Успеть до холодов

На строительных площадках трех нефтеперекачивающих станций (НПС) № 2, 5, 7 трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ТС ВСТО) в Иркутской области выполнено более половины от общего объема сварочно-монтажных работ. Специалисты ООО «ЦУП ВСТО» (дочернее общество ПАО «Транснефть») до наступления холодов возведут основные здания и закончат сварку технологических трубопроводов, чтобы зимой приступить к внутренней отделке помещений. Строительство этих трех нефтеперекачивающих станций — второй этап масштабного проекта по расширению пропускной способности трубопровода до 80 млн тонн нефти в год.

Свернуть гору

Отметим, первый этап по расширению пропускной способности ТС ВСТО компания реализовала в декабре прошлого года — тогда в Иркутской области были сданы три НПС — № 3, 6, 9. Коллективы, которые занимались возведением этих станций, практически в полном составе переброшены на объекты второго этапа.

Несмотря на то что специалисты были подготовлены, проведение работ осложнялось сразу несколькими факторами — геологией и удаленностью от цивилизации. К примеру, самая дальняя НПС № 7 расположена в более чем 180 км от развитой дорожной инфраструктуры, остальные две станции — в пределах 20 км от автомагистралей и железных дорог. Пришлось завозить оборудование и материалы в несколько этапов — сначала по железной дороге, а затем по таежным дорогам на автотранспорте.

Подготовка к строительству началась еще в декабре прошлого года: площадки очистили от леса, провели вертикальную планировку — всего на территории трех станций перемещено более 800 тыс. куб. м грунта. При этом частично вместо непригодного грунта пришлось укладывать на площадку привозной.

Например, на НПС № 5, что строится в Нижнеилимском районе, перепад высот между противоположными углами площадки составил свыше 20 м. Перед тем как начать возводить фундаменты и ставить здания будущей НПС, эту разницу необходимо было нивелировать. Срезать так называемые полки, сделать ровную поверхность. В общей сложности на этапе вертикальной планировки на НПС № 5 было перемещено почти 500 тыс. куб. м грунта. Также на месте строительства были обнаружены карстовые полости, что потребовало установки буронабивных свай длиной до 13,5 м в основание фундаментов будущих зданий. Всего за лето установлено 1 560 таких опор.

НПС № 2, 5, 7 — это промежуточные нефтеперекачивающие станции, которые после подключения к ТС ВСТО обеспечат давление внутри трубопроводной системы, необходимое для перекачки максимальных 80 млн тонн нефти в год. Строятся они по типовому проекту, и за небольшими исключениями даже внешне НПС похожи друг на друга. Пожалуй, только НПС № 7 отличается от своих «соседок» наличием двух резервуаров аварийного сброса нефти по 2 тыс. куб. м каждый. В проектах НПС № 2, 5 этих объектов не предусмотрено. И потому на летний период перед строительными штабами стояли практически одинаковые задачи — возвести основные здания и сооружения станций.

— Поскольку материал для производства работ был поставлен на площадку своевременно, сложностей с выполнением строительно-монтажных работ не возникало, — рассказывает начальник штаба строительства № 15 НПС № 7 Павел Бобров. — На 100 % выполнены фундаменты зданий и сооружений будущей станции, смонтировано свыше 60 % металлоконструкций. Мы планово готовимся к наступлению холодов — закрываются тепловые контуры зданий, которые будут подключаться к теплу в первую очередь.

— Итогом летних работ будет пуск котельных и обеспечение запуска тепла в здания на объекте, — говорит начальник штаба строительства № 14 НПС № 5 Алексей Кокорин. Это даст возможность заняться внутренней отделкой помещений, приступить к прокладке кабельно-проводниковой продукции, монтажу оборудования.

Эконадзор

Экологи появились на строительных площадках еще до начала масштабных работ — такое заблаговременное изучение фонового состояния окружающей среды позволяет оценить, что было и что стало после строительства, взяв существующее состояние окружающей среды за отправную точку. Специалисты многократно проводят отборы проб почвы, воды и воздуха в последующем на всех этапах строительства.

При этом экспертиза проводится не только непосредственно на площадках, но и на протяжении всех линий электропередачи: дело в том, что ЛЭП прокладываются по тайге на много десятков километров, пересекают реки и ручьи. При таком подходе, когда проверяется каждый этап, можно оперативно корректировать работу строителей.

Начальник отдела экологической безопасности ООО «ЦУП ВСТО» Антон Дементиевский рассказывает, что внутренние стандарты компании в плане экологического мониторинга и воздействия на атмосферу, почву и воду выше, чем даже требования «зеленого» законодательства РФ.

Ни один подрядчик не приступает к работам без оформления необходимой природоохранной документации. За время реализации проекта не было ни одного случая превышения предельно допустимых концентраций по исследуемым веществам.

Помимо внутреннего контроля объекты пристально проверяются природоохранными органами, а все этапы работ жестко регламентированы. К примеру, до ввода в эксплуатацию подрядчик должен вывезти сточные воды на ближайшие очистные сооружения. После запуска НПС хозяйственно-бытовые стоки попадают на станцию биологической очистки, после которой вода вновь пригодна для использования в водоемах рыбохозяйственного назначения.

Планы по возведению станций просчитываются с учетом всех возможных рисков. Что позволяет строить объекты в рекордные для таких условий сроки. К примеру, схожие по проектным решениям НПС № 3, 6, 9 были построены менее чем за два года.