Успех развития туротрасли — в координации усилий

Депутаты областного Заксобрания — о развитии туристической инфраструктуры в Приангарье и сдерживающих факторах
Сам по себе Байкал притягивает миллионы путешественников. Но чтобы регион на них достойно зарабатывал и в памяти гостей, в итоге, оставлял максимально приятные впечатления, необходимо развивать инфраструктуру. На чем сфокусироваться в первую очередь, переводя индустрию из плоскости дикого отдыха к организованному, цивилизованному? Парламентарии Законодательного собрания Иркутской области высказали свои предложения. Обстоятельная межведомственная дискуссия прошла в рамках депутатского часа.

С международного экономического форума, проходившего в Санкт-Петербурге, в Приангарье привезли новости об укреплении сотрудничества между регионом и корпорацией «Туризм. РФ». Зампред Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, курирующий в том числе туристическую повестку, прокомментировал: «Необходимо ускорить создание туристической инфраструктуры. Мы благодарны тем субъектам, которые активно выполняют поручение Президента. Это сложная и ответственная работа, но необходимо, чтобы у наших граждан были прекрасные условия для отдыха в нашей стране. Природные условия у нас вне конкуренции, дело за малым — создать достойные конкурентные условия, чтобы наши туристы могли отдыхать у нас». Иркутской области, давайте признаем честно, необходимо по этому направлению нарастить темпы.

Депутатский час, организованный в рамках 57-й сессии Законодательного собрания Иркутской области 22 июня, был посвящен созданию благоприятных условий для развития туризма.

Докладчиком по теме со стороны правительства Иркутской области выступил первый заместитель председателя Руслан Ситников. Он рассказал, что с 2023 года регион планирует реализовывать программу «Туризм и индустрия гостеприимства». Сейчас документ проходит внутреннее согласование в правительстве. Основные задачи — увеличение турпотока и объема поступлений от отрасли в областной бюджет. Ключевые целевые ориентиры: к 2030 году туристический поток планируется увеличить до 3,4 млн человек, долю туризма в валовом региональном продукте довести до 2,6%, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области — до 2,4 млрд руб.

Очевидно, что достичь обозначенных результатов можно, усилив работу по развитию туристической и обеспечивающей инфраструктур, включая дорожную, инженерную, энергетическую, социальную. Регион готовит заявки в Роснедра на строительство систем водоснабжения, водозаборов. Заключен контракт для строительства канализационно-очистных сооружений в Большом Голоустном, планируется заключить контракт на проектирование КОСов на Ольхоне. Решать многие инфраструктурные задачи невозможно без установки границ населенных пунктов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. К настоящему моменту границы закреплены уже для 84% (66) населенных пунктов, зампред проинформировал депутатов, что до конца года эту работу планируют завершить. Также перед областью стоят задачи разработки туристических маршрутов на период межсезонья, обу­чения профессиональных кадров для отрасли, подготовки мастер-планов развития туристских территорий (Слюдянский, Ольхонский и Иркутский районы).

При этом, наряду с отдыхом на берегах Великого Озера, Приангарье пытается популяризировать зоны отдыха вне территории Байкала. Так, в прошлом году пилотный проект по развитию сельского туризма был реализован в Заларинском районе, и местное население извлекло из него неплохие доходы. В 2022 году аналогичную практику распространят на Качугский и Осинский районы, заявки поступили от Усольского, Черемховского, Боханского и Братского районов.

«Тема развития туризма межведомственная, затрагивающая многие аспекты — экологию, агросектор, транспорт, строительство. По всем этим направлениям нужно группировать ресурсы, в полной мере использовать возможности государственных программ и национальных проектов. И работать на реальный результат, а не цифры в отчетах».

Однако подпортить впечатления туристам рискуют необустроенные дороги. Об этом, в частности, говорил депутат Анатолий Обухов. На транспортной инфраструктуре во время депутатского часа остановились детально. Министр транспорта и дорожного строительства Иркутской области Максим Лобанов признал, что сейчас около половины всех дорог, ведущих к Байкалу, не соответствуют нормативам. Проблему решают поэтапно. Также очевидна потребность в развитии придорожного сервиса, остановочных пунктов, зон рекреации. Если говорить о водных маршрутах, требуется ремонт причальных сооружений.

Зашла речь на депутатском часе и о качестве обслуживания авиапассажиров. Исполняющий обязанности генерального директора аэропорта «Иркутск» Петр Беликов рассказал, что терминал внутренних линий перестал справляться с растущим пассажиропотоком, который превысил 2 млн человек. Необходимо увеличить пропускную способность зоны выдачи багажа. Решение — пристрой к терминалу аэропорта. В настоящий момент предприятие готовится к торгам на предпроектные работы по пристрою. В то же время депутаты ЗС попросили не забывать о задаче строительства нового современного иркутского аэропорта, хотя правительство констатировало: очередной участок под этот значимый объект опять не согласован Минобороны, к решению проблемы подключились федеральные ведомства.

В продолжение разговора об авиаперевозках высказался депутат Андрей Андреев: надо искать способы удешевления билетов из центральной части России в Иркутск. Прозвучала непосильная для массового туриста цифра в 70 тысяч рублей за перелет в экономе. Снижению тарифов могло бы способствовать использование лайнеров большей вместимости. «Может быть, главе региона есть смысл провести переговоры и для Иркутской области согласовать перелеты на Аirbus 330, 350?», — предложил Андрей Андреев. Представители правительства сообщили, что одна из компаний-авиаперевозчиков отказалась от рейсов на широкофюзеляжных самолетах, считая их нерентабельными, с другой — обязательно проведут переговоры. Спикер областного Заксобрания Александр Ведерников попросил ускорить решение этого вопроса.

Не будем забывать, что отдыхающие прибывают в Приангарье не только самолетом или поездом. Парламентарий Олег Попов считает, что нельзя игнорировать общероссийский тренд: ежегодный прирост демонстрирует автомобильный туризм. Чтобы принимать людей, путешествующих на личном транспорте, нужно строить (в противовес разрушительному для природы дикому туризму) комфортные автокемпинги, обеспеченные водой, электричеством, контейнерами для сбора мусора.

В свою очередь, заместитель директора по охране территорий ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Василий Пестерев продемонстрировал участникам депутатского часа фотоснимки, иллюстрирующие разрушение почвы в северной части острова Ольхон из-за большого количества проезжающих там автомобилей и отсутствия твердого дорожного покрытия. Дорогу нужно приводить в порядок. Василий Пестерев также отчитался, как ведется установка навигационных указателей, обустройство площадок для пикников и кепмингов, создаются условия для посещения байкальского побережья маломобильными туристами. Был анонсирован и новый турпродукт — безопасное для туристов и природы наблюдение за жизнью диких животных.

К слову о новых турпродуктах. Олег Попов напомнил о промышленном туризме: «Байкал — не единственное в Иркутской области место притяжения. Мы — промышленный регион. У нас есть каскад ГЭС, заводы. Многие люди хотели бы там оказаться. Но на режимные объекты попасть непросто. Надо скоординироваться для проработки таких экскурсий с предприятиями».

ГЭС упоминалась и в докладе председателя комитета по экономике и стратегическому планированию администрации Иркутска Татьяны Макарычевой. Известно, что 2022-й заявлен в городе как год Ангары, и местные власти сосредоточились на реализации проекта «Иркутск — город на Ангаре, дочери Байкала». Проект предполагает гармоничное сочетание набережных, мест отдыха, музеев, архитектурных памятников, спортивных кластеров, оздоровительных комплексов, а также воднотранспортное сообщение между всеми районами Иркутска. А плотина ГЭС вписывается в большой, 25-километровый турмаршрут вдоль реки. Иркутск постепенно выстраивает единую городскую набережную. Татьяна Макарычева упомянула, что инвестором многих объектов притяжения (гостиницы, деловой центр, набережная) выступает En+ Group. Для роста инвестиций, расширения круга партнеров и обеления отрасли город предлагает рассмотреть возможность значительного снижения нагрузки по налогу на имущество для крупных объектов туристской инфраструктуры, до 0,5%.

С конкретными предложениями выступила вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области Ольга Носенко. Заместитель председателя областного парламента недавно вернулась с туристического форума в Красноярске, где почерпнула немало потенциально эффективных и для Приангарья идей. Ольга Носенко считает, что давно пора активизировать работу по развитию инфраструктуры в Листвянке, по ее облагораживанию. Ближайший к Иркутску посёлок на Байкале, куда в первую очередь привозят гостей города и области, в 2026 году будет отмечать 300-летие. С каким лицом он встретит юбилей?

«Задач по Листвянке много, — обобщила Ольга Носенко. — Нужно разобраться с незаконной и небезопасной застройкой, выполнить берегоукрепительные работы, организовать парковки». Вице-спикер ЗС вспомнила, что в Листвянке когда-то хотели создать центр международного туризма «Байкал-Сити». Но проект, обозначенный ещё в 2006 году на Байкальском экономическом форуме, так и не был реализован. Вероятно, стоит вернуться к идее?

«Природные условия у нас вне конкуренции, дело за малым — создать достойные конкурентные условия, чтобы наши туристы могли отдыхать у нас».

Также Ольга Носенко прокомментировала перспективы Байкальска. Уже есть мастер-план развития города, но нужен инвестор, готовый вложить в него 160–170 миллиардов рублей. Инвестиционная привлекательность территории повысится, когда регион устранит три главные проблемы Байкальска: накопленный экологический вред, изношенные сети и устаревшая ТЭЦ.

В ходе депутатского часа перед парламентом выступила и председатель профильного комитета Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири (по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности) Марина Григорьева. Вначале она обозначила вполне резонную позицию: наверняка, регион сможет нарастить туристические потоки, другой вопрос — насколько качественные услуги область окажет гостям. Турпродукт, сервис достойного уровня складывается из многих деталей. Бизнесу очень пригодится помощь в приобретении солнечных батарей, модульных туалетов, автобусов, в обустройстве скважин, газовых и пеллетных котельных. Не везде в местах отдыха, популярных у туристов, есть устойчивый интернет, дополнил депутат Виктор Кондрашов.

Но всё это частные вопросы. Глобальный: кто способен придать их решению мощный импульс? «Как рулим, так и едем». В схожем ключе высказались сразу несколько участников парламентской дискуссии о настоящем и будущем турсектора в Иркутской области.

Марина Григорьева заметила, что физически держать в поле зрения все вопросы не по силам всего лишь нескольким сотрудникам регионального агентства по туризму. В то же время спикер областного Законодательного Собрания Александр Ведерников убеждён, что не нужно замыкать всё на исполнительной власти и наращивать штат министерств: совершенствованию управления в сфере туризма могло бы способствовать создание соответствующего межведомственного проектного офиса.

«Туризм — это как раз то направление, которое требует особо сфокусированного внимания сегодня, — заявил Александр Ведерников. — Тема развития туризма межведомственная, затрагивающая многие аспекты — экологию, агросектор, транспорт, строительство. По всем этим направлениям нужно группировать ресурсы, в полной мере использовать возможности государственных программ и национальных проектов. И работать на реальный результат, а не цифры в отчетах».

Резюмируя итоги обсуждения, в финале депутатского часа председатель комитета ЗС по собственности и экономической политике Николай Труфанов сообщил, что все предложения, поступившие от депутатов, будут проанализированы и лягут в основу постановления, которое подготовят к следующей сессии областного парламента.

«В Байкальский регион сформирован устойчивый турпоток, конкретно в Иркутскую область — свыше 1,4 млн человек в год. Хорошая цифра, но не предельная, — говорят в региональном Законодательном Собрании. — Есть над чем работать. И в количественном, и качественном аспекте».

Ольга Брайт