ТЮЗ открывает глаза

Несмотря на то, что сезон Театр юного зрителя им. Вампилова откроет только в октябре (весь сентябрь на основной сцене будет идти ремонт — ВФ), коллектив уже представил иркутскому зрителю первую премьеру этой осени. Спектакль «Почему ты уходишь?» по пьесе Леонарда Герша «Эти свободные бабочки» на малой сцене поставил новый для Иркутска режиссер со знакомыми именем и фамилией.

Алексей Орлов — самые популярные театральные имя и фамилия Иркутска. В драматическом театре им. Охлопкова есть два молодых актера — полных тезки, которых зовут именно так. И совсем недавно появился еще один Алексей Орлов — театральный режиссер, который только что поставил на малой сцене ТЮЗа спектакль «Почему ты уходишь?»

Пьеса «Эти свободные бабочки» американского драматурга Леонарда Герша довольно широко ставилась и ставится до сих пор во многих театрах страны. Более того, даже иркутский ТЮЗ уже показывал этот материал на своей сцене (около 30 лет назад), но, как говорит директор театра Виктор Токарев, пьеса абсолютно не устарела, тема с каждым днем становится все более злободневной.

Ставить этот материал директор театра пригласил бывшего главного режиссера якутского драматического театра, с которым познакомился два года назад на театральном фестивале в Кемерово. Алексей Орлов родился в Петропавловске, окончил Челябинский институт искусств по специальности «режиссер драмы». Поставил более сорока спектаклей в городах России и Казахстана. Работал в Актюбинском драматическом театре им. Т. Ахтанова, главным режиссером театра им. Н. Погодина в Петропавловске, главным режиссером Русского драматического театра им А.С. Пушкина в Якутске. Стоит отметить, что для Алексея Орлова работа с материалом Герша — не первый опыт. «Этих свободных бабочек» он уже ставил в Актюбинском театре в 1996 году.

«Я думаю, что у Леонарда Герша есть русские корни, потому что в пьесе есть душа. А я вообще стараюсь брать в работу материал, в котором есть что сказать. Чтобы зрители, посмотрев спектакль, задавались вопросами: как они живут, в каком мире, и что нужно сделать, чтобы этот мир изменить. А менять его точно надо», — говорит режиссер.

Дональду Бейкеру немного за 20. Он живет самостоятельной жизнью в съемной квартире, всего месяц назад съехав от матери, которая не перестает донимать его телефонными звонками. Желая ее успокоить, Дон говорит, что у него много друзей, и каждый день бывают гости, хотя это совсем не так. Услышав один такой разговор сквозь картонные стены квартиры, к нему в гости напрашивается недавно поселившаяся по соседству ветреная девушка по имени Джил. Между людьми моментально возникает симпатия, и не сразу Джил замечает, что с Дональдом что-то не так. Оказывается, он абсолютно слепой.

Для студента третьего курса Иркутского театрального училища Станислава Кутырева роль Дональда Бейкера стала дебютной на профессиональной сцене. Пока он чувствует себя в ней не очень уверенно, в отличие от своего персонажа, который за месяц изучил свою квартиру так, что, несмотря на слепоту, может передвигаться по ней, как зрячий, не падая и даже не спотыкаясь. Быть может, начинающему артисту тоже нужен этот месяц, чтобы прочувствовать все грани своего героя. Дарья Садовская, исполняющая роль Джил, играет ее резковато, несколько развязно, хотя очевидно, что именно она должна олицетворять собой ту самую «свободную бабочку» из названия пьесы.

Во втором акте этого немноголюдного действа появляются еще два персонажа: мать Дона (артистка Марина Егорова) и Ральф Остин (Игорь Бялоус) — режиссер мюзикла, к которому уйдет Джил. С ними спектакль становится более живым и многогранным. В образе чопорной строгой мамаши узнаются очень многие женщины, которые на самом деле боятся показать истинную любовь к своим детям, и Марина Егорова умеет ее явить, когда это нужно. Игорь же Бялоус придает постановке особую остроту — он делает из образа модного и явно малообразованного режиссера чисто комедийный персонаж, который настолько уверен в своей крутизне, что не способен заметить, как он нелеп и смешон.

«Для меня эта история в первую очередь об отцах и детях, их взаимоотношениях. Но еще одна важная тема этого спектакля — вранье: родителей — детям, детей — родителям, и вранье глобальное, которое сейчас везде», — говорит режиссер Алексей Орлов.

При этом нельзя сказать, что в пьесе герои постоянно врут друг другу. Наоборот, у каждого персонажа своя правда. У миссис Бейкер, матери слепого юноши, — в том, что она хочет защитить сына от всех трудностей, с которыми ему придется столкнуться. У Джил — в том, что каждый человек должен быть свободен: от предрассудков, от родителей, от навязанных стереотипов. Этому она пытается научить своего нового соседа, в которого мимолетно влюбляется. Наконец прав и Дон, который пытается разобраться в самом себе и в том, как ему стать взрослым и жить самостоятельно, несмотря на свой недуг.

«Самый слепой — это тот, кто не хочет видеть», — звучит рефреном фраза, которую мать Дона написала для своего сына. Хотя это, судя по всему, адресовано прежде всего к зрителям.

[ilink url=»https://vspress.ru/wp-content/uploads/2011/PDF/vf165.pdf» style=»download»]Скачать PDF номера[/ilink]