«В любой реформе главное — сдвинуть ее с места»

Реформа местного самоуправления (МСУ) готовит если не революцию, то коренное изменение в работе городских властей. Несмотря на то что процесс ее внедрения находится в весьма горячей стадии, вопросов относительно реализации нововведения все еще остается больше, чем ответов. Депутат Государственной думы от Иркутской области Сергей Тен поделился с корреспондентом SR своим взглядом относительно готовящейся реформы.

Special Review: Сергей Юрьевич, объясните, для чего изначально затевалась вся эта реформа?

Сергей Тен: Напомню, что 12 декабря 2013 года президент России в своем послании Федеральному Собранию РФ озвучил ряд тезисов, касающихся системы МСУ. Он же поставил задачу перед Всероссийским советом МСУ и Конгрессом муниципальных образований выйти с предложениями о реформировании системы МСУ. В адрес рабочей группы по подготовке поправок в ФЗ 131 поступило порядка 800 предложений от органов местного самоуправления и их объединений, региональных органов власти, экспертов. Задач же, которые предстоит решить, предостаточно. По большому счету, вся реформа состоит из трех частей.

Институциональная часть должна закрепить четкую организацию органов МСУ. Затем важно проработать блок, связанный с определением полномочий муниципалитетов. И наконец финансовая часть, «заточенная» под эти полномочия. В советский период на местном уровне собиралось порядка 40 различных налогов — понятно, что эта система была достаточно громоздкой. Однако сегодня мы собираем всего один земельный налог и два-три расщепляемых. Постепенно, но ситуация меняется. Так, с этого года начали работать муниципальные дорожные фонды — надо действовать и в остальных актуальных направлениях. Реформа поможет понять — в каких. В итоге должна быть решена главная задача, поставленная президентом РФ — доступность власти для людей и эффективное решение их проблем.

SR: Как вы считаете, этот закон будет принят Госдумой РФ во втором чтении без изменений? Известно ли вам о готовящихся поправках в него?

С.Т.: Разумеется, ко второму чтению будут подготовлены поправки, которые, думаю, снимут многие спорные вопросы, которые возникают сегодня у регионов в ходе обсуждения законопроекта. В частности, меня и моих коллег очень беспокоит ситуация с переходным периодом. Кроме того, в настоящее время мы активно обсуждаем тему — стоит оставлять или нет прямые выборы глав городских поселений. Подчеркну — законопроект не обязывает субъекты федерации вводить эти новеллы, а дает такую возможность.

Решение о преобразовании городских округов в городские округа с внутригородским делением будет осуществляться законами субъектов РФ с учетом мнения жителей. Именно в регионах предстоит рассмотреть ситуацию в городах, имеющих районное деление, и определиться — есть ли необходимость формировать самостоятельные муниципальные образования в районах тех или иных городов (для Иркутской области — это Иркутск и Братск), просчитать управленческие, экономические, политические риски. Для городских же поселений проектом закона заложена схема с сити-менеджером, однако сейчас уже активно обсуждаются поправки о возможности прямых выборов глав городских поселений.

Еще один спорный момент — законопроектом предполагается разделить полномочия для городских и сельских поселений и сократить их количество — с 38 до 13 полномочий для сельских поселений, причем в этом перечне не остается таких полномочий, как вывоз ТБО или организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения… Поэтому в ходе работы над поправками ко второму чтению законопроекта совместно с территориями необходимо качественно отработать вопросы разграничения полномочий.

SR: Какой вопрос, связанный с реформой, вас лично беспокоит больше всего?

С.Т.: Для запуска этой реформы в полную силу потребуются новые кадры. Не секрет, что сегодня существует дефицит квалифицированных управленцев, муниципальных служащих. Поэтому должна появиться система, которая формирует кадровый резерв, занимается не просто повышением квалификации кадров, но их ротацией. У нас для этого есть и финансовые, и интеллектуальные возможности.

За основу можно взять опыт крупных корпораций, например, ОАО «РЖД». Там заместитель начальника одного участка, набравшись опыта, переводится руководить другим участком. Делать это нужно немедленно, тезис о том, что кадры решают все, никто не отменял.