«У них есть все для того, чтобы стать лучшими»

Государственные ветклиники в Иркутске нацелены на столичные и европейские стандарты
«Они и сейчас во многом одни из лучших по стране», — считает психолог Эльмира Томилина. Как консультант по вопросам, связанным со спецификой деятельности ветеринарного врача, Эльмира много ездит по России, бывает в разных клиниках. Говорит, что труд ветеринаров часто недооценен. Многие даже не представляют, что происходит в душе у доктора. Между тем именно от того, выстроен ли «мостик понимания» между ветврачом и владельцем животного, зависит их общая победа в борьбе за здоровье питомца-пациента. Интересно то, что Иркутск может стать первым в России городом, где при ветклинике будет функционировать квалифицированная специализированная служба психологической помощи. Со временем этот опыт можно будет транслировать коллегам в других регионах.

Иркутск и провинция — вовсе не синонимы. Как минимум в том, что касается ветеринарии. Здесь мяукающим, гавкающим, шипящим и рычащим пациентам врачи городской ветстанции стремятся оказывать помощь в соответствии с передовыми мировыми стандартами. Сделать сеть государственных ветеринарных клиник образцовой — это цель, на которую ориентирует своих коллег начальник Иркутской городской ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных, специалист с почти 20-летним стажем работы в области ветеринарии Ольга Галенпольская.

Ольга Галенпольская, начальник Иркутской городской ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных

Желаю своим коллегам, своей команде развития. В деле, которое любишь, которым увлечен, всегда хочется достигать новых вершин. Многое уже сделано. Еще больше впереди. Открытие новых клиник, внедрение новых технологий с использованием современного оборудования… Безусловно, представить развитие ветеринарии в нашем регионе невозможно без человека, который уже больше 10 лет возглавляет областную службу ветеринарии. Борис Балыбердин — очень дальнозоркий руководитель. Он хорошо видит перспективы, четко обозначает задачи и помогает нам достигать целей. И я, вместе с коллективом, объединяющим 200 отличных специалистов, чувствую уверенность: даже самые высокие ориентиры достижимы!

«Я с 2015 года сотрудничаю с Иркутской городской станцией по борьбе с болезнями животных, — рассказывает психолог-консультант Эльмира Томилина. — Я вижу, что эти люди, этот коллектив настроены на развитие. Они меняются — растут как профессионалы врачебного дела, как управленцы, развивают личностные качества. Это мне в иркутянах очень нравится. Они откликаются на новые идеи, если понимают их целесообразность, если видят, что результатом тех или иных преобразований станет повышение качества ветеринарной помощи и сервиса в сети клиник. И, надо сказать, государственные ветклиники в Иркутске сегодня по многим характеристикам сопоставимы с эталонными частными клинками Москвы или Санкт-Петербурга. Неудивительно! Иркутские ветеринары постоянно на связи с авторитетными в своей отрасли специалистами, учатся у них, консультируются в сложных ситуациях».

По словам руководителя ветстанции, невозможно оставаться на уровне прошлого века, когда само отношение к домашним питомцам в обществе изменилось. Выражение «собака — друг человека» (а часто даже полноправный член семьи) сегодня актуально как никогда. Люди полагают, что в случае необходимости в клинике животное может рассчитывать на такое же заботливое, внимательное отношение, как в родном доме. И ветеринарная помощь ему будет оказана самая высококвалифицированная.

«Развитие науки и технологий выводит ветеринарию, в мире и в России, на качественно новый уровень, — говорит Ольга Галенпольская. — Уже стали привычными многие лабораторные анализы, эндоскопическая техника операций и другие прогрессивные методы диагностики и лечения. На рубеже 2016 года в качестве главного ориентира глобальной стратегии развития нашей ветеринарной клиники мы обозначили создание современного специализированного лечебно-профилактического комплекса. Такой комплекс должен объединять широкий спектр диагностической, клинической, стационарной, экстренной помощи мелким домашним животным. Клиника и ветеринарная станция в целом встали на путь организационных и управленческих преобразований. Мне как руководителю важно было обеспечить условия для внедрения новых медицинских технологий, профессионального роста сотрудников, интенсивного расширения лечебно-диагностической базы, позволяющей в необходимом объеме и на достойном уровне качества услуг сопровождать наших пациентов на пути от первого приема до полного выздоровления».

Эльмира Томилина, практикующий психолог (Москва)

Когда-то Авиценна сказал, что врач должен иметь взгляд сокола, руки девушки, мудрость змеи и сердце льва. Можно провести параллели с работой ветеринарного доктора. Взгляд сокола — это системность мышления, способность видеть картину в целом. Руки девушки — это забота, милосердие, умение чувствовать, что чувствует другой, понимание, что человек может кричать и даже оскорблять в тот момент, когда ему самому больно. Мудрость змеи — это коммуникативная гибкость, способность подстроиться под партнера в общении и наладить контакт. И, наконец, сердце льва… Смелость. Уверенность. Готовность действовать. Без этого врачу никак нельзя. Он бросает вызов болезни, и победа без решительности невозможна. И, поверьте, поддержка со стороны владельца животных, его доверия укрепляет веру доктора в себя и победу над недугом.

Реорганизация затронула практически все направления работы клиники. Ускорить, автоматизировать многие процессы удалось благодаря внедрению новой информационной системы на базе программного обеспечения «АЙ-БОЛИТ». Медицинская документация сейчас ведется в электронном виде, потому ее обработка требует гораздо меньше времени, чем раньше. Любой врач на компьютере имеет доступ к истории болезни животного, к данным исследований: скажем, сделал корейский рентген-аппарат снимок — тот в электронном виде поступил в базу — можно смотреть, делать выводы, а при желании записать пациенту на диск. А руководство клиники на основе четких данных статистического, финансового учета и анализа услуг может оптимизировать использование ресурсов и осуществлять «прицельное» планирование.

Также важно, что основная ветеринарная клиника на улице Красноказачьей перешла на круглосуточный режим работы. Очевидно, что помощь при травмах, падениях с высоты, автомобильных авариях, сложных родах и приступах острых заболеваний обычно нельзя отложить до утра. Кроме того, при определенных недугах проводить терапию нужно строго по часам. И специалисты городской ветклиники к этому готовы. Здесь появилось отделение реанимации и интенсивной терапии, круглосуточный стационар для животных.

Сегодня работа клиники построена по принципу специализированных отделений, интегрированных в общий лечебный процесс. Новая структура представлена отделениями терапии, хирургии, визуальной диагностики, клинической диагностики, уже упомянутым отделением интенсивной терапии и реанимации. Для удобства пациентов и их хозяев работает отдельный прививочный кабинет с индивидуальным залом ожидания. А на базе Свердловской ветеринарной поликлиники создан современный инфекционный блок. Открыты дополнительные ветеринарные участки и пункты в новых микрорайонах города Иркутска — Березовом, Свердловском районе, в Ново-Ленино, а также в поселке Хужир Ольхонского района.

Кто вы, доктор?

Кто эти люди, готовые в сложный момент взять на себя ответственность за здоровье наших питомцев? Мы попробовали с помощью блиц-интервью нарисовать портреты несколких ветеринарных врачей. Знакомьтесь! Эти доктора ведут прием в поликлинике при Иркутской городской станции по борьбе с болезнями животных.

Подробнее

«Стратегия развития ветеринарной медицины в нашей стране близка к европейской, — объясняет Ольга Галенпольская. — И узкая специализация — это «золотой стандарт». В Москве вы можете увидеть специализированные клиники для животных — офтальмологические, стоматологические, неврологические. Это говорит о том, что специалисты углубляются в свои вопросы, чтобы более качественно оказывать помощь, в том числе и в регионах. В перспективе мы планируем и работу выездной ветеринарной службы сделать более направленной. На вызовы будут выезжать узкие специалисты. Также в планах большая реконструкция поликлиники на ул. Красноказачьей и открытие службы психологической помощи. Это новый для российской ветеринарии в целом, а главное очень нужный докторам и владельцам домашних животных проект».

Служба психологической помощи поможет решать три важных задачи. Во-первых, будет способствовать психологической стабильности специалистов клиники. Во-вторых, работать на улучшение взаимодействия между заводчиками животных и докторами, выстраивая между ними «мостик доверия», «мостик конструктивного партнерства». И, в-третьих, специалисты службы будут рядом в тяжелых случаях, когда без поддержки сложно пережить боль потери или принять сложное решение.

Уверенность в перспективах новой идеи разделяет и Эльмира Томилина. В ее доме тоже есть питомцы, и она прекрасно понимает, как важно, чтобы ветеринар был способен на эмпатию, умел понять, что чувствует человек, доверивший ему свое любимое существо. Если установлен эмоциональный, душевный контакт, то ты понимаешь: даже если вы проиграете болезни, то вы сделали все возможное, никто не остался безучастным.

«Поверьте, те, кто пришел в эту благородную профессию и, несмотря на всю ее сложность, остался в ней, понимают, как велика здесь цена врачебной ошибки, — говорит Эльмира Томилина. — Иногда страх этой ошибки сковывает. Несмотря на опыт, на серьезный багаж полученных знаний. От себя лично хочу пожелать ветеринарам веры в себя. И доверия со стороны владельцев домашних животных. В иркутских городских клиниках есть практически все ресурсы для высококвалифицированной помощи питомцам. Надеюсь, нам вместе удастся сформировать еще и более комфортную атмосферу, которая тоже, несомненно, будет способствовать выздоровлению пациентов ветклиник».

Ольга Брайт