Тува обидела группу ГАЗ
Группа ГАЗ планирует в ближайшее время подать иски к правительству Тувы из-за сообщения на сайте республики о том, что региональные власти хотят предоставить субсидии перевозчикам на закупку микроавтобусов Ford для замены «Газелей», рассказали „Ъ» в компании. Речь идет об исках о защите деловой репутации и соблюдении законодательства о госзакупках, также ГАЗ планирует жаловаться в ФАС. В сообщении правительства республики говорится, что межведомственная комиссия, куда входят представители мэрии Кызыла и минэкономики Тувы, «предложила городским пассажирским перевозчикам подать заявки на субсидии для приобретения новых автобусов внутригородских перевозок». Комиссия рассчитывает обновить парк маршрутных такси с помощью субсидий из программы поддержки малого и среднего предпринимательства и компенсировать перевозчикам до половины стоимости машин Ford по договорам лизинга. Впрочем, в сообщении отмечается, что «при условии помощи со стороны властей» перевозчики готовы «уже в следующем году приобрести и поставить на линию» не только новые Ford, но и автобусы ПАЗ — их производит Павловский автомобильный завод, который входит в группу ГАЗ.
Но группу обидела нелестная характеристика «Газели» в сообщении, а также ее сравнение с Ford. Там говорится, что « „Газели» носят репутацию самого аварийно-опасного транспорта», несмотря на то что «на них до сих пор держится более 90% пассажироперевозок в регионе». В новости отмечается, что Ford Transit «в отличие от «Газели» более вместим», «межремонтные пробеги у «Газели»—4 тыс. км, а у Ford — 20 тыс. км», а «расход топлива тоже не в пользу отечественной марки». «Плюсов у иномарки, как ни крути, больше, не говоря уж о комфорте и безопасности пассажиров», — резюмируется в сообщении.
Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева считает, что «заявление правительства Тувы беспрецедентно с точки зрения открытого нарушения ряда норм российского законодательства», а «озвученные намерения идут вразрез с нормами антимонопольного законодательства и принципами открытой системы госзакупок». В группе подчеркивают, что сообщение «наносит ущерб имиджу» ее продукции и деловой репутации. «Власти Тувы открыто рекомендуют перевозчикам закупку автомобилей иностранного бренда, обещая компенсацию за счет бюджета, а также вводя перевозчиков в заблуждение по поводу потребительских качеств «Газелей», значительно занижая показатель межсервисного пробега и завышая расход топлива», — заявила Елена Матвеева. В группе ГАЗ уверяют, что межсервисные пробеги «Газели» составляют 15 тыс. км и машина «соответствует всем нормам безопасности», а проблемы возникают «из-за нарушений условий эксплуатации». В Ford от комментариев отказались.
«С точки зрения жалобы в ФАС ключевым фактором будет то, является ли именно покупка Ford условием получения субсидии и отражено ли это в каком-либо официальном акте правительства Тувы, сообщение в этом случае не имеет юридической силы», — считает руководитель антимонопольной практики юридической фирмы Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Если закупка Ford носит рекомендательный характер и не является ограничивающим фактором, добавляет он, речь может идти только об иске о защите деловой репутации.
«На фоне общего замедления авторынка и в особенности спроса на коммерческий транспорт конкуренция между производителями LCV (легкие коммерческие автомобили) будет только обостряться, поэтому новости о любой, даже косвенной господдержке кого-либо из конкурентов воспринимаются болезненно», — отмечает Михаил Пак из «Атона». По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам девяти месяцев этого года рынок LCV вырос на 9%, до 135,2 тыс. машин. Продажи группы ГАЗ показали нулевую динамику и составили 64,2 тыс. автомобилей, продажи Ford выросли на 38%, до 8,6 тыс. машин.