Тува обидела группу ГАЗ

Власти Тувы открыто поддержали закупку пассажирскими перевозчиками региона иностранных микроавтобусов, предостерегая их от приобретения «Газелей». При этом закупки машин предполагается поддержать средствами из бюджета. Эта ситуация возмутила группу ГАЗ Олега Дерипаски, которая собирается подать к правительству республики иски в суд и жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). По мнению юристов, перспективы у жалобы в ФАС есть лишь в том случае, если покупка Ford будет отмечена именно как условие получения субсидии в официальном документе, а не в сообщении региональных властей.

Группа ГАЗ планирует в ближайшее время подать иски к правительству Тувы из-за сообщения на сайте республики о том, что региональные власти хотят предоставить субсидии перевозчикам на закупку микроавтобусов Ford для замены «Газелей», рассказали „Ъ» в компании. Речь идет об исках о защите деловой репутации и соблюдении законодательства о госзакупках, также ГАЗ планирует жаловаться в ФАС. В сообщении правительства республики говорится, что межведомственная комиссия, куда входят представители мэрии Кызыла и минэкономики Тувы, «предложила городским пассажирским перевозчикам подать заявки на субсидии для приобретения новых автобусов внутригородских перевозок». Комиссия рассчитывает обновить парк маршрутных такси с помощью субсидий из программы поддержки малого и среднего предпринимательства и компенсировать перевозчикам до половины стоимости машин Ford по договорам лизинга. Впрочем, в сообщении отмечается, что «при условии помощи со стороны властей» перевозчики готовы «уже в следующем году приобрести и поставить на линию» не только новые Ford, но и автобусы ПАЗ — их производит Павловский автомобильный завод, который входит в группу ГАЗ.

Но группу обидела нелестная характеристика «Газели» в сообщении, а также ее сравнение с Ford. Там говорится, что « „Газели»  носят репутацию самого аварийно-опасного транспорта», несмотря на то что «на них до сих пор держится более 90% пассажироперевозок в регионе». В новости отмечается, что Ford Transit «в отличие от «Газели» более вместим», «межремонтные пробеги у «Газели»—4 тыс. км, а у Ford — 20 тыс. км», а «расход топлива тоже не в пользу отечественной марки». «Плюсов у иномарки, как ни крути, больше, не говоря уж о комфорте и безопасности пассажиров», — резюмируется в сообщении.

Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева считает, что «заявление правительства Тувы беспрецедентно с точки зрения открытого нарушения ряда норм российского законодательства», а «озвученные намерения идут вразрез с нормами антимонопольного законодательства и принципами открытой системы госзакупок». В группе подчеркивают, что сообщение «наносит ущерб имиджу» ее продукции и деловой репутации. «Власти Тувы открыто рекомендуют перевозчикам закупку автомобилей иностранного бренда, обещая компенсацию за счет бюджета, а также вводя перевозчиков в заблуждение по поводу потребительских качеств «Газелей», значительно занижая показатель межсервисного пробега и завышая расход топлива», — заявила Елена Матвеева. В группе ГАЗ уверяют, что межсервисные пробеги «Газели» составляют 15 тыс. км и машина «соответствует всем нормам безопасности», а проблемы возникают «из-за нарушений условий эксплуатации». В Ford от комментариев отказались.

«С точки зрения жалобы в ФАС ключевым фактором будет то, является ли именно покупка Ford условием получения субсидии и отражено ли это в каком-либо официальном акте правительства Тувы, сообщение в этом случае не имеет юридической силы», — считает руководитель антимонопольной практики юридической фирмы Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Если закупка Ford носит рекомендательный характер и не является ограничивающим фактором, добавляет он, речь может идти только об иске о защите деловой репутации.

«На фоне общего замедления авторынка и в особенности спроса на коммерческий транспорт конкуренция между производителями LCV (легкие коммерческие автомобили) будет только обостряться, поэтому новости о любой, даже косвенной господдержке кого-либо из конкурентов воспринимаются болезненно», — отмечает Михаил Пак из «Атона». По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам девяти месяцев этого года рынок LCV вырос на 9%, до 135,2 тыс. машин. Продажи группы ГАЗ показали нулевую динамику и составили 64,2 тыс. автомобилей, продажи Ford выросли на 38%, до 8,6 тыс. машин.