Турсезон-2016: на Байкале было жарко

2016 год оказался бурным с точки зрения турпотока. Отельеры почувствовали, что можно еще строить и строить, больше и лучше. Если раньше на Байкале приходилось довольствоваться полу-, а то и вовсе неблагоустроенными домиками, то сегодня появляется все больше баз, где туристу обеспечат полный комфорт и длинный список всевозможных радостей жизни. Тут вам, пожалуйста, и Wi-Fi, и любое аудио-, видеооборудование, и развлечения на любой вкус: сауны, рестораны, экскурсии, прогулки на катерах и рыбалка круглый год. Экстремалы же могут прочувствовать все прелести нашего сурового края, привлекающие спортсменов со всех уголков света: скалолазание, пешие переходы по льду Байкала, гонки на велосипедах, джипах, собачьих упряжках… Все перечислить просто невозможно. Но турфирмы знают, что предложить отдыхающим или деловым туристам. И на будущее у них планов громадье. О том, каким был турсезон-2016 и какие прогнозы на 2017-й, рассказали представители нескольких компаний.
Алексей Никифоров, директор бюро событий и экспедиций «Абсолютная Сибирь»

В целом мы результатами прошедшего года остались довольны. Пошли продажи новых, нестандартных программ для индивидуальных туристов из Франции. В августе принимали чартер из США по линии National Geographic во главе с самим президентом. Кроме туристов — ряд известнейших фотографов, ученых по особой программе (впервые в истории международного туризма Сибири!).

Что касается планов на 2017 год, то увеличивать количество туристов мы не планируем. Лучше уделять больше внимания качеству обслуживания. На наши события, такие как «Байкальский ледовый марафон», и без того приезжает много участников и любопытных, до 300 человек. Кроме того, в рамках предстоящей «Зимниады» мы также начинаем новый проект — «Байкальский ледовый марш»: первый турпродукт исторической реконструкции в Байкальском крае.

Ходят разговоры о том, что в регион придут крупные отельеры или инвесторы, которые будут строить что-то для индустрии гостеприимства. Если их инвестиции направятся не только на развитие современной инфраструктуры, но и будут максимально учитывать фактор Великого Байкала, его экологию, то расширение конкуренции я только приветствую. Но если будет и дальше нарастать «дикий» китайский бум, наша компания начнет сворачивать часть своих продаж в регионе и уводить поток от озера. Байкал в скором времени должен стать заповедным, и только для экскурсантов…

Сами мы на китайский рынок никак не ориентируемся и не пытаемся под него подстроить бизнес. Работаем только с корпоративными клиентами из Китая — транснациональными компаниями, организуя экскурсионно-познавательный отдых их ведущих сотрудников всего 2-3 раза в год. Не считаю, что массовый поток туристов из Китая благотворно скажется на развитии индустрии туризма в Байкальском крае.

Юрий Немировский, генеральный директор компании «Байкал-Комплекс»

Год прошел достаточно спокойно. Несмотря на кризис, мы не почувствовали сильного оттока клиентов. Люди отдыхать хотят, несмотря ни на какие трудности. Хотя китайцев (которых мы хоть и привозим, но немного) в будущем, думаю, станет меньше. Рубль укрепился на 20%, а это значит, что и для иностранцев поехать к нам на Байкал будет дороже. С другой стороны, сами китайские компании сейчас активно скупают у нас землю и строят свои гостиницы — в частности, в Листвянке уже полным ходом идет развитие их инфраструктуры. Для нас, туроператоров, — это, конечно, серьезный соперник. Но будем конкурировать.

Планы на 2017-й у нас скромные: продолжать работать, как в прошедшем году, и стараться находить новых клиентов.

Владимир Николаев, генеральный продюсер «Компании 211»

Для нас сезон оказался лучше, чем предыдущий, но это связано не с увеличением общего туристического потока на Байкале, а с рекламной стратегией. Мы наработали новых клиентов и партнеров. В условиях кризиса это важнее, чем финансовые показатели. В целом в работе ничего не поменялось — никаких оптимизаций не производили, продолжаем работать, как и прежде.

Честно не знаю, насколько этот сезон был хорош для туристической отрасли в целом, но китайцев стало больше. Думаю, что в относительном плюсе были гостиницы, транспортные компании и гиды со знанием китайского языка. По личным наблюдениям, стали меньше приезжать туристы из западной России и сильно упала платежеспособность приезжающих гостей.

Естественно, трудно было не заметить большое количество туристов из Поднебесной. Но мы за цивилизованный туризм, потому пока практически на 100% исключили для своих гостей посещение мест, где можно пересечься с «нелегалами». А вообще, в этом сезоне мы организовывали путешествие для состоятельной группы из Китая. И вот такой турист действительно оставляет в регионе хорошие деньги.

С 2015 года мы работаем не над увеличением количества туристов, а над увеличением стоимости путешествия за счет предоставления новых дополнительных услуг. Например, в прошлом году мы купили пять новых подготовленных внедорожников Toyota для проведения сафари. В марте 2017 мы планируем привезти автомобили Bentley для скоростных заездов по льду. Мой отец, один из лучших банщиков в России, проводит оздоровительные программы и весной откроет свою школу банщиков.

Если коснуться финансовых вливаний с запада в наш регион, то тут двойственное чувство. Я буду рад, если на Байкале начнут появляться новые туристические комплексы, SPA-центры, аквапарки и прочие места, куда мы сможем привезти своих гостей.

Если же иметь в виду приход на рынок новых туристических компаний, то я слукавлю, если скажу, что-то вроде: «Конкуренция стимулирует», «Это заставит нас стать еще лучше» — это шаблоны для глупых позеров. Да, я боюсь появления новых туристических компаний, особенно плохих. Знаю несколько примеров, когда волей случая таким компаниям попадает состоятельный клиент (наша целевая аудитория) и они портят ему отдых. После этого можно забыть о том, что он приедет снова и посоветует своему кругу посетить Байкал.

Но главный конкурентный ресурс — это подход к работе. Отрасль должна опираться на тех, кто работает честно и качественно.

Станислав Августовский