В Иркутске завершился фестиваль «В кругу семьи»

За нравственность в укор Голливуду
В Иркутском академическом драматическом театре им. Н. П. Охлопкова торжественно закрылся IX Международный фестиваль театра и кино «В кругу семьи», который проходил в рамках общенациональ-ной программы, нацеленной на укрепление семейных ценностей.

В 2010 году в Иркутске была установлена скульптура православных покровителей семьи Петра и Февронии Муромских, а теперь в различных городах насчитывается уже 21 такой памятник, а также проводятся дочерние фестивали и развиваются социальные проекты: во Владимире организаторы программы начали передавать квартиры многодетным семьям и строить российский аналог «Диснейленда» — «в хорошем смысле слова, с национальным наполнением». Существует в рамках программы «В кругу семьи» и экологическое направление: параллельно с фестивалем в Иркутске прошла конференция с участием ученых из разных стран, обеспокоенных чистотой воды на планете.

Среди культурных проектов, поддержанных участниками программы, — несколько спектаклей на семейную тематику, поставленных театральным агентством под руководством Александра Ковтунца и преимущественно срежиссированных Кшиштофом Занусси: «Все мои сыновья», «Король умирает», «Воспитание Риты» и «37 открыток», с которым создатели уже объездили Иркутскую область, не избалованную театральной жизнью. Новый фильм режиссера Занусси, польско-итальянско-российская копродукция «Инородное тело», тоже снят в рамках программы «В кругу семьи», а сам польский классик на фестивале вместе со Станиславом Любшиным был сопредседателем жюри киноконкурса. В жюри также входили продюсер и актер Алексей Петрухин, режиссер из Китая Дай Вэй, французская постановщица трейлеров Соня-Бернадет Мариоль и британский дистрибутор Иво Фиоренза.

Художественный руководитель общенациональной программы «В кругу семьи» Федор Добронравов посетовал перед открытием фестиваля на встрече с журналистами, как сложно «добрым нравственным фильмам соперничать с рекламными бюджетами Голливуда», и выразил надежду, что фестиваль поможет привлечь внимание прокатчиков к фильмам, которые не имеют много шансов дойти до массового зрителя. Отвечая на вопрос, по какому принципу отбирались картины и случайно ли в программе фестиваля преобладают фильмы из приграничных с Россией регионов, Александр Ковтунец сказал, что сложно назвать страну, которая еще не представляла на фестивале свои фильмы, — в какие-то годы здесь были картины из Африки и Австралии, однако отборщики не стремятся обеспечить максимальное представительство различных стран, а руководствуются прежде всего тематическими критериями. Многие фильмы конкурсной программы уже известны завсегдатаям российских и международных фестивалей, например «Она» Ларисы Садиловой и «Стыд» Юсупа Разыкова, сингапурская драма о филиппинской горничной «Ило Ило» Энтони Чена (победитель в номинации «Лучшая режиссерская работа»), голландская новогодняя сказка «История лося» (Midden in De Winternacht) Лоуренса Блока, сербский «Мамарош» (Mamarosh) Момчило Мрдаковича.

Были в иркутском конкурсе и менее раскрученные, но не менее семейственные картины: «Аб ово» Алисы Ягубец о бизнесмене, потерявшем возможность ходить и лишившемся семьи, но начавшем все с начала и ставшем чемпионом по паралимпийскому керлингу; «Книга» казаха Ербола Жумагулова о рекламщике-дауншифтере, после разрыва с девушкой уезжающем в аул. В узбекском фильме «Дядя» Рашида Маликова, ставшем победителем фестиваля, действие происходит в Бухаре в 1989 году и героем тоже является молодой человек в духовном поиске; аналогичная ситуация испытания семейных отношений на прочность складывается и в американской «Истории Люка» (The Story of Luke) Алонсо Майо.

В отдельной детской программе лучшим фильмом жюри признало комедию Аллы Суриковой «Полный вперед», где перед нравственным выбором становится уже совсем маленький, восьмилетний мальчик. Лучшей режиссерской работой был признан фильм «История лося». Также в детской программе показали первый полнометражный казахский анимационный фильм «Ер Тостик и Айдахар» Жакена Даненова и Рустама Туралиева по мотивам народной сказки. К сказочным сюжетам по понятным причинам тяготеют многие авторы фильмов для семейного просмотра: в «Зеркале времени» Эдуарда Габидуллина дети перемещаются на 300 лет назад в поисках сокровищ Степана Разина, а в белорусском «Невероятном перемещении» Александра Анисимова к любознательному школьнику, наоборот, является из прошлого доктор Парацельс.

В театральном конкурсе Гран-при присудили спектаклю Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова по повести Валентина Распутина «Последний срок» в постановке Геннадия Шапошникова. Лучшей режиссерской работой назван спектакль в постановке Сергея Федотова «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста».

Лидия Маслова
Фото dramteatr.ru