В масштабе нацпроекта

Иркутск наращивает объемы дорожных работ
В Иркутске в текущем году стартуют сразу три крупных проекта капитального ремонта и реконструкции дорожной сети. Речь об улицах Баумана и Култукской, а также ремонте автомобильного моста в районе ул. Джамбула. Все проекты рассчитаны не на один год реализации и потребуют слаженной и профессиональной работы как подрядных организаций, так и контролирующих их структур. Подробнее о том, как будут обновляться эти и другие магистрали Иркутска, — в материале Анны Смирновой.

С опытом и новой структурой

К старту национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) Иркутск подошел во всеоружии. Предшествовавший двухлетний приоритетный проект практически с одноименным названием позволил городу наработать опыт, так необходимый для выполнения задач, поставленных Минтрансом РФ. Контроль над расходованием средств федерального бюджета более чем высокий. Выполнение нормативов, закрепленных в нацпроекте, обязательно. Так что без подготовительной базы здесь не обойтись.

«По итогам двух предыдущих лет мы выполняем программу в полном объеме по всем показателям. В 2019 году дорожные работы будем вести также интенсивно», — пообещал, выступая в апреле с отчетом, мэр Иркутска Дмитрий Бердников.

Мэр Иркутска Дмитрий Бердников. Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»

Заместитель мэра, председатель комитета городского обустройства Елена Федорова добавляет: в 2017 году, когда областной центр зашел в программу «Безопасные и качественные дороги», только 30% магистралей находились в нормативном состоянии. За два года этот показатель удалось поднять до 43-45%. Но, в соответствии с задачами нацпроекта, уже к 2024 году он, в границах агломерации, должен быть равен 85%.

Достичь этой планки весьма непросто. Объем работ должен вырасти многократно, как и контроль их качества. Поэтому в рамках подготовки в городской администрации пришлось произвести серьезные структурные изменения. К примеру, был создан департамент дорожной деятельности и транспорта, как раз курирующий нацпроект. Планируется организация казенного учреждения «Управление дорожного строительства», одной из основных задач которого станет контроль качества выполняемых работ. Кроме того, были разработаны такие важнейшие стратегические документы, как «Комплексная схема организации дорожного движения», «Комплексная схема транспортного обслуживания».

Долгожданные проекты

Все эти меры, подчеркивают в городской администрации, продемонстрируют свой результат уже в текущем году. В этом строительном сезоне в Иркутске запланирован ремонт 31 участка дорог общей протяженностью около 30 км. В том числе начнется реализация сразу трех капиталоемких проектов дорожного строительства и реконструкции в рамках БКАД. Это проекты «преображения» улиц Баумана и Култукской, а также моста в районе улицы Джамбула.

«Улицу Култукскую мы будем ремонтировать от Красноказачьей до Космического переулка. Это большой участок — почти 2 километра. Сетевые организации приведут в порядок все трубопроводы, проходящие вдоль этой улицы. После ремонта на Култукской появится необходимая здесь ливневая канализация, тротуары, дорожные ограждения, съезды к домам. Капитальный ремонт предусматривает полную замену основания под полотном, всей «дорожной одежды», асфальтирование», — рассказывает Елена Федорова.

Заместитель мэра Иркутска, председатель комитета городского обустройства Елена Федорова. Фото Ольги Романовой, «Байкал-Инфо».

По улице Баумана, как поясняет начальник департамента дорожной деятельности комитета городского обустройства Андрей Пономарев, будет построена, по сути, новая двухполосная дорога (от 18-го до 21-го Советского переулка). Этим проектом также предусмотрено строительство 5 автобусных остановок с заездными карманами. На пересечении с 20-м Советским переулком установят светофор. Также по улице Баумана сделают специальную велосипедную дорожку шириной 2 метра.

На все дорожные объекты в рамках БКАД в Иркутске в этом году выделены беспрецедентные средства — более 1 млрд рублей. Кроме этого, еще 385 млн областной центр получил на ремонт путепровода в районе ул. Джамбула. «Город услышали, и это очень радует. Всего в Иркутске 53 моста и шесть из них уже сегодня требуют немедленного капитального ремонта», — замечает Елена Федорова. Работы на этом важнейшем инфраструктурном объекте Иркутска будут вестись поэтапно. Как сообщал ранее депутат Госдумы от региона Сергей Тен, всего в 2019-2021 годах только на этот мост будет направлено в рамках БКАД более 1,2 млрд рублей. «В настоящее время прошу горожан и гостей Иркутска с пониманием отнестись к временным неудобствам, которые будут вызваны проведением строительных работ. Безопасность должна быть на первом месте», — призывает к терпению депутат на своей странице в «Фейсбук».

Елена Федорова добавила: «Начнутся в 2019 году и диагностические работы на Глазковском мосту, а также на путепроводах в район остановки «Релейный завод» и в ст. Батарейная. Это те объекты, которые требуют как реконструкции, так и понимания, что там надо будет предпринять».

Упор на безопасность

Надо отметить, все работы по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» проводятся комплексно. Обновление магистралей — это не только замена асфальта. Оно включает в себя приведение в порядок тротуаров, пешеходных дорожек, пешеходных переходов, технических средств организации дорожного движения, освещения и других элементов, связанных с безопасностью. Упор на это направление нацпроекта акцентирован сразу в двух его задачах: сокращение числа мест концентрации ДТП и снижение числа погибших в ДТП.

Первый этап реконструкции транспортной развязки «Маратовская».

Для достижения этих параметров Иркутск выделил в текущем году еще 35 млн рублей, которые как раз и пойдут на установку допосвещения, светофорных объектов, дополнительных пешеходных ограждений, дорожных знаков, обустройство искусственных неровностей. Подобные мероприятия проводятся в областном центре каждый год и уже дают свои результаты. Если в 2017 году в городе было 108 очагов аварийности, то уже в 2018 их стало 62. В планах на текущий год — ликвидация еще 40 опасных мест. Также на 13 очагах аварийности установят камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД. «Вафельная» разметка появится на перекрестке улиц Декабрьских Событий — Рабочая. Впервые в Иркутске на особо опасных участках автомобильных дорог нанесут желтую разметку. Она будет выполнена по оси проезжей части на двух улицах — Сергеева и Старокузьмихинской.

Что касается показателя числа погибших в ДТП, в Иркутске, по данным прошлого года, он уже в два с лишним раза ниже, чем в среднем по стране: 6 человек на 100 тыс. населения.

В обновленный национальный проект включено и еще одно условие, к выполнению которого надо готовиться: с 2020 года как минимум 10% дорожных работ следует выполнять с применением новых технологий. В Иркутске для этого создается специальный научно-экспертный совет с участием местных профильных институтов. Естественно, будут применяться инновации и на практике. Уже в этом стройсезоне дороги областного центра будут покрывать щебеночно-мастичным асфальтобетоном. Эксперты объясняют: применение ЩМА позволит увеличить срок службы дорожного покрытия, его устойчивость к перепаду температур и интенсивному потоку транспорта.

Под пристальным вниманием

Еще одна важнейшая отличительная особенность реализации «Безопасных качественных автомобильных дорог» в Иркутске — масштабное привлечение внимания представителей общественности. Мало того, что все работы находятся на контроле главы города. Мэрия целенаправленно привлекает к участию в проекте всех желающих. Информация о ремонте на дорогах доступна на портале Яиркутянин.рф, здесь же будут размещены все данные о сроках, объемах, схемах организации дорожного движения. Иркутяне могут самостоятельно отслеживать ход работ и сообщать о нарушениях в городскую администрацию. А могут участвовать в выездных проверках. Таким образом, уверены власти Иркутска, городу удастся добиться действительно высокого качества дорожного ремонта и строительства.

«Наша главная задача в рамках национального проекта — это снижение количества ДТП. Второй очень важный момент, — подчеркивает Дмитрий Бердников, — жесткий контроль при проведении работ на всех этапах: подготовка улицы, укладка основания, используемые материалы, сроки и качество выполнения, конечный результат. Предыдущие годы показали, насколько эффективно могут горожане совместно с властью контролировать действия подрядчиков. И увеличение финансирования проекта со стороны федерального центра для Иркутска свидетельствует о том, что мы справляемся с теми задачами, что ставит перед нами руководство страны».