«У них есть все для того, чтобы стать лучшими»

Государственные ветклиники в Иркутске нацелены на столичные и европейские стандарты
«Они и сейчас во многом одни из лучших по стране», — считает психолог Эльмира Томилина. Как консультант по вопросам, связанным со спецификой деятельности ветеринарного врача, Эльмира много ездит по России, бывает в разных клиниках. Говорит, что труд ветеринаров часто недооценен. Многие даже не представляют, что происходит в душе у доктора. Между тем именно от того, выстроен ли «мостик понимания» между ветврачом и владельцем животного, зависит их общая победа в борьбе за здоровье питомца-пациента. Интересно то, что Иркутск может стать первым в России городом, где при ветклинике будет функционировать квалифицированная специализированная служба психологической помощи. Со временем этот опыт можно будет транслировать коллегам в других регионах.

Иркутск и провинция — вовсе не синонимы. Как минимум в том, что касается ветеринарии. Здесь мяукающим, гавкающим, шипящим и рычащим пациентам врачи городской ветстанции стремятся оказывать помощь в соответствии с передовыми мировыми стандартами. Сделать сеть государственных ветеринарных клиник образцовой — это цель, на которую ориентирует своих коллег начальник Иркутской городской ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных, специалист с почти 20-летним стажем работы в области ветеринарии Ольга Галенпольская.

«Я с 2015 года сотрудничаю с Иркутской городской станцией по борьбе с болезнями животных, — рассказывает психолог-консультант Эльмира Томилина. — Я вижу, что эти люди, этот коллектив настроены на развитие. Они меняются — растут как профессионалы врачебного дела, как управленцы, развивают личностные качества. Это мне в иркутянах очень нравится. Они откликаются на новые идеи, если понимают их целесообразность, если видят, что результатом тех или иных преобразований станет повышение качества ветеринарной помощи и сервиса в сети клиник. И, надо сказать, государственные ветклиники в Иркутске сегодня по многим характеристикам сопоставимы с эталонными частными клинками Москвы или Санкт-Петербурга. Неудивительно! Иркутские ветеринары постоянно на связи с авторитетными в своей отрасли специалистами, учатся у них, консультируются в сложных ситуациях».

По словам руководителя ветстанции, невозможно оставаться на уровне прошлого века, когда само отношение к домашним питомцам в обществе изменилось. Выражение «собака — друг человека» (а часто даже полноправный член семьи) сегодня актуально как никогда. Люди полагают, что в случае необходимости в клинике животное может рассчитывать на такое же заботливое, внимательное отношение, как в родном доме. И ветеринарная помощь ему будет оказана самая высококвалифицированная.

«Развитие науки и технологий выводит ветеринарию, в мире и в России, на качественно новый уровень, — говорит Ольга Галенпольская. — Уже стали привычными многие лабораторные анализы, эндоскопическая техника операций и другие прогрессивные методы диагностики и лечения. На рубеже 2016 года в качестве главного ориентира глобальной стратегии развития нашей ветеринарной клиники мы обозначили создание современного специализированного лечебно-профилактического комплекса. Такой комплекс должен объединять широкий спектр диагностической, клинической, стационарной, экстренной помощи мелким домашним животным. Клиника и ветеринарная станция в целом встали на путь организационных и управленческих преобразований. Мне как руководителю важно было обеспечить условия для внедрения новых медицинских технологий, профессионального роста сотрудников, интенсивного расширения лечебно-диагностической базы, позволяющей в необходимом объеме и на достойном уровне качества услуг сопровождать наших пациентов на пути от первого приема до полного выздоровления».

Реорганизация затронула практически все направления работы клиники. Ускорить, автоматизировать многие процессы удалось благодаря внедрению новой информационной системы на базе программного обеспечения «АЙ-БОЛИТ». Медицинская документация сейчас ведется в электронном виде, потому ее обработка требует гораздо меньше времени, чем раньше. Любой врач на компьютере имеет доступ к истории болезни животного, к данным исследований: скажем, сделал корейский рентген-аппарат снимок — тот в электронном виде поступил в базу — можно смотреть, делать выводы, а при желании записать пациенту на диск. А руководство клиники на основе четких данных статистического, финансового учета и анализа услуг может оптимизировать использование ресурсов и осуществлять «прицельное» планирование.

Также важно, что основная ветеринарная клиника на улице Красноказачьей перешла на круглосуточный режим работы. Очевидно, что помощь при травмах, падениях с высоты, автомобильных авариях, сложных родах и приступах острых заболеваний обычно нельзя отложить до утра. Кроме того, при определенных недугах проводить терапию нужно строго по часам. И специалисты городской ветклиники к этому готовы. Здесь появилось отделение реанимации и интенсивной терапии, круглосуточный стационар для животных.

Сегодня работа клиники построена по принципу специализированных отделений, интегрированных в общий лечебный процесс. Новая структура представлена отделениями терапии, хирургии, визуальной диагностики, клинической диагностики, уже упомянутым отделением интенсивной терапии и реанимации. Для удобства пациентов и их хозяев работает отдельный прививочный кабинет с индивидуальным залом ожидания. А на базе Свердловской ветеринарной поликлиники создан современный инфекционный блок. Открыты дополнительные ветеринарные участки и пункты в новых микрорайонах города Иркутска — Березовом, Свердловском районе, в Ново-Ленино, а также в поселке Хужир Ольхонского района.

«Стратегия развития ветеринарной медицины в нашей стране близка к европейской, — объясняет Ольга Галенпольская. — И узкая специализация — это «золотой стандарт». В Москве вы можете увидеть специализированные клиники для животных — офтальмологические, стоматологические, неврологические. Это говорит о том, что специалисты углубляются в свои вопросы, чтобы более качественно оказывать помощь, в том числе и в регионах. В перспективе мы планируем и работу выездной ветеринарной службы сделать более направленной. На вызовы будут выезжать узкие специалисты. Также в планах большая реконструкция поликлиники на ул. Красноказачьей и открытие службы психологической помощи. Это новый для российской ветеринарии в целом, а главное очень нужный докторам и владельцам домашних животных проект».

Служба психологической помощи поможет решать три важных задачи. Во-первых, будет способствовать психологической стабильности специалистов клиники. Во-вторых, работать на улучшение взаимодействия между заводчиками животных и докторами, выстраивая между ними «мостик доверия», «мостик конструктивного партнерства». И, в-третьих, специалисты службы будут рядом в тяжелых случаях, когда без поддержки сложно пережить боль потери или принять сложное решение.

Уверенность в перспективах новой идеи разделяет и Эльмира Томилина. В ее доме тоже есть питомцы, и она прекрасно понимает, как важно, чтобы ветеринар был способен на эмпатию, умел понять, что чувствует человек, доверивший ему свое любимое существо. Если установлен эмоциональный, душевный контакт, то ты понимаешь: даже если вы проиграете болезни, то вы сделали все возможное, никто не остался безучастным.

«Поверьте, те, кто пришел в эту благородную профессию и, несмотря на всю ее сложность, остался в ней, понимают, как велика здесь цена врачебной ошибки, — говорит Эльмира Томилина. — Иногда страх этой ошибки сковывает. Несмотря на опыт, на серьезный багаж полученных знаний. От себя лично хочу пожелать ветеринарам веры в себя. И доверия со стороны владельцев домашних животных. В иркутских городских клиниках есть практически все ресурсы для высококвалифицированной помощи питомцам. Надеюсь, нам вместе удастся сформировать еще и более комфортную атмосферу, которая тоже, несомненно, будет способствовать выздоровлению пациентов ветклиник».

Ольга Брайт