Улыбка мастера

Юрий Карпенко — мастер резьбы по дереву, художник, творец. В его творениях из кедра оживают герои любимых всеми сказок, жители волшебного леса. Все они — милые, добрые и улыбающиеся, как и сам их создатель. За душевную доброту и радость, что несут людям деревянные поделки Юрия Карпенко, художника прозвали «мастером улыбки». Это имя «приклеилось» к резчику, а улыбки его созданий радуют жителей многих уголков планеты Земля, почти на всех ее континентах.

Консенсус с нечистью

«Мастер улыбки» живет в Приангарье, в селе Максимовщина Иркутского района. Ему 61 год. На выставки его работ, которые регулярно проходят в областном центре, приходят и стар и млад. Люди говорят: эти деревянные изделия обладают доброй силой, энергетикой, от которой на душе становится легко и радостно. Работает Юрий только с кедром — этот материал податливый и мягкий, самый подходящий для резьбы.

Любит природу, с ней связаны все его персонажи — так он сам говорит про свои изделия. Одни и те же сюжеты он может повторять много раз, но среди них не найти двух одинаковых. Например, образ Байкала Юрий Карпенко вырезает в самых разных его ипостасях, но это всегда добрый могучий старец с улыбкой на лице. «Байкал я мастерил во многих вариантах — с оленями, медведями, нерпами. Он большой и сильный, оберегает лес и его жителей, — рассказывает Юрий. — Есть у меня и другие любимые персонажи. Дерсу Узала, например. Помните такой литературный персонаж? Гольд по национальности, он стал проводником в романах Виктора Арсеньева. Узала — безграмотный лесной охотник, но при этом мудрейший философ. На этих книгах я вырос, поэтому и заболел лесом, в геологию подался».

Охотничья тема — тоже одна из любимых. Однако в сказочном лесу Юрия Карпенко охотники не такие, как в жизни. Они хоть и надеются на богатый трофей, отправляясь в лес, но то неудачно наткнутся на берлогу медведя, то какой-нибудь заяц-трусишка нажалуется хозяину тайги, и тот схватит неудачливого добытчика за шиворот, чтоб указать ему на обратный путь домой. А попадаются среди лесных обитателей и настоящие плуты, как тот заяц, что продавал охотникам информацию о местонахождении лося за 500 условных единиц. Но все эти жители сказочного леса — милые и забавные, глядя на них невозможно удержаться от улыбки. «Мне все это очень близко и знакомо, — признается умелец. — Животных я хорошо знаю, и на медведей насмотрелся за свои геологические годы».

И даже лешие и кикиморы у Юрия милые и добрые, приветливо улыбаются. Мастеру больше нравится леший: «Он совсем не грозный дух леса. Напротив — очень добрый, и если с ним подружишься, то он тебя из беды выручит. А кикимора болотная, она пройдоха, конечно. Да и глуповатая женщина. Но если ты к ней будешь относиться с уважением, то и с этой нечистью у тебя будет полный консенсус».

Мало кто знает из альпинистов и скалолазов, которые вереницей поднимаются на Мунку-Сардык, о происхождении двух трехметровых деревянных изваяний у самого подножия горы. Одно из них называется «Хозяин горы» — на дереве вырезано лицо хозяина, а ниже надпись: «Дорогу осилит идущий». Вторая скульптура называется «Синильга». Так, согласно легенде, звали тунгусско-эвенкийскую шаманку. «В 1998 году я с ребятами делал восхождение на Мунку-Сардык, но в гору не пошел из-за радикулита, — вспоминает Юрий Карпенко. — Остался в карауле и вырезал эти две скульптуры. Вкопал их, и они так и стоят по сей день. Туристы полюбили это место, увешали ленточками, сделали жертвенник. Как-то журналисты писали отчет о восхождении на Мунку-Сардык, и место, где вкопаны скульптуры, назвали стоянкой древних бурят. Так рождаются легенды».

Встречаются в коллекции мастера и политические сюжеты. После выборов депутатов Государственной думы РФ в декабре 2011 года родилась композиция «Власть и оппозиция». Делает резчик и фигурки известных политических деятелей, у многих из которых есть изделия сибирского мастера. Однажды изготовил фигурку Владимира Жириновского. Облачил его в одеяние римского оратора, на голову водрузил лавровый венец.

Когда бывший спикер Совета Федерации Сергей Миронов приезжал в Иркутск на Байкальский экономический форум несколько лет назад, Юрий Карпенко отдал ему Жириновского в деревянном исполнении и попросил передать. «Через год снова увиделся на БЭФе с Мироновым, тот сказал, что скульптуру передал, и Жириновский остался очень доволен, — смеется Юрий. — Такие фигурки я стараюсь вырезать с юмором, чтобы получился дружеский шарж, а не фото в паспорте. Узнаю про человека, что он любит, какие у него привычки, и только потом делаю, чтобы передать в изделии какие-то его особенности, черты характера».

Но не только фигурки людей и животных вырезает из кедра народный умелец. Даже иконы делает. Часть из них подарена в Храм Святой Троицы, который строят в родном селе Юрия — Максимовщине. Многие иконы остались в Улан-Удэ, в том числе икона солдата-великомученика Евгения Родионова, погибшего в Чечне.

Было время, замахнулся Юрий и на античную скульптуру. Говорит, люди вовремя остановили. «Сами представьте — Венера Милосская в деревянном кедровом исполнении. Ужас, — говорит мастер. — Она только в мраморе может быть! А у меня и Фемиды были, и разные античные боги. Но это не мое. Надо же образ создать, который о чем-то говорит. А вот зверушки, нечисть лесная — это я люблю. Хоть я и охотник, хоть и первобытная страсть меня одолевает, и я все равно езжу на охоту, но стреляю мало. На медведя не хожу, и куропаток по весне не трогаю. Езжу в лес ради встречи с природой, посмотреть на утреннюю и вечернюю зорьку, послушать птиц, посидеть с друзьями в зимовье».

«Не в каше счастье»

На удивление, резчик совсем не пользуется карандашом, когда создает новый сюжет, не делает предварительных набросков. Очень долго смотрит на чурку, и постепенно появляется картинка. «Самое сложное — придумать идею, — признается мастер. — Ученикам я всегда говорю: вырезать и дурак сумеет, а придумать идею, чтобы она была только твоя, уникальная, это самое сложное».

Главный секрет творчества прост — изделие не должно быть симметричным, поскольку в природе ничего абсолютно симметричного нет. «Чем корявее, кривее рожица у персонажа, тем интереснее, — говорит художник. — Скособочишь морду, скривишь рот, сделаешь один глаз ниже другого, и появляется эмоция, физиономия живая становится — или хитрая и глупая, или добродушная».

Недавно и он стал верить в то, что его работы несут какую-то особенную энергетику, которая может согревать. Считает, что все дело в кедре. «Однажды был мне звонок из Одессы от профессора, который приезжал в Иркутск в командировку и купил одно из моих творений. Он позвонил, чтобы спросить, чем я изделие зарядил и не экстрасенс ли я. Говорит, что берет в руки поделку, — и душа радуется, — рассказывает Юрий Карпенко. — Я сказал, что ничем изделие не заряжал, а просто делал его с душой и хорошим настроением. Объясняю ему, что это, видимо, энергетика кедра работает, а он мне: «Нет! Именно эта рожа улыбающаяся приносит мне радость и успокоение».

Улыбающаяся рожа принадлежит одному из трех тысяч бурханчиков, которых мастер смастерил за годы своего творчества. Бурханчики — фигурки человечков, напоминающих хотеичей — буддийских божков. Это самые популярные изделия, потому что они смешные и добрые. Юрий говорит, что среди трех тысяч ни один не похож на другого — все разные. Схожесть — в настроении и улыбке. «Чтобы человек посмотрел лишний раз, и улыбнулся. А это значит, я свое дело сделал, — говорит резчик. — Некоторые мои друзья вырезают из дерева идолов с оскаленными физиономиями. Зачем? Нужно, чтобы изделие радость приносило. А мастером улыбки меня прозвали немцы. Приехали однажды, посмотрели на мои изделия и так обозвали. Иногда Папой Карло называют, но редко. Хотя Буратин я смастерил очень много».

Кроме матушки-природы у Юрия есть еще одна муза, это его супруга Ирина. Она вдохновляет художника, подсказывает ему новые идеи работ, ищет интересные сюжеты. Дом в Максимовщине, где они живут, — словно из сказки: наличники украшены искусной резьбой, во дворе — резной колодец и такая же беседка, на крыше сарая — деревянный аист свил гнездо, а на плетеной ограде сидит петух — тоже деревянный. И все это дело золотых рук хозяина дома. Он любит выращивать цветы на своем участке, каждое лето выпускает в самодельный пруд карасей. Художник не представляет себе иной жизни, чем здесь, в деревне, где и воздух, и небо, и земля. Одним словом — жизнь.

Мастер ждет, когда кто-то из учеников сумеет превзойти его в мастерстве, ведь хорош тот учитель, чьи ученики смогли его обогнать. Среди четырех детей Юрия Карпенко учеников и последователей не нашлось, и мастер ищет таковых среди других. У него подрастают шестеро внуков, которым нравится играть деревянными пистолетами и самолетиками, вырезанными из дерева руками деда. Он и не берется считать, сколько фигурок смастерил за годы своего творчества, и сам даже не знает точно, жители каких стран теперь улыбаются, глядя на его творения. Изделия сибирского мастера разъехались по всему свету благодаря туристам, которые с удовольствием приобретают резные фигурки и увозят их к себе на родину.

Новые работы у него надолго не задерживаются — расходятся, люди разбирают. Даже если и не хочется что-то продавать, а все равно выпросят, уговорят. И никак не удается резчику собрать методический фонд, как того требует его супруга. «Не в каше счастье. Всех денег не заработаешь. А выставлять работы приятно: люди приходят, смотрят, улыбаются», — говорит мастер.

Евгения Липина