Узорные переплетения

Пожалуй, все знают, как выглядит русский традиционный тканый половик, который обычно клали у входа в дом, — пестрый и полосатый. Пестрый — потому что сделан из лоскутков разной материи, а полосатый — для того чтобы охранял дом от злых мыслей. «Подходит к дому незнакомец, неизвестно, с какими он мыслями — добрыми или злыми, переходит через эти полоски, и все плохое оставляет за порогом», — рассказывает Галина Березина, уже десять лет занимающаяся возрождением в Иркутской области старинных ремесел и знающая все об узорном ткачестве.

Галина Яковлевна Березина поставила себе цель возродить почти утраченное ремесло, и ей это удается. С каждым годом все больше желающих научиться ткать. Фото Евгения Козырева

Сейчас мало кто придает значение рисунку на ткани, главное, чтобы было красиво. А раньше орнамент русских народных тканей был наполнен глубоким содержанием, в котором находило отражение языческое мировоззрение древнего землевладельца, его поклонение силам природы. Например, наиболее характерная для узорного ткачества фигура «ромб» когда-то символизировала солнце, а изображение женской фигуры с поднятыми вверх руками связано с образом богини Мокошь, покровительницы прядения и ткачества древних славян.

Иркутские рукодельницы учебно-творческой мастерской «Узорное ткачество на кроснах» (кросна — традиционный русский ткацкий станок), руководителем которой является Галина Березина, с трепетом относятся и к символике орнамента, и к традиционным техникам ткачества. Но при этом аккуратно добавляют к рисунку современные элементы, а также разрабатывают новые техники ткачества. «Чтобы сохранить ткачество, мы должны привнести в него что-то новое, то, что интересно людям сейчас, в наше время. Это костюм, какие-то украшения, гобелены. Нынче мы занялись новой технологией — выдергом, идет набор ниток на спице, а потом спица убирается. Мы постоянно что-то придумываем, не стоим на месте», — рассказывает Галина Березина.

«Звоночек из детства»

Ассоциация «Оникс» появилась 20 лет назад, а ткацкая мастерская при ней открылась 10 лет назад. «Когда я была ребенком, мы вместе с бабушкой заготавливали дранки, то есть лоскуты ткани, и относили их соседке, а она уже делала из них половики. У нас не было своего станка, мы жили бедно. Как я гордилась, когда потом несла домой новый половичок от соседки. Это было для меня ярким событием, — вспоминает наша собеседница. — Видимо, с тех пор где-то на подсознательном уровне у меня зародилась любовь к ткачеству. И когда десять лет назад мне ребята из дома детского творчества поселка Усть-Уда подарили сотканный половичок, словно зазвонил звоночек из детства, и я загорелась желанием научиться ткачеству».

Почему мужчины любят носить свитера, которые им связала мама, бабушка или жена? Потому что в них душа.

Реализовать это желание Галине Яковлевне помог сын Михаил. Купить ткацкий станок возможности не было, поэтому он собрал его самостоятельно. Разработал новую модель кросны с современным дизайном, сохранив при этом все основные детали, чтобы не нарушить процесс традиционного ткачества. Теперь Михаил ежегодно делает по три-четыре таких станка для детских домов и интернатов Иркутской области. В регионе уже создано восемь ткацких мастерских, в том числе пять в Иркутске. «Чтобы как-то развивать эту культуру у нас в регионе, мы разрабатываем проекты, получаем средства от местных властей и спонсоров и делаем станки для детей-сирот, инвалидов, для пожилых людей. Сейчас городская администрация поддержала наш проект «Наследники иркутских ткачей», который позволит открыть мастерские в детском клубе «Крылатый» при школе МОУ СОШ №23 и в клубе инвалидов «Общение», — говорит Галина Березина.

Галина Яковлевна поставила себе цель возродить почти утраченное ремесло, и ей это удается. С каждым годом все больше желающих научиться ткать. «Оникс» вывозит станок в разные районы — Качуг, Ольхон, Еланцы, Куйтун, Новую Игирму, Залари, чтобы как можно больше жителей Приангарья могли попробовать себя в роли ткача.

«Наполняет душу красотой и радостью»

«В апреле 1945, когда мне было девять лет, из жизни ушла моя мама. Это был удивительно добрый и светлый человек. Она сделала все, чтобы воспитать нас, своих детей, порядочными и честными людьми. И, конечно, именно она привила мне любовь к рукоделию, к творчеству. Мама вязала половички, шила нам с сестрой платья, у нас всегда были красивые занавесочки, салфеточки. Всегда в доме был праздник и чистота. Именно благодаря маме я стала изучать народные ремесла», — поделилась своими сокровенными воспоминаниями Галина Яковлевна.

Сначала Галина Березина многие годы вязала шали, но потом занялась ткачеством и увлеклась настолько, что теперь большую часть свободного времени проводит за станком. Мастерица включает спокойную музыку или сама что-нибудь напевает и начинает ткать. «Процесс ткачества сам, как долгая прекрасная песня, тянется и наполняет душу красотой и радостью», — Галина Березина всегда с восторгом и особой теплотой говорит о своем любимом занятии. И с удовольствием делится своими знаниями в этой области. «У нас обучение начинается с традиционного половика, который делается из дранок. Эту технологию освоит любой. Потом открываются такие возможности необъятные! Это и закладное, и переборное, и браное, и ажурное ткачества. Такие удивительные вещи можно делать в этих техниках!» — перечисляет она и показывает на узорные полотенца, салфетки, полотна, развешанные в мастерской.

Если делать половик на продажу, то можно купить ткань в магазине. А для себя и для своих близких лучше делать из того, что есть дома, советует Галина Березина. Например, из постельного белья или из старого платья, ведь у таких вещей совсем другая энергетика. «Почему мужчины любят носить свитера, которые им связала мама, бабушка или жена? Потому что в них душа. Когда мы что-то делаем для близких людей, мы вкладываем в это всю свою доброту, заботу и любовь», — говорит Галина Яковлевна, которая сама недавно стала прабабушкой и уже соткала своему правнуку прикроватный коврик.

Прикоснуться к этому древнему мастерству довелось и нашему корреспонденту. Если кратко описать процесс тканья, то он заключается в механическом переплетении двух систем нитей, называемых основой и утком. Основные нити проходят вдоль станка параллельно друг другу. Они должны находиться в постоянном равномерном натяжении. Нити утка имеют поперечное направление. Во время тканья они должны переплетаться с нитями основы в определенном порядке. Собственно, слово «ткачество» произошло от способа работы — «тыканья» утка между нитями основы. Вдаваться в более подробные описания процесса смысла нет. Чтобы понять, как все это происходит, нужно самому увидеть, а еще лучше попробовать что-нибудь соткать. Глядя на то, как ловко Галина Яковлевна продевает уток сквозь нити основы, кажется, что это совсем несложно. А на самом деле с такой кропотливой работой справится не каждый. Нужно хорошее терпение и усердие. Впечатления от тканья получаешь очень неожиданные: не просто удовольствие, что ты сам что-то создаешь, а какую-то магию, когда из-под твоих рук появляется даже простенький рисунок — ощущаешь себя настоящим волшебником.