Увидеть Байкал и…

Нет, не умереть. Познать мир, что лежит за гранью твоих о нем представлений. Вернуть вкус к жизни. Или открыть себя — нового, настоящего. Разные желания толкают людей на путешествия по священному озеру, порой опасные для жизни. Ведь Байкал — он грозный: одних подпускает к себе и дает искомое, а других карает за тщеславие и гордыню и стремление покорить его. Он меняет жизнь каждого, кто решился на рискованное и опасное, но увлекательное и захватывающее путешествие по озеру. Главное — ставить верные цели и не гневить седой Байкал. Иначе…

Протопали две тысячи километров тайги и степей, городских джунглей и деревенских улочек. И уже близка конечная цель, осталось пройти Порт-Байкал, а там и до Шаман-камня рукой подать.

«Иначе он тебя не пустит», — говорит Эраст Бутаков, путешественник и писатель. Он и его друг Владимир Михайлюк в 1992 году пешком обошли Байкал за 73 дня, чего раньше никому не удавалось. После похода жизнь каждого разделилась на «до» и «после» Байкала. Изменилось все — отношение к жизни, к людям, образ мыслей. «Я попросил родственников, чтобы мое тело после смерти сожгли, а прах развеяли над Байкалом, — говорит Эраст Бутаков. — Теперь, когда я приезжаю к его берегам, омываю водой лицо и руки, то понимаю, что в будущем я сам стану озером. Байкал — это часть меня. Вернее я — часть его. А может, это и я сам…»

73 дня мечты

1992 год. Неожиданная свобода толкала граждан бывшего Союза на денежные махинации, торговые операции. Люди открывали коммерческие кооперативы в надежде заработать деньги. В магазинах — очереди и дефицит, впереди — неизвестность. Но двое решили уйти из этой неразберихи, чтобы увидеть другой мир — тот, что на Байкале. Эраст Бутаков — чиновник, и Владимир Михайлюк — спортивный врач. Оба — 27-летние мужья и отцы, романтики и друзья с детства, которые мальчишками мечтали о жизни в лесу в гармонии с природой. Вышло иначе. Но Байкал обоим дал возможность исполнить детскую мечту и провести в ней 73 дня.

«Идея была моя. Мы думали, раз не умеем делать деньги, то заработаем имя, попадем в Книгу рекордов Гиннеса, книгу напишем», — смеется Эраст Бутаков.

К походу готовились полтора года. Бегали кроссы, собирали снаряжение. «Все было самодельное и тяжелое, — вспоминает путешественник. — Брезентовая палатка весила шесть килограммов. Тушенка в стеклянных банках, потому что другой в магазинах не найти. Да ладно тушенка — крупы нигде не было!»

Друзья отправились в путешествие 11 мая 1992 года. Маршрут разработали, сверяясь по книге «Здравствуй, Байкал» Валентина Брянского. Отправной точкой стал Шаман-камень, вернуться к которому планировали через четыре месяца. А возвратились через два с половиной.

«Сложности? Любому нужна как минимум неделя, чтобы организм привык к новым условиям. А Байкал — уникальное место. Когда идешь по его берегам, то проходишь тайгу, степь, болота. Нужно уметь приспосабливаться ко всему, — говорит Эраст Бутаков. — В Тажеранской степи жара, цикады поют, а через несколько километров — Черноруд, вдали заснеженные вершины гор, и веет прохладой».

Путешественники знали об опасностях, которые подстерегали их в пути. Случалось уносить ноги от медведей и спасаться от них на деревьях. Приходилось внимательно слушать свой организм, высыпаться и вовремя есть, чтобы не заболеть. «В пути ты становишься частью природы, от тебя уже не пахнет человеком. Бывало, идем, а впереди скачет кабарга, — ностальгирует Эраст Бутаков. — Мы боялись городов, разбросанных по берегам Байкала. Мы были там чужаками. Люди не верили в наше путешествие».

Зато тепло встречали жители деревень. Приглашали в дома, угощали едой, иногда — последним что было. Эраст вспоминает тунгуса — отца шестерых детей, который приютил у себя путников. В доме не было ничего, кроме медвежатины и вяленой рыбы. Хозяин отдал гостям последнее. «В Бугульдейке зашли в магазин, а там очередь за хлебом. Вышла продавщица, потихоньку позвала нас и дала хлеб со словами: «Мы знаем, что вы путешественники», — рассказывает Эраст. — Молва о нас летела впереди».

Мы боялись городов, разбросанных по берегам Байкала. Мы были там чужаками. Люди не верили в наше путешествие…

Протопали две тысячи километров тайги и степей, городских джунглей и деревенских улочек. И уже близка конечная цель, осталось пройти Порт-Байкал, а там и до Шаман-камня рукой подать. У Владимира шаг длиннее, он идет впереди. За ним Эраст. Друзья договорились не подстраиваться друг под друга — у каждого свой ритм. Шаман-камень совсем близко. Вдруг Владимир останавливается и начинает завязывать шнурки на ботинках. Эраст догоняет, спрашивает: «Ты чего, замерз?» «Да вот, шнурки развязались», — отвечает товарищ. «Чего врешь-то?» — не унимается Эраст. «Ты начинал, ты и заканчивай», — был ему ответ.

«Это один из тех моментов, когда друг — это друг, — говорит Эраст. — Ведь Вова остановился и дал мне прийти первым. Хотя другой на его месте даже не подумал бы. А он прочувствовал. Вот это дружба».

В Иркутск друзья вернулись 23 июля. Нынче исполняется 20 лет с их путешествия, и 10 лет с момента выхода книги Эраста Бутакова «Вокруг Байкала за 73 дня». «До Байкала были одни мысли, а потом все изменилось — смысл, ценности, — говорит Эраст. — В пути ты борешься сам с собой, преодолеваешь препятствия внутри себя. Узнаешь, кто ты есть. То, что раньше казалось важным, стало ерундой. Истинная ценность — глоток воды, улыбка близкого человека, рука помощи».

Двое в лодке

«Наносное сразу улетучилось. Стало неважно, во что одет человек и что говорит. Оцениваешь не слово, а дело. Начинаешь понимать — не все то золото, что блестит», — повторяет мысли Эраста Бутакова другой путешественник — Виктор Мачкалян. В 2004 году он со своим 14-летним сыном Михаилом проплыл на лодке вокруг Байкала. И для них жизнь разделилась на до и после путешествия. Виктор уверен — их авантюра удалась только потому, что Байкал позволил. Хоть и проучил перед этим, наказав за самонадеянность и вызов, брошенный великому морю.

Обойти Байкал отец с сыном решили в августе 2003 года. За полгода до этого Виктор — учитель плавания в иркутской школе — встретился со своими бывшими учениками и поделился с ними затеей. Те поддержали, нашли спонсора, который помог со снаряжением. А за десять лет до этих событий Виктор встретился с Владимиром Михайлюком, когда тот вернулся из своего путешествия. «Я сказал ему — ерунда, я на лодке обойду озеро. Не знаю, зачем сказал», — вспоминает Виктор Мачкалян.

И вот путешественники стартовали из Листвянки. Плыли по движению часовой стрелки. Возле Большого Голоустного неожиданно для авантюристов подул сильный ветер, и лодку унесло в Байкал, далеко от берега. Уносило все дальше и дальше, и Виктор взмолился небесам, чтобы те сохранили их жизни. Молился так горячо, что пообещал — если выживут, то он построит часовню в Слюдянке. Выжили. Ветер утих, отец с сыном доплыли до поселка МРС, и там узнали, что в ближайшие две недели будут дожди и ветра, и лучше отказаться от затеи. Вернулись домой, но затею не забыли. Весь год готовились, тренировались, и в конце июня 2004 года на лодке отплыли из Листвянки, но уже в другую сторону — против часовой стрелки. И для них картой служила книга «Здравствуй, Байкал», которую Виктор зачем-то купил много лет назад, когда и не помышлял о путешествии.

Плыли рядом с берегом, так близко, что веслами касались земли. Воды Байкала — с одной стороны, тайга и степи — с другой. Иногда люди. Они делились с путешественниками историями своей жизни, поскольку знали — двоих в лодке видят в первый и последний раз. «За два месяца мы встретили столько людей, узнали столько историй, что о каждой можно книгу написать, — говорит Виктор. — Рыбаки угощали нас рыбой. Многие не верили тому, что два чудака в лодке решили проплыть вокруг Байкала».

Когда обходили устье реки Селенги, то поднялся ветер. Качало три дня, и все это время гребцы сидели в лодке, в камышах. К счастью, все обошлось. Виктор говорит, что во время путешествия у человека открывается «третий глаз». Появляется чутье, которое подсказывает — нужно останавливаться или лучше плыть дальше, заговаривать со случайными встречными или остерегаться. «С сыном сразу договорились, что если кто-то говорит «нет» по необъяснимым причинам, то так и делаем, не объясняясь», — вспоминает Виктор.

Два месяца пути подходили к концу в районе Больших Котов, в девяти километрах от Листвянки — конечного пункта. Но в Котах путники встретили друзей. Те уговорили остаться погостить. Мачкаляны согласились, а потом поняли, что сглупили — весь следующий день лил дождь, был ветер. «Я много читал о том, что трагедии чаще происходят в конце экспедиций, поэтому нельзя расслабляться, — говорит Виктор. — Нам в первый год Байкал сразу все объяснил, чтобы мы свои амбиции оставили на берегу».

В итоге их путешествие длилось не 60, а 61 день. В Листвянку отец с сыном отплыли после того, как сутки провели в Котах, оказавшись заложниками непогоды.

Виктор Мачкалян по прежнему учит детей плаванию. Он сдержал свое слово и строит часовенку в Слюдянке. Увлечен озерами — прошел на лодке шесть водоемов. Эраст Бутаков захвачен реками — открывает их устья. Оба мечтали о Книге рекордов Гиннеса, но ни один в нее не попал: нужно было платить деньги, которых у путешественников не было. И для каждого из них никакая река, и никакое другое озеро не значит столько, сколько Байкал. «Это часть меня», — говорит Эраст. «Это и хлеб, и воздух. Место, где я черпаю силы», — признается Виктор.

Евгения Липина

В контексте

Официальным первопроходцем Байкала является исследователь Иван Черский. С 1877 по 1880 год он с двумя рабочими обошел озеро на лодке и пешком. Рекордсменом по длительности одиночного прохождения был писатель Роберт Аганесов, который в 1965 году за восемь месяцев прошел путь от Слюдянки до Нижнеангарска. Иркутский краевед Валентин Брянский совершил путешествие по Байкалу в пять этапов с 1975 по 1985 год. В 2000 году поляк Януш Бохенкем обошел озеро за 63 дня, а уроженцу Улан-Удэ Александру Семенову в 2007 году удалось это сделать за 38 дней. В 2004 году голландские велосипедисты пересекли по льду озера расстояние от Листвянки до Северобайкальска за 21 день. Экстремалов на Байкале не счесть. На лодках, велосипедах и автомобилях, на своих двоих странствуют они по озеру. Однако самым отчаянным считается беглый каторжанин, проплывший в омулевой бочке с восточного на западный берег озера. О его подвиге даже поется в песне «Славное море — священный Байкал».