Ученые предложили стратегию

Россию в ближайшие 15-20 лет ожидает существенный рост поставок нефти и газа в страны Азиатско-Тихо­океанского региона. Этот постулат содержится практически во всех стратегических документах, касающихся развития ТЭК страны, в чем-то их подтверждает существующая практика. Окном в Азию в данном случае станут регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, считают ученые. Однако для интенсивного развития отрасли на этой территории нужно приложить немалые усилия.

«Сырьевая база нефти и газа немаленькая благодаря работе нескольких поколений советских геологов», — так о потенциале Восточной Сибири отзывается академик с мировым именем Алексей Конторович, являющийся научным руководителем Института нефтегазовой геологии и геофизики им А.А.Трофимука СО РАН и председателем Научного совета РАН по геологии нефтяных и газовых месторождений.

Действительно, суммарные геологические ресурсы сырья на территории одной только Иркутской области оцениваются в 25 млрд тонн условных углеводородов, из которых на долю извлекаемых приходится 14,5 млрд тонн. По данным, содержащимся в стратегии развития ТЭК региона до 2015-2020 годов с перспективой до 2030 года, ресурсы нефти превышают 2 млрд тонн, а газа — 12 трлн кубометров. Однако разведанной является лишь малая часть залежей углеводородов, так что запасы нефти составляют лишь 677 млн тонн, а природного газа — 3,8 трлн «кубов». В Якутии залегает еще около 2 трлн кубометров природного газа, что, как отметил Конторович, в сумме «обеспечивает добычу 80-100 миллиардов кубометров примерно на 50-60 лет, потому что эта цифра при проведении геологоразведочных работ может быть удвоена». Здесь, впрочем, есть определенная сложность: объемы геологоразведочных работ относительно невелики — по всей России ежегодно бурят около 600 тыс. м глубоких скважин, тогда как в советское время только в Восточной Сибири этот показатель составлял 350-400 тыс. м — а без «запасов нефти и газа, без хорошей геофизики и господина долота, то есть глубокого бурения, не бывает».

«Пример правильного, толкового и зрелого решения» Тем не менее прогнозы как минимум в нефтедобывающей отрасли весьма оптимистичны. Например, стратегия развития ТЭК Иркутской области предполагает увеличение объемов добычи к 2030 году до 15 млн тонн — это необходимо для «экономически эффективного функционирования» трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Если учитывать, что в 2010 году в регионе было добыто 3,3 млн тонн нефти, то получается рост в 4,6 раза. Нужно сказать, что существующая динамика во многом оправдывает эти ожидания: в 2011 году нефтедобыча в Иркутской области выросла почти в два раза и составила 6,523 млн тонн. Львиную долю прироста дало Верхнечонское месторождение, на котором было добыто 5,023 млн тонн. План на нынешний год превышает 7 млн тонн, а к 2014 году в ОАО «ВЧНГ» — совместному предприятию холдинга ТНК-ВР и ОАО «Роснефть» — намерены достичь «потолка» в 7,8 млн тонн.

Развитие транспортной инфраструктуры Ковыкты потребует существенных затрат (625 млрд рублей на добычу и переработку вкупе с 250-300 млрд рублей на транспортировку), которые значительно превышают 174 млрд рублей в базовом сценарии, соответствующем интенсивному варианту корректировки генеральной схемы газоснабжения и газификации Иркутской области.

По информации, которую приводит заместитель директора Института систем энергетики им Л.А.Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН Борис Санеев, в 2010 году объем нефтедобычи в целом по Восточной Сибири составил 19,6 млн тонн. А в 2011 году только на трех крупнейших месторождениях региона — Ванкор­ском, Верхнечонском и Талаканском — было добыто почти 25,3 млн тонн. Объяснение столь существенного прироста простое — увеличение объемов экспортных поставок по ВСТО. «Строительство ВСТО является примером правильного, толкового и зрелого решения, — полагает Конторович. — Это предопределил выбор трассы: если бы трубу построили там, где предлагали многие, в том числе государственные компании, она бы прошла на тысячу или 600-700 км южнее, и никто бы не стал разрабатывать месторождения на севере и тянуть нефтепровод, чтобы поставлять по нему 5-6 миллионов тонн».

В свою очередь заведующий лабораторией ресурсов углеводородов и прогноза развития нефтегазового комплекса Института нефтегазовой геологии и геофизики им А.А. Трофимука СО РАН Леонтий Эдер обращает внимание на тот факт, что за прошедшие три года с момента пуска первой очереди ВСТО доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего Китая) в экспорте нефти из России увеличилась с 5% до 16%. В частности, в 2011 году на восток было поставлено 43 млн тонн, тогда как общий объем экспорта, снизившись в сравнении с 2010 годом на 28 млн тонн, составил 219 млн тонн. «Роль АТР пока относительно невелика, но если смотреть уже запущенные проекты и те, которые должны стартовать в ближайшее время (Сахалин-1, Сахалин-2, ВСТО и Западно-Камчатский шельф), то здесь речь идет уже о 100-110 миллионах тонн нефти, — подчеркивает ученый. — Так что доля тихоокеанского направления в общем объеме поставок может увеличиться к 2030 году до 35-40%».

Жирный газ

То же самое касается и экспорта газа. По мнению заместителя начальника департамента перспективного развития ОАО «Газпром» Олега Иванова, к 2020 году Азия догонит Европу по объемам поставок. Старший научный сотрудник Института энергетических исследований РАН Александр Тарасов прогнозирует, что экспорт в страны АТР к 2030 году достигнет 100 млрд кубометров. При этом поставки газа, в том числе в КНР, предусмотрены и в оптимистическом варианте стратегии развития ТЭК Иркутской области. Этот сценарий, кстати, предполагает крупномасштабную разработку Ковыкты с добычей до 30 млрд кубометров газа в 2030 году, появление новых крупных потребителей и существенное развитие транспортной инфраструктуры. Это потребует существенных затрат (625 млрд рублей на добычу и переработку вкупе с 250-300 млрд рублей на транспортировку), которые значительно превышают 174 млрд рублей в базовом сценарии, соответствующем интенсивному варианту корректировки генеральной схемы газоснабжения и газификации Иркутской области.

Однако господин Эдер подчеркивает, что «по газу есть большие сложности с экспортом и рынками». Дело в том, что сырье из Восточной Сибири является «жирным», то есть помимо метана в нем содержатся другие компоненты, в том числе тяжелые углеводороды. Скажем, газ Ковыкты состоит из метана, этана, бутанов, гелия и азота. «Из Восточной Сибири на экспорт должен уходить энергетический газ, а ценное сырье нужно перерабатывать, — уверен Конторович. — Поэтому мощности будут определяться не трубой, а газопереработкой и газохимией». По словам академика, речь идет о переработке 140-150 млрд кубометров сырья.

Осложняет ситуацию то, что предлагаемые Россией экспортные цены — $160-170 за 1 тыс. кубометров плюс транспортная составляющая — встречают сильное сопротивление со стороны потенциальных импортеров, прежде всего Китая. Вдобавок будущие покупатели взяли курс на диверсификацию источников поставок (в качестве примера достаточно привести планы по продаже туркменского газа в КНР). Китай также располагает значительными — 25 трлн кубометров — ресурсами сланцевого газа, который может составить серьезную конкуренцию экспортному традиционному сырью. Дополнительные сложности создает отсутствие долгосрочных контрактов с импортерами, которые, по единогласному мнению экспертов, гарантировали бы возврат инвестиций в развитие системы добычи и транспортировки газа, предназначенного на экспорт. «Ситуация здесь стоит очень остро и дело пока не продвинулось, так что развитие трубопроводов с российской стороны и освоение месторождений пока сдвигается на отдаленную перспективу», — констатирует Тарасов.

«Газпром» дрейфует на восток

При всем том ОАО «Газпром» пока не спешит с полномасштабным освоением месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Как сообщил заместитель начальника департамента перспективного развития компании Олег Иванов, ключевым регионом в перспективе должен стать Ямал, где в 2012 году начинается освоение Бованенковского месторождения. Предполагается, что к 2030 году на полуострове будут добывать 310-360 из тех 680-720 кубометров, что значатся в планах «Газпрома». Объем добычи на месторождениях Восточной Сибири при этом будет составлять около 100 млрд «кубов», что, по словам Иванова, сравнимо с «производством Норвегии или Великобритании — крупнейших стран-потребителей газа».

При этом первенцем в освоении региона компания-монополист намерена сделать расположенное в Республике Саха Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение, а не значительно более крупное Ковыктинское. Начать добычу нефти на нем планируют в 2014 году, газа — на два года позже, причем к этому моменту должна быть создана газотранспортная система Якутия — Хабаровск — Владивосток и введены в строй мощности по переработке газа. Разместить заводы изначально предполагалось в районе Хабаровска или Благовещенска, но Конторович считает это «непрофессиональным решением». Иванов, однако, сообщил, что площадки для размещения газопереработки будут окончательно определены, после того как будет утверждено обоснование инвестиций в освоение Чаяндинского месторождения. В настоящий момент документ находится на экспертизе. «Получены результаты, сейчас разработчики вносят корректировки в документ, — рассказал представитель «Газпрома». — И там рассматривается место для расположения завода».

Конторович между тем настаивает на недопустимости переноса сроков освоения Ковыкты (напомним, руководство «Газпрома» заявляет о начале эксплуатации не ранее 2017 года, а в генеральной схеме развития газовой отрасли до 2030 года сказано о 2017-2022 годах). Академик справедливо отмечает, что месторождение расположено вблизи от уже существующих газохимических предприятий и мест потенциальной переработки, так что затраты на создание транспортной инфраструктуры будут относительно невелики. «Надо здесь создать газоперерабатывающее производство на 5-10 миллиардов кубометров, чтобы решить сегодняшние проблемы Саянска и Ангарска с сырьем, а потом довести его до 30-40 миллиардов, — считает он. — После удовлетворения внутренних потребностей метановая фракция должна направляться на экспорт». Маршрутов предлагается несколько: в восточный и юго-восточный Китай через Тайшет и Горный Алтай, туда же через Забайкалье и Монголию или на северо-восток КНР через Усть-Кут и Якутию. В любом случае, откладывать разработку Ковыкты «на десятилетия», по мнению ученого, недопустимо: «Такой вариант не соответствует государственной политике выхода на азиатские энергетические и нефтехимические рынки и нанесет ущерб экономике России и Восточной Сибири».