Удалая Масленица

В Сибири языческий праздник всегда отмечали с размахом
Хороводы с песнями и частушками, лихие прогулки на санях и конные бега, забавные игры и соревнования, шумные застолья. Масленицу на Руси — праздник весны и солнца — всегда старались провести ярко и весело. И в наш XXI век на торжественные проводы зимы собираются тысячи людей. Многие традиции уже утеряны, но поучаствовать в шуточном взятии снежного городка, поперетягивать канат, и даже побиться мешками, набитыми тряпками, можно и сегодня.

Блинное изобилие — только одна из составляющих недельного торжества, которая сохранилась с древних времен.

«Без блина не масляна»

Традиции празднования масленицы, всем известно, идут из глубокого, еще языческого прошлого. С принятием христианства праздник не только не канул в Лету, но и стал одним из самых любимых, когда молодецкая удаль и желание хорошо погулять находили отдушину в целой неделе беспрерывного веселья. При этом смена забав имела свою последовательность, а каждый день — свое название. Понедельник — встреча, это начало праздника; вторник — заигрыш, было принято кататься на конях, рядиться, развлекаться; среда — лакомка, угощения блинами и различными яствами; четверг — разгул; пятница — тещины вечерки; суббота — золовкины посиделки; воскресенье — проводы, прощеный день, конец Масленицы.

Но, несмотря на день и его предназначение, и раньше, и сейчас принято особое внимание уделять еде. Недаром в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько прокаркает ворона. Ведь это последняя неделя перед Великим постом — нужно хорошенько «набить пузо». Правда, раньше в эти дни мясо исключалось из рациона — ели только молочную пищу и рыбу.

Сегодня, конечно, мало кто соблюдает запрет на мясо, да и постятся теперь немногие. Но все же есть традиции, которым не хочется изменять. И сегодня, как и в стародавние времена, главным угощением на Масленицу остаются блины и оладьи. Их пекут всю неделю, особенно много — с четверга по воскресенье. Это время называется Широкой масленицей.

В дни Масленицы за блинами выстраивается целая очередь, как на открытых площадках, где проходят гуляния, так и в ресторанах и кафе. «Мы за день обычно печем около 600 блинов, а во время Масленицы это количество увеличивается в разы — за одну пятницу мы стряпаем около двух тысяч блинов. Представляете? Мы домой приходим без рук, без ног», — то ли жалуется, то ли хвастается заведующая кафе «Блинная» Елена Шерстеникина.

«Мы жарим блины на чугунных сковородках. Сегодня — это редкость, многие блинные перешли на электрические блинницы, но на них блинчики не такие вкусные получаются, — делится Елена Шерстеникина. — Больше у нас нет никаких секретов — тесто заводим обыкновенное: мука, молоко, яйца, сахар, соль, иногда добавляем соду, иногда кислое тесто, оставленное с вечера. Это чтобы блинчики были более мягкие».

На протяжении многих веков на Масленицу изо льда и снега строился город, который под конец гуляний в результате массового штурма превращался в руины.

У каждой хозяйки свой рецепт приготовления блинов. Одни их делают только из пшеничной муки, другие с добавлением гречневой. Одни заводят тесто на кефире, другие — на молоке. Можно делать на дрожжах, можно на соде. Все это зависит от вкусовых предпочтений стряпухи и тех, кого она собирается потчевать: кто-то любит нежные и тонкие блинчики, кто-то, наоборот — хрустящие, кто-то предпочитает сладкие, кто-то — постные. И приправы все выбирают разные: масло, сметану, повидло, мед, сгущенку…

Елена Шерстеникина заводит тесто исключительно на холодном молоке и жарит блины на растительном масле. А шеф-повар ресторана русской кухни «Усадьба Егорова» Владимир Михалев заводит тесто на дрожжевой опаре (закваска из теплого молока, дрожжей, муки и сахара) и готовит на сливочном масле. И у того, и у другого получаются вкусные, нежные блинчики. Мы с фотографом в один миг смели по несколько порций с разными начинками — семгой, икрой, сладким джемом.

Просто дело здесь не столько в рецептуре, сколько в том, что готовились блины с душой. Это главный секрет успеха приготовления — иначе получится не блин, а ком.

Медвежья потеха

Блинное изобилие — только одна из составляющих недельного торжества, которая сохранилась с древних времен. Но так случилось, что за многовековую историю праздника многие традиции были утеряны. Например, Медвежья потеха — когда дрессированные медведи забавляли народ плясками и смешными сценками из повседневной жизни крестьян и горожан. «Медведь мог изображать, как дети горох воруют, или как бабы с поля идут. Потом он танцевал один или с мальчиком, переодетым козой, боролся с хозяином. Все это очень веселило народ», — рассказывает ведущий научный сотрудник архитектурно-этнографического музея «Тальцы» Маргарита Соловьева, которая в прошлом году выпустила книгу «Русская Масленица в Сибири».

Этот праздник до сих пор сохранился только у некоторых малочисленных народов, например у манси (Западная Сибирь), а также до недавнего времени существовал у бурят и эвенков. У русских же он давно утрачен, но некоторые символические действия все-таки нашли отражение в масленичных обрядах. Последние лет сто на время торжественных проводов зимы и встречи весны в «потапычей» переодеваются артисты.

Утраченные обряды

Вообще, за многовековую историю своего существования Масленица растеряла множество обрядов. К примеру, существовал обычай, когда молодоженов зарывали в снег, катали на санях по всей деревне, ставили к воротам и заставляли целоваться у всех на виду, а парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года, наказывали — например, привязывали им к ногам колодки (деревянный брусок).

Многим старожилам Масленица помнится катанием на конях. Люди целыми семьями садились в сани и разъезжали по деревням и селам. Это тоже символический обряд, ведь лошадь для крестьянина — главный кормилец. Но к 20-30-м годам ХХ века катания на конях полностью утратили свое ритуальное значение и превратились просто в забаву.

Еще одна забытая традиция — обход дворов в прощеный день. «Дети компаниями шли по домам — просили у всех прощения, в ответ их угощали, самое лучшее лакомство для них было мороженное из черемуховой муки», — говорит этнограф.

Изменилась и традиционная игра «Взятие снежного городка». На протяжении многих веков на Масленицу изо льда и снега строился город, который под конец гуляний в результате массового штурма превращался в руины. Это символизирует победу весны над зимой. В Тальцах, где Масленица празднуется с 1993 года, до сих пор проводится такая игра, правда, более мирно. Раньше город защищали люди с лопатами, метлами и другими орудиями труда, а осаждали его верхом на лошадях. Теперь четвероногих не привлекают к этой забаве, а единственное оружие, используемое во время штурма — снежки.

«Прощай, пересмешница»

Никуда не исчез и главный персонаж праздника — соломенная кукла Масленица, наряженная в яркое платье, сшитое из старых тряпок, пестрый платок и лапти. В конце празднества ее сжигают на костре, прощаясь таким образом с зимой.

«Этот ритуал всегда происходил шумно, радостно, с песнями, в которых Масленицу называли обжорой и полизухой, выражали ей укор за то, что она всех «обманула, провела, годика не дожила, до поста довела». Языческие представления таковы, что зима может напоследок навредить людям, поэтому от нее нужно уберегаться с помощью ритуального смеха, вот народ и веселился», — поясняет Маргарита Соловьева.

Сжигание чучела — действительно самое яркое и магическое действо на Масленицу. На это зрелище сбегался народ со всех дворов, улюлюкая и выкрикивая: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Вокруг костра водили хороводы и бросали в огонь блины. Считалось, если Масленица разгорелась быстро — быть ранней весне.

Ольга Кузмищева