Уроки человечности на армейской свиноферме

«Чморик» вышел на другую сцену драмтеатра
Новый спектакль Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова «Чморик» по пьесе драматурга Владимира Жеребцова вырос из лаборатории современной драматургии «Другая сцена — другие спектакли». Этим проектом театр предоставил зрителям возможность самим решать, какие постановки они хотят видеть. В начале марта охлопковцы показали эскиз спектакля про армейские будни российских солдат-срочников в постановке Станислава Мальцева и тут же получили горячий отклик от публики — спектаклю быть! Спустя полтора месяца на «другой сцене» драмтеатра состоялась премьера.

Лаборатория современной драматургии, появившаяся в Иркутском драматическом театре с приходом нового главного режиссера Станислава Мальцева, вдохнула жизнь в «другую сцену» (она была задумана как пространство «смелых театральных идей»), и сделала общение со зрителем более доверительным. С современными пьесами у Иркутского драматического театра давние сложные отношения — руководство, скажем честно, их не очень любит, поэтому в репертуаре спектакли по произведениям ныне здравствующих драматургов присутствуют в сильно ограниченном количестве. Нововведения «другой сцены» призваны выправить эту ситуацию и в то же время косвенным образом переложить ответственность на зрителя — мол, вы сами выбрали это.

А между тем пьеса «Чморик (Подсобное хозяйство)», написанная башкирским драматургом Владимиром Жеребцовым, имела столичный успех уже в год своего написания, 15 лет назад, когда была поставлена в театре-студии «Табакерка» Олега Табакова. История из жизни солдат-срочников весьма неприглядным образом вскрывает изнанку российской армии и заставляет задуматься о том, можно ли сохранить нравственный стержень в среде, где любая человечность — это проявление слабости.

События разворачиваются в конце 80-х годов прошлого века в подсобном армейском хозяйстве, если точнее на свиноферме, недалеко от космодрома Байконур. Пока одни служат на сверхсекретном полигоне, связанном с освоением космоса, другие — чистят свинарники, таскают помои да потихоньку подворовывают со складов хозблока. Дедовщина цветет пышным цветом, поэтому сержант Хрустяшин (арт. Иван Алексеев) очень радуется, когда к нему на перевоспитание подкидывают салагу первого года службы Новикова (арт. Константин Агеев) — наконец-то появился кто-то более слабый и беззащитный, чем он сам. Впрочем, питерский студент оказывается не так прост — при всем своем тщедушии он оказывается сильнее всех — в нравственном смысле, и даже готов умереть за свои моральные принципы. И поразительным образом этот маленький луч света начинает пробивать тьму невежества, жестокости и злобы, причем не только пробивать, но и освещать, меняя всех вокруг себя.

Поначалу кажется, что «чморик» (кстати, это слово ни разу не звучит ни в пьесе, ни в спектакле) — это как раз он, Новиков, несуразный, нелепый, обреченный на погибель в этом армейском аду, но к концу становится ясно: нет, «чморик» — это Хрустяшин, несчастный, униженный и почти сломленный человек, за душу которого борются светлые и темные силы. Так, одного из героев — заведующего складом «деда из стройбата» — буквально зовут Бес, и в исполнении артиста Артема Довгополого он производит действительно жуткое впечатление. Свыкшийся с уголовным миропорядком, он готов насаждать его любыми путями, толкая и других на страшные преступления.

Интересно, что спектакль «Чморик» Станислав Мальцев уже ставил на сцене драматического театра Тихоокеанского флота во Владивостоке, где был главным режиссером с 2004 по 2017 год. Понятно, что в Иркутске другие актеры, другой театр, другая сцена (зрители сидят с трех сторон разворачивающегося действия), однако некоторые решения остались теми же. В частности, режиссер немного изменил финал пьесы, сделав участь героев не такой безысходной. Также Станислав Мальцев вложил в уста интеллигентного Новикова стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь», заканчивающееся такими строчками: «Останься прост, беседуя c царями,//Будь честен, говоря c толпой; //Будь прям и тверд c врагами и друзьями,//Пусть все в свой час считаются c тобой; //Наполни смыслом каждое мгновенье//Часов и дней неуловимый бег,//Тогда весь мир ты примешь как владенье//Тогда, мой сын, ты будешь Человек!».

Революции не случилось — спектакль вполне себе в духе Иркутского драмтеатра, с его политикой воспитания чувств и воспевания высоких нравственных идеалов. Да и сама пьеса на поверку скроена по лекалам классической драматургии (вплоть до говорящих фамилий, являющихся по совместительству характеристикой героев). Впрочем, в этом нет ничего плохого. Крепкая режиссура, убедительная игра молодых артистов вкупе с сильным драматургическим материалом — этот спектакль стоит показывать как подросткам накануне призывного возраста, так и самим служащим. Авось, что-то и изменится.

Антон Кокин