проектами севера Иркутской области. В планах — продолжать укреплять экономику, производство и социальную сферу северных районов, добиваться строительства новых социальных и производственных объектов.
Особое внимание мы уделяем строительству школ. Построена школа в Качуге, строится — в Жигаловском районе, селе Тутура, надеемся, что в 2018 году она будет сдана, ведется строительство школы в поселке Мамакан Бодайбинского района. Планируем продвинуть строительство школы на 850 мест в Киренске, сейчас занимаемся проектно-сметной документацией, отрабатываем согласования.
Не менее важен и вопрос доступности высшего образования, для севера особенно остро стоит проблема нехватки специалистов. Сегодня в Усть-Куте под угрозой закрытия филиал вуза СГУВТ, осуществляется обучение только среднетехнического уровня. Эту тему тоже нужно поднимать, возможно, вернуться к вопросу дистанционного обучения. К сожалению, подобная ситуация может сложиться и в Усть-Илимске. Понятно, что для поддержания работы образовательных учреждений на севере нужны средства. Я уверен, что в этом случае могут помочь крупные промышленные компании. Вообще, компании, которые сейчас реализуют свои промышленные проекты в северных районах, должны как инвесторы расширять свою деятельность и социальными проектами, направленными на улучшение жизни северян, развитие социальной инфраструктуры, повышение экологической безопасности. В этом направления мы будем работать.
Считаю, что северу нужны не только программы социального партнёрства, но и системная централизованная государственная поддержка. Нужно внимание не только со стороны областного правительства, но и федерального центра. Я очень рад, что нас сегодня слышат даже в Москве. Мы очень конструктивно работаем с депутатами Государственной думы РФ, ряд предложений, поступающий от северных районов, уже нашел отражение в федеральном законодательстве. Таким образом, мы уже сейчас закладываем очень хороший фундамент для перспективного развития севера.
Олег Усов