ТЮЗ прирастет вчерашними студентами

чтобы привлечь взрослую аудиторию
На минувшей неделе студенты четвертого курса сдали выпускные экзамены и получили дипломы об окончании Иркутского театрального училища по специальности «актер драматического театра и кино». Новость была бы не столь заметной, если бы художественный руководитель этого курса — заслуженный артист РФ, режиссер драматического театра им. Н.П. Охлопкова Геннадий Гущин не оставил ради своих воспитанников драмтеатр, которому отдал много лет жизни, и не перешел в Иркутский театр им. Александра Вампилова, забрав с собой почти всех выпускников.

Актер Александр Мохов указал на минусы и плюсы выпускников театрального училища. Фото Евгения Козырева

Предыдущая неделя для вчерашних выпускников Иркутского театрального училища, пожалуй, была самой напряженной в жизни. За пять дней они сыграли для экзаменационной комиссии семь своих дипломных спектаклей, которые были поставлены их худруком Геннадием Гущиным. Спектакли игрались по два, а иногда и по три раза в день и, кстати, их можно было смотреть совершенно бесплатно всем желающим. Экзаменационную комиссию училища в этом году впервые в своей биографии возглавил специально приглашенный из Москвы актер и режиссер Московского театра-студии под руководством Олега Табакова, Заслуженный артист Российской Федерации Александр Мохов, который в 1982 году выпускался из этого же учебного заведения.

«Они делают только первый шаг, и многие делают его очень уверенно. Но бывает, что те, кто чувствует себя очень уверенно в училище, потом теряются на профессиональной сцене, и наоборот. Я вижу какие-то свои плюсы и свои минусы, — отметил Александр Мохов после просмотра нескольких дипломных работ. — Важно, чтобы они потом нашли себя в профессии, чтобы у них было место работы. И это одна из главных задач, в том числе и художественного руководителя курса Геннадия Гущина, и руководства училища».

Александр Мохов впервые возглавлял экзаменационную комиссию, оценивающую дипломные спектакли учебного заведения, и, хотя, по его признанию, чувствовал себя не очень уверенно в этой роли, не смог отказать родному училищу. «Я в принципе неплохо ориентируюсь в педагогической ситуации в стране, потому что уже семь лет преподаю в школе-студии МХАТ Олега Табакова, и даже два раза приезжал в Иркутск, чтобы выбирать для нее студентов, — рассказал он. — Естественно, проблемы есть у всех театральных учебных заведений, даже самых известных и брендовых. Но вопрос в том, как они их решают, что они для этого делают. Хотя, наверное, стоит признать, что уровень театральной педагогики падает в целом по всей стране».

Впрочем, Александр Мохов не стал публично озвучивать, какие минусы он увидел при просмотре дипломных спектаклей, зато не поскупился на плюсы: «Считается, если у театра в труппе есть хотя бы два-три очень талантливых артиста, то в этом театре все в порядке. А здесь я увидел больше трех людей, с которыми бы и сам готов был поработать». Эти слова, кстати, подтверждает и статистика — по итогам выпускных экзаменов сразу пять из двенадцати студентов получили красные дипломы.

Стоит отметить, что Иркутское театральное училище с самого основания (в 1962 году) создавалось специально для того, чтобы воспитывать новые кадры для театров Иркутской области. Каждый курс по традиции набирается таким образом, чтобы в перспективе обновить ту или иную труппу свежими молодыми артистами. Например, выпускники театрального училища прошлого года были набраны специально для Иркутского музыкального театра на соответствующую специальность — «артист музыкального театра». Именно туда часть выпускников и была принята на работу.

Нынешние выпускники были набраны четыре года назад для пополнения труппы Черемховского драматического театра, который уже давно нуждается в обновлении труппы. Впрочем, ситуация изменилась. Буквально на днях художественный руководитель курса Геннадий Гущин получил предложение стать главным режиссером Иркутского театра юного зрителя им. Александра Вампилова, на которое уже дал свое согласие. Он согласился перейти работать в ТЮЗ с одним условием — что вместе с ним туда придут его выпускники, которых он воспитывал четыре года.

«Конечно, ребятам предстоит еще много работы, прежде чем они станут настоящими актерами, некоторые тратят на это всю жизнь, — говорит Геннадий Гущин. — Наличие образования еще не делает из человека артиста. Мы всего лишь дали им навыки и кое-чему научили. Теперь они будут развивать свое мастерство уже на профессиональной сцене».

В первоначальных планах Геннадия Гущина в качестве нового главного режиссера перенести почти все дипломные спектакли на сцену Театра юного зрителя, поэтому уже в следующем сезоне репертуар вампиловцев значительно расширится. И у тех, кто не видел эти спектакли на учебной сцене театрального училища, появится шанс оценить свежих выпускников. «А вообще, какие могут планы — только ставить хорошие спектакли, чтобы зритель пошел в театр, — говорит режиссер. — Дело в том, что сейчас в ТЮЗ очень хорошо ходит именно детский зритель, а вот вечерний репертуар несколько просел. Так что моя задача — вернуть взрослого зрителя в ТЮЗ. Но также я собираюсь приглашать режиссеров из других городов для постановки спектаклей, и не только режиссеров — художников, композиторов и так далее. Будут среди них и бывшие иркутяне, которые сами хотят поработать на своей малой родине. Скажем прямо, одного драматического театра им. Н.П. Охлопкова маловато для такого большого города, как Иркутск. Необходимо и ТЮЗ делать актуальной площадкой».

Так, уже в будущем сезоне иркутские зрители смогут увидеть на сцене ТЮЗа следующие постановки: «Не в свои сани не садись» Островского, «Тринадцатая звезда» Ольшанского, «Олимпийки» по пьесе А. Галина «Звезды на утреннем небе», «Дорога вниз» по одноименной пьесе Олега Богаева и некоторые пластические спектакли, в том числе «Чайка по имени Джонатан» по мотивам произведений Ричарда Баха.

Антон Кокин