В квартальном приближении

В первом квартале года все больше принято подводить итоги исполнения прошлогоднего бюджета, откладывая анализ января-марта на потом. Но только не в этот раз. Общая финансовая нестабильность заставляет экспертов все пристальнее наблюдать за оперативной ситуацией в регионах, отыскивая признаки упадка или же, напротив, роста. К официальной статистике первых месяцев сложного года присмотрелся и АН.

Фото Евгения Козырева

После того как с прошлого декабря вся страна стала фактически жить в новых финансово-экономических условиях: с новой ценой денег, новым курсом валют и кризисными явлениями во многих отраслях, — всем регионам оставалось только пожинать плоды своей предшествующей работы. Оставаться на плаву среди дрейфующих могли те, кто был готов к переменам. Те, кто заложил основу развития даже несмотря на неблагоприятные внешние факторы. Тем интереснее наблюдать сегодня за поведением регионов, одни из которых, едва покрывая обязательства, хаотично сокращают расходы и просят поддержки федерации. Другие продолжают работать, наращивая доходную часть, и строя амбициозные планы.

Иркутская область объективно относится ко второй группе. Первые итоги января-марта это наглядно показывают. Так, итогом первого квартала 2015 года стал профицит консолидированного бюджета региона в объеме более 2,5 млрд рублей. В областном минфине подчеркивают: это превышает показатель аналогичного периода прошлого года в 3,3 раза. Прирост налоговых доходов за те же три месяца составил 48,2% или 47 млрд рублей. Поступления НДПИ в федеральный бюджет при этом выросли на 14,487 млрд рублей или в 30 раз.

Итогом первого квартала 2015 года для Иркутскорй обьласти стал профицит консолидированного бюджета в объеме более 2,5 млрд рублей и прирост налоговых доходов в размере  48,2% или 47 млрд рублей.

«Данные показатели подтверждают правильность проводимой правительством Иркутской области политики по обеспечению сбалансированности бюджета и в первую очередь по увеличению поступлений в бюджет», — отмечают в ведомстве.

Упор на сбалансированность бюджета в заявлении профильного министерства неслучаен. Своевременный пересмотр расходных обязательств облбюджета позволил сократить их на 5,9 млрд рублей или на 5,7% по отношению к объему, утвержденному в бюджете на 2014-2016 годы. Работа, кстати, продолжается. Оптимизируется сеть государственных (муниципальных) учреждений и структура органов госвласти. Больше внимания стало и к госзакупкам, теперь для отдельных видов торгов предусмотрена проверка их обоснованности и ограничение в приобретении товаров и услуг «повышенной комфортности». Пересматривается сейчас и финансирование реализующихся в регионе госпрограмм. Очередная корректировка бюджета намечена на июнь — до этого времени губернатор внесет в Законодательное собрание области законопроект о внесении изменений в бюджет.

На политике увеличения доходной части регионального бюджета можно остановиться подробнее. Именно на этот постулат не первый год делает упор губернатор Сергей Ерощенко, обращаясь и к главам муниципалитетов, и к своим заместителям в стенах облправительства. Помимо стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе и зарекомендовавшими себя методами налогового льготирования, правительство продолжает мониторить отчисление предприятиями НДФЛ и налога на прибыль, увеличивать поступления от унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых принадлежат региону, до 40 и более процентов. Продолжаются и работы по заключению соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с крупнейшими предприятиями. В них стороны прописывают и объемы налоговых платежей в бюджет, и условия их неснижения.

Стимулируются и муниципалитеты к наращиванию собственных источников доходов бюджета. Так, в общей сумме межбюджетных трансфертов на 2015 год (за исключением субсидий) в объеме 11,6 млрд рублей предусмотрена субсидия в 1 млрд на повышение эффективности бюджетных расходов муниципальных образований. Таким образом, региональные чиновники не просто дают деньги муниципалитетам, но и требуют с последних результата. По итогам 2014 года на 1 рубль данной субсидии пришлось 1,79 рублей прироста налоговых доходов в местные бюджеты.

Особого внимания заслуживают и данные по объемам дефицита и госдолга областного бюджета, к которым сегодня все больше претензий высказывает оппозиция регправительства. Критики предупреждают о грядущей экономической катастрофе, однако цифры убеждают в обратном. И дефицит, и госдолг бюджета Иркутской области сохраняются на экономически безопасном уровне. Первый показатель на 2015-2017 годы запланирован в пределах 12,2%, 13,1% и 14,3% соответственно. Уровень государственного долга, по данным на 1 января 2015 года, составлял 11,768 млрд рублей, или 14,4% от объема доходов бюджета Иркутской области без учета безвозмездных поступлений. Правда, на 1 марта эта сумма уже возросла до 16,3 млрд рублей. Но этот прирост, объясняют финансисты, был связан с привлечением кредита от федерального казначейства на 7 млрд рублей на 30 дней. Такие займы под минимальные проценты никак не свидетельствуют о близости дефолта, а, напротив, говорят о взвешенной финансовой политике региона. Для сравнения — максимального значения государственный долг области достигал 1 января 2009 года (31,4% от объема доходов без учета безвозмездных поступлений). В тот период Иркутская область по уровню долга занимала последнее среди 12 субъектов Сибирского федерального округа место. Сегодня — второе.

В структуре долга на 1 марта 2015 года большую часть — 54,6% — составляют бюджетные кредиты, стоимостью обслуживания от 0,1 до 4%. На банковские кредиты приходится 45,4% по ставкам от 8,22% до 11,8% годовых, но их число планомерно сокращается. В итоге фактически расходы на обслуживание государственного долга Иркутской области за 2014 год составили 258,5 млн рублей. Тогда как плановые показатели по расходам на эти цели равнялись 1,379 млрд.