В честь юбилея Галины Вишневской

в Иркутске исполнили ее любимую оперу

Происходящее на сцене воспринималось как спектакль, несмотря на отсутствие декораций, сценических костюмов и минимум реквизита.

«Гениальная опера, произведение подлинного мастера, концентрация всего того, что он знал и умел», — так легендарная оперная певица Галина Вишневская говорила про «Иоланту» Петра Чайковского. Эта опера впервые прозвучала в Иркутске со сцены областной филармонии 21 февраля. Премьера стала возможной благодаря сотрудничеству Центра оперного пения Галины Вишневской с губернаторским симфоническим оркестром. Концертная версия оперы явилась центральным событием фестиваля «Музыка без границ», который в седьмой раз проводится в Иркутске.

Центр оперного пения Галины Вишневской уже не в первый раз приезжает в Иркутск. Сотрудничество с иркутской филармонией началось четыре года назад, когда солисты из Москвы впервые выступили с губернаторским симфоническим оркестром под управлением Илмара Лапиньша, исполнив «Царскую невесту» Римского-Корсакова. В прошлом году в рамках традиционного фестиваля оперного пения «Дыхание Байкала» опыт совместного выступления повторился концертным исполнением «Руслана и Людмилы» Глинки. Тогда же велись переговоры о том, чтобы привезти в Иркутск полноценный спектакль оперного центра «Борис Годунов» и показать его на сцене драматического театра, однако кризис внес свои коррективы.

В Иркутске дефицит оперных постановок ощущается давно, поэтому любое, даже концертное исполнение опер вызывает большой интерес у публики.

Так случилось и в этот раз: 21 февраля в концертном зале филармонии не было ни одного свободного места. «Иоланта» в Приангарье не исполнялась никогда, высокий профессиональный уровень студентов и выпускников Центра оперного пения Галины Вишневской уже был известен, поэтому билеты на единственный концерт раскупили задолго до объявленной даты.

На сцене московского оперного центра «Иоланта» впервые была поставлена в 2006 году при участии самой Галины Вишневской, которая особо выделяла эту оперу Чайковского. «Музыка оперы — божественная, удивительная, в ней нежность и страдание, а сюжет ее позволяет проникнуть в самые глубины человеческого духа», — считала она. Постановка была удостоена золотого диплома на Фестивале московских театров как лучший оперный спектакль. Спустя несколько сезонов «Иоланта» ушла из репертуара, но в прошлом году ее восстановили — ко дню рождения Галины Вишневской. Новую версию создал главный дирижер Королевской фламандской оперы, симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» и Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Дмитрий Юровский.

В Иркутск привезли концертную версию, но сохранили мизансценический рисунок, поэтому взаимоотношения героев были понятны и без либретто.

Благодаря этому происходящее на сцене воспринималось как спектакль, несмотря на отсутствие декораций, сценических костюмов и минимум реквизита.

«Это очень непростая опера, — рассказал дирижер Центра оперного пения Ярослав Ткаленко. — Несмотря на то, что она почти вдвое короче обычной оперы, у нее настолько насыщенная музыкальная драматургия, что требует очень серьезной работы ото всех, и в первую очередь от оркестра». Поскольку сам материал, по словам дирижера, требует серьезного исполнительского уровня, окрепшего голоса и высочайшего вокального мастерства, на некоторые главные партии специально пригласили выпускников центра. Так, партию рыцаря Водемона исполнил Петр Сизов, а короля Рене — Владислав Попов, уже приезжавший в Иркутск в прошлом году.

«Моя жизнь в этом спектакле началась восемь лет назад, когда я еще учился в центре, и как всякий амбициозный молодой солист очень хотел попасть в эту постановку, — рассказал Петр Сизов. — Поэтому когда в прошлом году меня пригласили петь партию Водемона, для меня это была большая честь. Я помню, как любила эту оперу Галина Павловна, как трепетно она относилась ко всем партиям и занималась с солистами».

Партия слепой дочери короля Иоланты, прозревшей от любви к молодому рыцарю, досталась одаренной студентке Центра оперного пения Екатерине Петровой. «Для меня это первая большая сольная партия, и она интересна сразу со всех сторон: и с музыкальной, и с вокальной, и с актерской. В ней много граней, — рассказывает Екатерина Петрова. — Иоланта — очень глубокий и светлый образ, и благодаря ей я лучше узнала себя».

Исполнение «Иоланты» в Иркутске для Центра оперного пения стало одним из мероприятий, посвященных 90-летнему юбилею со дня рождения Галины Вишневской, который будет отмечаться в этом году.

«К юбилею у нас запланировано сразу несколько крупных событий, — рассказал заместитель художественного руководителя Центра оперного пения Вадим Тынчеров. — В марте-апреле в Москве и Санкт-Петербурге запланирован Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, в июне — Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, 25 октября на нашей сцене состоится премьера оперы «Риголетто», а 8 ноября — концерт в Большом театре, посвященный Галине Павловне».

В Иркутске «Иоланта» стала частью фестиваля «Музыка без границ», который проходит уже в седьмой раз. Идея фестиваля состоит в том, что для музыки нет ни возрастных, ни географических, ни жанровых границ, — отметила художественный руководитель Иркутской филармонии Марина Токарская. — И, конечно, «Иоланта» стала центральным событием этого фестиваля».

Антон Кокин