Ушедшие, но не забытые

Сразу две крупных выставки ушедших художников открывает на этой неделе художественный музей им. В.П. Сукачева. Экспозиция памяти Михаила Воронько, включающая 60 работ мастера, начала свою работу в минувшую среду в Усадьбе Сукачева, а в четверг галерея сибирского искусства художественного музея представляет большую выставку Алексея Жибинова.

Михаил Воронько и Алексей Жибинов являются значимыми фигурами в истории развития изобразительного искусства Иркутской области, хотя оба родились за пределами региона и имеют очень разные судьбы. Михаил Воронько родился в 1926 году в Алтайском крае, но художественное образование получал сначала в Алма-Атинском художественном училище, а затем в Харьковском государственном художественном институте. Переехав в Иркутск в 1960 году, был приглашен работать в Иркутское художественное училище, а затем, в 1994 году — на открывшуюся в Техническом университете кафедру монументально-декоративной живописи. Отдав педагогической деятельности в общей сложности 54 года, он воспитал целую плеяду иркутских художников, которые и сегодня с большим почтением говорят о таланте мастера.

За 33 года преподавания в Иркутском художественном училище под его началом выпустились несколько десятков талантливых художников, имена которых теперь известны и в Иркутске, и за его пределами. Среди его учеников Алла Цибикова и Александр Муравьев, Виталий Смагин и Николай Башарин, Николай Морозов и Анатолий Погребной, Александр Шпирко, Гелий Мамилов и многие другие, включая, например, бывшего ректора Мухинской художественной академии, профессора Алексея Талащука.

an-045-04При разговорах о Михаиле Воронько первым делом все вспоминают о его педагогическом таланте, и это правда, что он умел отдавать себя ученикам без остатка. Но, кроме этого, Михаил Данилович и сам был замечательным художником. «Это был тонкий, лирический, обаятельный живописец и график», — говорит о нем искусствовед Тамара Драница. В этом можно убедиться лично, посетив Усадьбу Сукачева. В память о художнике в Иркутске проводятся выставки едва ли не каждый год, и зачастую произведения самого мастера соседствуют с работами его учеников. Однако в этот раз представлено творчество только самого Михаила Воронько. Около 60 работ, выполненных в различных графических техниках: линогравюра, офорт, акватинта, уникальная графика, а также нежнейшие акварели. Экспозицию можно посетить до 6 декабря.

В этот четверг, 26 ноября в Галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея открывается выставка другого мастера, оставившего большое художественное наследие. Добровольно ушедший из жизни 60 лет назад художник Алексей Жибинов до сих пор по достоинству не оценен общественностью и профессиональным сообществом. Выставка «Несыгранная скрипка» в художественном музее заполняет этот пробел, впервые представляя творчество автора в столь полном объеме. 92 работы, а также вещи из личного архива автора, заняли сразу два этажа галереи и показывают разные этапы творчества художника. Подготовка экспозиции заняла у музейщиков более месяца, многие работы пришлось подвергнуть реставрационным работам: из-за того, что долгое время автор не был востребован, его картины хранились в ненадлежащих условиях.

Родившийся в 1905 году в Енисейской губернии, будущий художник поначалу хотел получить образование, связанное с литературой, и поступил в Иркутский государственный университет. С самого раннего детства увлечение литературой шло параллельно с рисованием, которое в конечном счете вытеснило другие виды искусства из основной деятельности. Алексей Жибинов сначала поступил учиться к легендарному иркутскому педагогу Ивану Копылову в его художественную студию (сегодня имя этого художника носит Иркутское художественное училище), а после продолжил свое обучение в мастерской Высшего художественного института в Ленинграде у Павла Филонова.

По возвращении в Иркутск и сам стал преподавать живопись и рисунок в художественном училище (с 1933 по 1955 годы). Однако творчество самого художника, столь непривычное для Иркутска, на протяжении долгих лет подвергалось жесткой критике и обвинениям в формализме. Испытавший на себе влияние школы Филонова, он не был принят профессиональным окружением, из-за чего покончил с собой незадолго до собственного 50-летия. Последнюю свою картину Алексей Жибинов символично назвал «Несыгранная скрипка» — именно так назвали и саму выставку в художественном музее, которая будет знакомить иркутян с творчеством этого незаурядного автора до 20 декабря.

Антон Кокин