Уникальный подарок на Рождество

готовит иркутянам известное в области предприятие по комплексной переработке полудрагоценных камней края — ОАО «Байкалкварцсамоцветы»
В канун Нового года мастера этого предприятия закончили монтажные работы по установке в одном из старейших каменных храмов Иркутска — Преображения Господня — величественного иконостаса, полностью выполненного из знаменитых сибирских самоцветов. Сейчас там заканчивается окончательная доводка и шлифовка мест соединения фрагментов этого грандиозного сооружения. Так что в ночь на Рождество прихожане этого храма смогут провести службу уже с новым бесценным атрибутом. Полноценная каноническая служба состоится несколько позже, когда в иконостас будут вмонтированы специально написанные лики святых, а сам храм, уже с новым иконостасом, освящён главой Иркутской митрополии, епископом Русской православной церкви, митрополитом Иркутским и Ангарским Вадимом.

Такой технически сложный и необычный для своего профиля заказ на предприятии делают впервые. Он выполнен из двух основных видов полудрагоценных камней нашего края — нефрита и офикальцита, состоит, ни много ни мало, из 72 составных частей и весьма внушителен по размерам: восемь с половиной метров шириной и пять метров высотой. Его изготавливали на предприятии свыше четырёх лет. А непосредственно сам заказ, как таковой, на это непривычное для промышленного предприятия изделие поступил от… одного из владельцев компании, его основателя уже в новом качестве акционерного общества, ныне советника генерального директора ОАО «Байкалкварцсамоцветы» Сергея Костюкова.

— Сергей Петрович, когда и почему к вам пришла такая необычная, может в чём-то даже странная идея — украсить этот храм, скажем так, «продукцией» своего предприятия?

— Эту, как вы говорите, необычную идею я вынашивал давно, — рассказывает Сергей Костюков. — Дело в том, что уже 20 лет я и всё моё семейство являемся прихожанами этого храма. Заложенный 225 лет тому назад на пожертвования иркутских купцов Стефана Яковлевича Игнатьева и Ивана Анкитича Сухих храм изначально создавался для мастеровых людей Рабочедомской слободы и мастеровыми же людьми — каменотёсами, плотниками, кузнецами… И вот во время одной из служб, разглядывая ажурные работы более чем двухвековой давности тех кузнецов — решётки, люстры, подсвечники, дверные ручки, тонко и точно выполненные вручную в едином стиле, я и подумал: «А чем мы, современные мастеровые люди, можем дополнить это великолепие наших мастеровых предков, да заодно и поддержать благородные традиции купцов-меценатов?»

Долго думал, прикидывал, советовался с настоятелем храма — отцом Андреем, с коллегами по бизнесу, потом уже с мастерами нашего предприятия. В результате этого коллективного «мозгового штурма» и пришли к пониманию, что храму нужен именно новый иконостас.

С. П. Костюков (в центре) с Д. С. Костюковым (справа) и коммерческим директором предприятия А. В. Камошиным за эскизом иконостаса.

— Для нас было отрадно ещё и то, — подключается к беседе отец Андрей, — что в этом подарке для нашего храма всё будет своё, как говорится, доморощенное. Материал для иконостаса выбрали местный, сибирский, да такой, что редко сыщешь в других храмах. Образ иконостаса создавали по эскизам и чертежам древлехранителя храма, иконописца Михаила Борисовича Лутаенко, изготавливали его тоже на своём предприятии и местными же мастерами знаменитой на весь мир Сибирской школы резьбы по камню. Всё это и позволило создать такое вот уникальное по сложности и красоте церковное убранство, настоящее произведение искусства, которое органически вписывается в рисунок оформления храма мастеров XVIII века и не имеет аналогов не только у нас в Сибири, но и в целом по России.

— Технологическим воплощением этого необычного заказа, переносом его, так сказать, с бумаги в камень занимались наши лучшие специалисты, — дополняет рассказ коллег генеральный директор предприятия Денис Костюков. — Ведь для его исполнения понадобились совершенно новые технические решения и механизмы. Их разработкой и пробным изготовлением первых деталей основания иконостаса начали заниматься Александр Муратов и Дмитрий Птичкин под руководством главного технолога предприятия Эрнста Борисовича Иванова, продолжили работу технологи Валерий Киселёв, Максим Радюк вместе с начальником производственного отдела Владимиром Есиным. А вытачивали многочисленные детали иконостаса лучшие станочники и мастера-камнерезы нашего предприятия.

— Иконостас, судя по всему, изрядно добавил вам «головной боли»? Ведь на изготовление этого социального заказа, который в конечном итоге будет передан в дар храму, потребовались большие затраты: сырьевые, производственные, интеллектуальные, материальные. Можно ли, хотя бы приблизительно, оценить этот заказ в денежном эквиваленте?

 

— Вот именно — только приблизительно, — улыбается Сергей Петрович. — Если ещё можно по каким-то там среднестатистическим расценкам посчитать стоимость сырья, трудозатраты в течение нескольких лет при изготовлении иконостаса и оценить всё это в несколько миллионов рублей, то как и чем измерить всё остальное? Как, например, оценить то, что наши спецы, загоревшись идеей такого подарка городу, часами и днями в своё свободное время обмозговывали варианты сложных деталей и приспособления для их изготовления, а станочники и камнерезы вновь и вновь их воспроизводили, пока не получали желаемое?

Да, если по большому счёту, этот заказ нам больше дал, чем взял. Он заставил нас пересмотреть свои взгляды на многие участки производства, провести их реконструкцию, переоснастив под новые технические потребности часть оборудования, а то и закупить новое. Такое, как огромный итальянский полностью автоматизированный 5-осевой камнеобрабатывающий центр Brembana GRex, способный в самостоятельном режиме сканировать и воспроизвести в камне, например, человеческую фигуру в её натуральную величину.

А главное — этот заказ вселил во всех нас уверенность, что и мы, как наши предки-мастеровые, можем создавать подобную красоту, или, как наши предшественники-меценаты, тоже способны внести свою лепту в благополучие родного города, в его историю.

Подготовил Анатолий Выборов