В гостях у божеств

В древние времена любой кочующий по степи бурят знал — нельзя обходить стороной места, где обитают духи и хранители природы. Не следует насылать на себя их гнев: неизвестно какой долгой и тяжелой может оказаться дорога… И всадник совершал остановку, просил духов о покровительстве, делал им подношения молоком и пищей. Человек молил силы природы позаботиться о нем, пока он в пути, а уже после ехал дальше. Так было очень давно… С тех времен изменилось многое: другим стал человек, жизнь вокруг, и даже степь не та, что была когда-то. Но и сегодня редкий бурят проедет мимо сакрального места, не бросив из окна автомобиля монетку в надежде, что духи помогут ему, пока он в пути…

Чаще всего барисаны расположены на границах населенных пунктов, на пригорках и возвышенностях. Фото Евгения Иващенко

Места обитания духов называются барисаны. Название произошло от бурятского «бариса, барьса, бариха», что означает — «преподносить, дарить». Путешествующие из Иркутска на Байкал сразу узнают такие места по увешанным разноцветными ленточками деревьям, что стоят вдоль трассы. Рядом с этими деревьями можно увидеть коновязный столбик или беседку — так человек обозначил священные придорожные места.

Приносящее благо

«Барьса или барисаны возникали стихийно в течение многих десятилетий или даже столетий, — рассказывает координатор шаманской общественной организации «Сахилгаан» Александр Хантуев. — Наиболее распространенное мнение о значении барисанов — это энергетическое природное место. Его сакральность в понимании наших предков заключалась в том, что именно это место в ближнем горизонте является центральным для духов — хозяев данной местности. Вероятно, такие места узнавали и определяли очень опытные и мудрые шаманы — старейшины. Немало барисанов связано с конкретными историческими именами или событиями. Например, Барнаашхын Барьса на въезде в поселок Еланцы (названо именем известного бурятского предсказателя Барнашки — прим. автора). Есть барисаны, связанные с именами сильных и знаменитых своими делами и невероятными способностями боо-шаманов, тоодээ-шаманок».

Чаще всего барисаны расположены на границах населенных пунктов, на пригорках и возвышенностях. В древности считалось, что у каждой горки, впадины и рощицы есть свой хозяин. Ему и поклонялись. Такие места важно знать всякому путнику, уверен Александр Хантуев. Ведь если человек проявит пренебрежение, разгневанные духи могут наслать препятствия в дороге. И наоборот — окажут содействие при проявленном должном уважении и почитании, уберегут от бед и неприятностей.

Название мест обитания духов произошло от бурятского «бариса, барьса, бариха», что означает — «преподносить, дарить».

В качестве подношений духам местности обычно используют монетки, сигареты, молоко или заала — ленточки, которые привязывают на деревья. Но главное — не то, что ты преподносишь, а как ты это делаешь. «Важно внутреннее состояние человека, его мысли и настрой. Можно вообще ничего не оставлять, а про себя искренне попросить духов о помощи. Находясь на барисанах, нежелательно ссориться, громко разговаривать, шуметь и просто пребывать в унынии», — говорит член правления религиозной организации шаманов «Байкал» Виталий Батлаев.

Священные придорожные места, расположенные вдоль трассы Иркутск — Усть-Орда, любят посещать молодожены во время свадебных катаний. Это давно стало обычаем среди усть-ордынской молодежи: новоиспеченные супруги обязательно бывают на барисанах, оставляют подношения, привязывают к веткам деревьев ленты. Скорее всего, большинство современных молодых людей не задумываются об истинном значении совершаемых ритуальных действий. Однако Александр Хантуев не видит в этом ничего предосудительного. «Это символично: молодая пара, только что заключившая брачный союз, находится в самом начале своего жизненного пути и просит благословения у божеств», — говорит он.

Многие люди приходят на барисаны не для того, чтобы поклониться духам и оставить им подношения, но за тем, чтобы собрать брошенные здесь монетки. Бытует мнение, что ни в коем случае нельзя поднимать на священных местах деньги: духи могут покарать за это и наслать на человека беды и болезни. Координатор общественной организации «Сахилгаан», напротив, считает, что не следует осуждать людей за такие действия. «Сакральное место на то и сакральное, чтобы приносить благо. Ведь и при церквях есть паперти, — рассуждает Александр Хантуев. — Люди, оставляющие монеты на барисанах, по сути, через духов данной местности делают подаяния нуждающимся. А нуждающиеся хоть как-то смягчают свои материальные проблемы. И потом, если эти несколько монет в итоге обернутся для кого-то куском хлеба, разве это плохо? Как говорится: «Бурхад нюдэтэй» (с бурятского — «бог видит» — прим. автора).

Наложения эпохи

Несколько лет назад в Приангарье был разработан проект «Благоустройство придорожных барисанов Иркутской области». Его реализацией занимался Центр бурятской культуры, и главной целью было привести священные места в порядок и очистить их от мусора. К сожалению, современные люди, в отличие от своих далеких предков, не всегда с должным уважением относятся к сакральным местам. Часто вместе с подношениями здесь оставляют и мусор. Шаманы считают это оскорблением духов местности, которые могут за такое неуважение покарать. «Но разве человек способен понять, что его наказали за беспорядок на барисане, если наказание настигло его спустя какое-то время? — говорит Виталий Батлаев. — Загрязнение барисанов — это сегодня наша общая беда. Нельзя забывать, что это место поклонения духам, и, находясь здесь, вы находитесь в гостях у божеств. Ну где вы видели, чтобы люди в гостях оставляли после себя бардак?»

По мнению Александра Хантуева, поведение людей на барисанах — это вопрос уровня культуры, общественного сознания и ментальности. «Наши предки, крайне тесно связанные с природой, очень зависимые от нее, были мудры и стремились жить в гармонии с природой и с божествами любой местности. И особенно уважительно относились к божествам чужой для них территории, — говорит Хантуев. — Современный человек живет в условиях установившихся скоростей. Это наложения эпохи. И уже то хорошо, что он узнает священное место, не забывает отдать почести духам местности, по которой проезжает. У бурят есть поговорка «Шоно шудэтээ, бурхад нюдэтэй». Буквальный перевод: «У волка зубы, у богов глаза». Если расшифровать эту метафору, получится: «С волком будь осторожным, а боги все видят».