Угоноопасный регион

Иркутск на протяжении трех лет входит в пятерку городов, отличающихся наибольшим количеством краж и угонов автомобилей. По данным ГУ МВД РФ по Иркутской области, только за восемь месяцев 2012 года в Приангарье было совершено 1293 кражи автотранспорта, что почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На 18% увеличилось число угонов — 845 случаев. А за последние 15 лет количество преступлений данной категории в регионе выросло вдвое. При этом, отмечают эксперты, на увеличение показателей влияет все более популярная практика ночевки машин во дворах домов, а также несовершенство уголовного законодательства.

Toyota в лидерах

Специалисты сибирского регионального центра «АльфаСтрахование», проанализировав данные об угонах автомобилей, застрахованных в компании по КАСКО, за последние четыре года, выявили, что чаще всего добычей сибирских грабителей и угонщиков становится Toyota Corolla (15,3% от общего числа угонов). На втором месте — отечественные ВАЗ 2112-2114. Их доля — 6,1%. И замыкает тройку лидеров Toyota Camry (4,8%).

Также в Сибири угонам часто подвергаются BMW 523-525, Mitsubishi Lancer, Toyota RAV4, Toyota Land Cruiser, Toyota Premio, Honda C-RV и Nissan Primera. В список самых угоняемых автомобилей попал и КАМАЗ.

Если говорить конкретно об Иркутской области, то здесь лидерами криминальных рейтингов уже несколько лет тоже остаются модели марки Toyota. Среди малоинтересных числятся европейские марки (Peugeot, Renault, Volkswagen, Volvo, Chevrolet). Очевидно потому, что эти машины более заметны и преступнику будет намного сложнее затеряться в потоке. Совсем не зафиксировано угонов автомобилей марок Fiat, Citroen, Hyundai и Skoda.

Что касается возраста похищаемых автомобилей, то наибольшему риску подвержены автомобили 2001-2003 годов выпуска (в 2011 году 490 фактов хищения). Их больше всего на российских дорогах, и они пользуются спросом на вторичном рынке. Популярны и старые иномарки, 1990-1994 годов выпуска: таких машин в прошлом году лишились 168 владельцев.

Новые машины — 2007-2010 годов — реже подвергаются хищению: 126 случаев за 2011 год. Это объясняется тем, что они зачастую застрахованы от угона и оснащены иммобилайзерами. Владельцу нет смысла платить за возврат своего автомобиля, ведь он может получить компенсацию от страховой компании и купить себе новый. Еще один немаловажный фактор — новые автомобили сложнее «реализуются».

Большая часть краж и угонов автотранспорта происходит под последующий возврат с выкупом. В том, что этот криминальный бизнес развивается, виноваты и сами автовладельцы. Слишком много уступчивых, готовых выкупить своего четырехколесного друга, например, за треть его стоимости. Проблема в том, что многие из потерпевших не верят, что полиция разыщет их машины, поэтому идут на поводу у преступников.

«Отмечается новая тенденция — угонщики становятся «всеядными». Если раньше угонялись больше дорогие автомобили, которые можно было продать или вернуть за деньги их владельцам, то сейчас угоняют все подряд — если не могут реализовать автомобиль целиком, продают по запчастям», — отмечает иркутянин Михаил Бахматов, активно интересующийся тем, что творится в мире авто.

Охрана не по карману

Чаще всего в Иркутске машины воруют в Октябрьском районе, далее идут Свердловский и Ленинский. Замыкают список Куйбышевский и Кировский районы. Большинство краж совершается во дворах домов, где автовладельцы оставляют свои машины без присмотра. Гораздо реже угоняют автомобили из гаражей и с охраняемых стоянок. Но не у каждого есть возможность оплачивать охрану своего автомобиля. Стоянки в среднем требуют от 100 до 150 рублей в сутки, а это значит, что в месяц придется выложить порядка 3-4,5 тыс. рублей, аренда гаража тоже обходится в 4-5 тыс. рублей в месяц. А стоимость гаража может доходить до 2 млн рублей.

Застраховать автомобиль от угона тоже недешевое удовольствие. Стоимость страховки КАСКО, которая покрывает риски от угона машины, рассчитывается в зависимости от возраста водителя и автомобиля, водительского стажа, марки и модели авто. В среднем получается 30-50 тыс. рублей в год.

Несмотря на большие затраты, с каждым годом количество желающих воспользоваться услугами КАСКО растет. Как рассказали ВФ в одной из страховых компаний, «люди один раз обжигаются, и потом начинают страховать свое имущество». «С января по сентябрь в Иркутском филиале компании «Росгосстрах» более 2 тыс. физических лиц приобрели КАСКО. Это больше, чем в прошлом году», — говорит страховщик.

Но все-таки большая часть населения не готова пока страховаться от угонов — слишком накладно получается.

Тем, кто не хочет тратиться на дорогую страховку и платные парковки, важно помнить, что автоугонщики без труда справляются с обычными сигнализациями, лучше устанавливать на автомобиле как минимум два противоугонных средства.

Современные средства защиты

До сих пор самыми распространенными способами проникновения в автомобиль остаются взлом замков и битье форточек. Значительно реже используются современные дорогостоящие технологии по считыванию сигнальных устройств (кодграбберы), и применяются они в основном в отношении дорогостоящих иномарок.

Грабберы, оснащенные кодами дешифрования автомобильных охранных систем, легко вскрывают до 95% существующих на рынке сигнализаций. Дело в том, что в большинстве сигнализаций используется либо динамический код KeeLoq, либо его аналоги. Граббер считывает этот код в тот момент, когда автомобилю посылается радиосигнал с брелка (например, при постановке на охрану). После этого снять машину с охраны граббер может в любое время. Стоимость таких устройств колеблется от 10 до 300 тыс. рублей в зависимости от технических возможностей.

Большинство автомобилистов пользуются китайскими охранными системами, которые на сегодняшний день не являются какой-либо серьезной помехой для злоумышленников. Но есть охранные сигнализации, в которых используется диалоговый код, действующий совершенно по иному принципу, чем стандартный KeeLoq. Уникальность диалогового кода в том, что он использует технологию «свой-чужой» для идентификации брелка, так что снять систему с охраны посторонним устройством (кодграббером) невозможно. В Иркутске есть компании, внедряющие подобную технологию в двусторонние системы охраны.

Существуют и дополнительные комплексы защиты автомобиля. Например, на капот можно поставить не вскрываемый замок. Есть устройство автоматической блокировки дверей — когда автомобиль находится под охраной, двери невозможно открыть ни изнутри, ни снаружи. Можно воспользоваться системой спутниковой охраны и мониторинга, которая позволяет определять местоположение автомобиля. А также можно установить GSM-охрану в гараже: если вдруг кто-то проникнет в ваш гараж, вы получите сообщение на сотовый телефон. Если к системе охраны подключены фотокамеры, можно производить снимки по SMS-команде и смотреть их на веб-сайте.

Все знают о существовании современных способов защиты автомобиля, но далеко не все готовы тратиться на них. Поэтому у любителей чужих авто так много легкой добычи.

Раскрываемость не на высоте

В Управлении МВД России по Иркутской области не смогли за неделю подготовить информацию, касающуюся раскрываемости автокраж и автоугонов. Зато статистика от страховых компаний свидетельствует о том, что раскрываемость довольно низкая. Одна из страховых компаний в Иркутске сообщает: «В 2010 году от угонов пострадали 25 наших клиентов, двоим машины вернули. В 2011 году было меньше пострадавших — 16, но найдены были тоже только две машины. За девять месяцев текущего года уже совершено 11 угонов, три машины возвращены хозяевам».

Полиция предпринимает комплекс мер, направленных на раскрытие хищений и задержание угонщиков, а также на профилактику преступлений. Проводит оперативно-профилактические мероприятия «Авторазборка», «Автобиржа», «Гараж», «Автомобиль» и другие. В ходе специальных рейдов проверяются автогаражные кооперативы, парковки и стоянки в поисках так называемых «отстойников» (места для укрытия угнанных машин). На многих стационарных постах ГИБДД установлены современные системы «Поток», позволяющие отслеживать проезжающие машины и фиксировать их государственные регистрационные знаки. Если номер значится в базе данных, система немедленно даст об этом знать.

Но пока действия правоохранительных органов не приносят ощутимых результатов.

В настоящее время в Иркутске подготовлена программа «Безопасный город», рассчитанная на 2013-2017 годы, в рамках которой будут устанавливаться камеры видеонаблюдения на дорогах, в местах массового скопления граждан, культурно-развлекательных и спортивных комплексах. Как отмечает исполняющий обязанности начальника УМВД России по городу Иркутску Дмитрий Никеров, такие меры будут способствовать раскрытию краж, угонов и других правонарушений. «Статистика свидетельствует о том, что угоны с тех дворов, где стоят камеры наблюдения, совершаются реже. Спасают от угонов даже муляжи видеокамер или таблички «ведется видеонаблюдение», — говорит Дмитрий Никеров.

Еще один из методов борьбы с угонами автотранспорта — увеличение количества охраняемых стоянок. Летом этого года иркутские власти приняли решение организовать платную парковку напротив здания ИрГТУ на улице Лермонтова, так как именно в этом месте, по словам чиновников, совершалось очень много угонов автомобилей.

Условное наказание

В Польше за угон дают от трех месяцев до пяти лет тюрьмы. Кроме того, есть специальное понятие «квалифицированный угон»: если угонщики использовали специальные сканеры и прочие технические средства, то угон «тянет» уже на 10 лет. Зато, если машина возвращена владельцу в первозданном виде, суд вправе вообще отказаться от санкций.

В США угон наказывается тюремным заключением сроком до одного года. Зато кража карается гораздо жестче, причем наказание в значительной степени зависит от стоимости машины.

В Германии понятие «угон» применяется даже к велосипедам, а угонщик несет наказание (до трех лет лишения свободы или штраф) только по жалобе потерпевшего. В Австрии не наказывают за угон транспортного средства у родственников и сослуживцев, а в остальных случаях грозит крупный штраф или до двух лет тюрьмы.

В Испании, если угонщик в течение 48 часов не вернул машину хозяину, причем в первозданном виде, он автоматически превращается в вора и получает до трех лет тюрьмы. А если машина возвращена, ему грозит лишь штраф от трех до восьми месячных окладов.

В России случаи реального наказания за угоны либо кражи автомобилей достаточно редки. Уйти от наказания злоумышленникам позволяют «лазейки» уголовного кодекса РФ. Так, например, в России преступление квалифицируется как угон в том случае, если злоумышленник взял авто на время, покататься. В то время как кража совершается для последующей реализации машины или разборки для продажи по запчастям. Организованные преступные группы хорошо знают уголовное законодательство, поэтому при задержании утверждают, что «сели прокатиться». Благодаря столь нехитрой уловке многие преступники получают условный срок.

По мнению специалистов, ситуацию могла бы изменить отмена статьи 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Тогда все подобные преступления будут проходить по статье 158 УК РФ «Кража». За хищение чужого имущества в особо крупном размере предусмотрено более суровое наказание — от 5 до 10 лет лишения свободы.

PDF номера