Туристические горизонты Прибайкалья

уперлись в бюрократические проблемы
Про растущий турпоток на Байкале в последние два года не говорит только ленивый. Действительно: девальвация рубля, санкции, террористическая угроза в ряде стран… Куда ехать россиянам, как не в свои пенаты? Тем более что многим — в частности, сотрудникам силовых ведомств, — официально запрещено выезжать за границу. Да и иностранцы к нам рвутся: китайцы массово заезжают на Байкал, интерес европейских путешественников также постоянно растет. Региональный туристический бизнес готовится к лету-2016, однако эксперты уверены: Байкал не готов к массовому наплыву туристов. Виной тому — многолетние проволочки властей в подготовке стратегии развития туризма в Иркутской области.

Вместе с известным журналистом Игорем Альтером в рамках Экспертного совета перспективы развития индустрии гостеприимства на Байкале обсудили Татьяна Тененбаум, исполнительный директор ассоциации «Байкальская Виза»; Станислав Ленник, генеральный директор туркомпании «Байкальская виза»; Ольга Дертышникова, начальник отдела содействия развитию предпринимательства и туризма администрации Иркутского района; Игорь Коваленко, президент Сибирской Байкальской ассоциации туризма; Мария Матвеева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью НИИГТУ; Владимир Фиалков, директор Байкальского Музея ИНЦ СО РАН, Николай Терещенко, предприниматель (Тулунский район), известный путешественник, член Русского географического общества; и Глеб Покровский, исполнительный директор общественной организации «Клуб «Губерния».

Сайты, которые специализируются на бронировании авиабилетов и гостиниц для самостоятельных путешественников, фиксируют огромный интерес к России в текущем году: спрос на поездки в нашу страну уже вырос на треть, отмечает газета «Ъ» («Путевка в Сибирь», Ъ, №27 от 17 февраля 2016). По данным Momondo, уже известно, что с июля по август основная часть иностранцев поедет в Москву и Санкт-Петербург (рост потока на 26,6 и 35,6% соответственно), Сочи (+58,2%), Краснодар (+53%), Симферополь (+33,4%) и Новосибирск (+25,9%). Рекордную динамику здесь показал Иркутск: в наш город приедет на 99,5% больше иностранцев, чем в прошлом году в это же время. Но июль—август — самый пик отдыха на Байкале, золотая пора, когда гостиницы и так фиксируют максимальный приток гостей. Показательно, что и в не самое популярное время, первое полугодие 2016 года, турпоток также вырастет примерно на 25%, подсчитал Skyscanner.

Байкал готовится к наплыву туристов. Но при этом губернатор Иркутской области Сергей Левченко полагает, что священное озеро не готово принимать огромное количество гостей. «Могу привести много примеров того, что область не подготовлена к массовому туризму. Я даже не говорю, чем оборачивается для озера и природы дикий туризм, но есть ведь еще и такая больная тема, как Байкальск, решение по которому так и не принято, — цитирует губернатора Приангарья газета «Ведомости». — Там есть несколько проблем: это и ликвидация шламоотвалов и промзоны, модернизация энергетики и очистных сооружений. И пока мы их не решим, про туризм можно разговаривать сколько угодно. Да что говорить, у нас более 1500 судов, а точка сбора отходов с них единственная, в порту Байкал. В целом по береговой линии не хватает даже нормальных пирсов, без которых невозможно привозить туристов, они же не морская пехота, чтобы десантироваться с чемоданами на берег. Вы не подумайте только, что я против туризма. Нет. Но возьмем остров Ольхон, где в сезон соотношение жителей и туристов 1 к 25. Если там не начать решать проблему мусора уже сейчас, то через пару лет всему местному населению только и останется, что круглый год заниматься одной уборкой мусора. К сожалению, сказать, что все туристы сплошь чистюли — сколько привезли, столько увезли, нельзя».

Турпоток должен расти

sp16030307
Несмотря на то, что глава Иркутской области заявляет о неготовности региона к наплыву туристов, имеющийся поток уже не сдержать. В прошлом году местный гостиничный бизнес и региональные туроператоры отметили рост числа приезжих на уровне 15—20%, и ожидают, что сезон-2016 будет точно не хуже. Официальные данные по туристическому потоку по итогам прошлого года еще не названы, но эксперты полагают, что цифра должна приблизиться к 1,3—1,4 млн человек, а в 2016 году точно перевалить за полуторамиллионную отметку. Особый интерес к Приангарью проявляют гости из Китая — если в 2014 году на Байкал приехали 10 тыс. китайцев, то в 2015 — уже более 15 тыс. человек, то есть на 50% больше.

«В этом году мест в гостиницах на Байкале будет не хватать, — уверен президент Сибирской байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Игорь Коваленко. — И не только из-за китайских туристов: к нам едут европейцы и американцы, которым безразлична политическая обстановка, но небезразлична выгода — из-за девальвации рубля отдых в России для них значительно подешевел. Кроме того, будет много русских туристов: некоторым работникам силовых ведомств запрещено выезжать за рубеж», — напоминает он.

Внешнеэкономические события подстегнули развитие внутреннего туризма, и Байкал, который традиционно входит в ТОП-10 самых известных природных достопримечательностей России, заслуженно получил дополнительное внимание у путешественников. Однако эксперты регионального туррынка уверены: туристический потенциал Иркутской области значительно выше. Татьяна Тененбаум, исполнительный директор ассоциации «Байкальская виза», отмечает, что ежегодно регион может посещать до 5 млн гостей. «Это возможно, в качестве примера могу привести Сочи — город с населением в 400 тыс. человек, который за 2015 год посетило более 6 млн человек, — рассуждает эксперт.

«У Иркутской области огромный потенциал, и туризм как ведущая отрасль может способствовать экономическому развитию региона в целом. Индустрия гостеприимства может приносить до 300 млрд рублей в год — это в три раза больше того, что есть у Приангарья сейчас», — уверена Мария Матвеева. Для того чтобы достичь этих цифр, нужна тщательная, скоординированная работа бизнеса и власти. Из основных пунктов, которые нужно реализовать для увеличения турпотка, эксперт назвала проработку системы зонирования национальных парков на Прибайкальской территории, отведение порядка 1000 га под отели в популярных у туристов районах Байкала и обязательное формирование генеральных планов муниципалитетов. Конечно же, на столь масштабные проекты потребуются немалые деньги.

По оценкам Татьяны Тененбаум, на строительство дорог и инженерной инфраструктуры — а это самая главная проблема в развитии туризма на Байкале — потребуется порядка 100 млрд рублей бюджетных денег, которые можно было бы получить через различные федеральные целевые программы. Собственно, часть средств есть: в рамках федеральной целевой программы по охране озера Байкал на 2012-2020 годы выделялось 57 млрд руб. По оценке губернатора Сергея Левченко, в настоящее время программа реализована только на 6 млрд. То есть порядка 50 млрд рублей можно найти, если грамотно подойти к вопросу и оформить заявки на участие в ФЦП. Свой вклад внесет и бизнес — в денежном эквиваленте это будет примерно 200 млрд рублей. Средства государства пойдут на дорожную и инженерную инфраструктуру, а когда эти объекты появятся, то бизнес вложится в строительство гостиниц и развлекательных учреждений. Последовательность может быть только такой, отмечают эксперты. Ни один инвестор не будет строить пятизвездочный отель в чистом поле.

Развлечений на всех не хватит

sp16030305Действительно, вопросы инфраструктуры — болезненные для турбизнеса. На Байкале нет дорог, нет канализации и водоснабжения, часть территорий не элект­рифицирована. Все, что делается в этом направлении, делается только точечно: каждая маленькая гостиница сама бурит водонапорную скважину и устанавливает собственный септик, сливая отходы в землю. Огромную проблему составляет вывоз мусора: на берегах чистейшего озера планеты растут свалки бытовых отходов, лишь малую часть которых ежегодно показательно вывозят волонтеры. Мусороперерабатывающего завода при этом до сих пор нет не только рядом с Байкалом — его в принципе нет в Иркутской области.

Про инфраструктурные проблемы знают все. Но с ростом турпотока возникла еще одна загвоздка: чем развлекать приезжающих туристов?

Байкал — это огромный природный музей, но что конкретно мы можем показать гостям Иркутской области? «Нас в 2015 году посетили 150 тыс. туристов. Если прогнозы по росту турпотка оправдаются и в 2016 году приедет на 30% туристов больше, то есть 200 тыс. человек, то я не представляю, как мы будем справляться», — разводит руками Владимир Фиалков, директор Байкальского музея Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук в Листвянке. Он вспоминает о великолепном проекте нового музея, который в свое время предлагали построить: современное просторное здание на берегу Байкала с большим подводным залом и несколькими аквариумами. Этот объект стал бы украшением Листвянки и местом притяжения гостей региона. Его стоимость оценивалась в 8 млрд рублей. Средств пока не нашли, поэтому сейчас действующий музей работает на пределе своих возможностей.

О различных экскурсиях под открытым небом, которые ведутся на Байкале, экспертное сообщество говорит с осуждением: практически все они наносят ущерб местной флоре и фауне. Тургруппы буквально вытаптывают грунт, ведь специальных дорожек с твердым покрытием практически нет. На мысе Хобой, самой северной точке Ольхона, деревянные настилы для туристов появились всего пару лет назад, когда туристы уже нанесли непоправимый урон растительности, а в других популярных местах цивилизованных дорожек нет и сегодня. И здесь — явная недоработка государства: владельцы турбаз, заботясь о привлекательности своих объектов, относительно грамотно организовывают внутреннюю территорию, но их усилия заканчиваются там, где начинается забор. За оградой турбазы за сох­ранность природы должны переживать муниципалитеты.
sp16030304

Нагрузка на Байкал действительно велика. При этом есть хороший способ разгрузить озеро, уверен предприниматель из Тулуна Николай Терещенко: «Иркутская область — огромная красивейшая территория, и у нас есть, на что посмотреть и помимо Байкала. Мы можем перераспределить туристические потоки и возить туристов, например, на два-три дня на Байкал, а на четыре-пять дней — в другие места: Тулун, Нижнеудинск, Шишкинские писаницы, экскурсии по нашим рекам, — предлагает эксперт. — Но для этого нужно провести ревизию периферии, наших муниципальных образований и туристических объектов в них». Ольга Дертышникова, представитель комитета по туризму администрации Иркутского района, полностью поддержала эту идею: «Заларинский район, Жигаловский район, Тофалария — эти места привлекают много гостей. За счет них и других территорий мы можем нарастить турпоток и частично снять нагрузку с Байкала».

Генпланы и стратегии: а воз и ныне там

В вопросах развития туризма у нас принято ругать бизнес. Причин тому достаточно — точечное строительство гостиниц, полное отсутствие инфраструктуры, неумелая организация отдыха… Часто эти обвинения справедливы, однако первоочередные претензии в этом случае надо предъявлять власти: именно областное правительство в лице министерства экономического развития должно разработать и утвердить стратегию туристического развития Иркутской области, по которой и будет жить бизнес. В Приангарье, одном из самых значимых туристических регионов страны, такого документа до сих пор нет. Основная причина этого — отсутствие генеральных планов развития у ряда муниципальных образований. В частности, генплан уже много лет не могут принять в Листвянке.

sp16030306«Отсутствие стратегического видения развития туризма на территории региона мешает, — соглашается Ольга Дертышникова. — Этот документ должно разработать министерство экономического развития, но, я считаю, это несколько неверный подход: инициативы должны идти от самих территорий, от муниципалитетов — ведь они лучше знают свои ресурсы и возможности, — а позже объединяться в единый документ».

Из-за отсутствия «генеральной линии» многие места, имеющие хороший потенциал для развития, словно забываются. Например, печально известное Большое Голоустное: из-за отсутствия цивилизованной дороги гости региона отказываются сюда ехать. А дорогу не строят, так как без концептуального видения развития поселка это будет «дорога в никуда», закопанные в землю деньги, объясняет Ольга Дертышникова. Как только появятся планы по развитию местности — например, здесь можно было бы построить детский или молодежный международный лагерь, предлагает чиновница, — будет значительно проще искать средства на строительство трассы.

Из-за отсутствия четкого плана развития было загублено множество хороших идей. Именно из-за этого фактически провалился проект особой экономической зоны «Ворота Байкала»: ее строят уже девятый год, но уровень готовности по-прежнему остается на отметке «ноль».

Пока нет единой концепции развития, туризм на Байкале будет далек от того уровня, которого он мог бы достичь при грамотном скоординированном подходе со стороны бизнеса и власти.

Новый губернатор и его команда пока не делали заявлений относительно создания единой стратегии. Но за дело взялись бизнес и общественность: комплексную стратегию развития туризма в регионе разрабатывает общественная организация «Клуб «Губерния».

«Мы все знаем, что составлялось множество стратегических инициатив, работы проводились с разных ракурсов. Все болевые точки известны профессионалам доподлинно и способы их решения понятны. Но сейчас очень важно наконец определить стратегию развития туризма на Байкале, — уверен Глеб Покровский, исполнительный директор общественной организации «Клуб «Губерния». — Почему это важно именно сейчас? Сегодня сошлись воедино очень многие факторы: внешнеполитическая ситуация, экономическая ситуация, особое внимание со стороны федеральных властей к развитию внутреннего туризма — недавно прошла информация об инициативе совета федерации о создании профильного министерства туризма. Опять же, мы видим растущий интерес к Байкалу. Поэтому надо действовать. Мы, «Клуб «Губерния», взяли на себя ответственность координировать усилия бизнеса, общественности и власти, чтобы освежить эту тему, сформировать стратегию многоракурсного взгляда с современными свежими цифрами. Документ уже готов, и в марте мы намерены представить его широкой аудитории».

Альбина Хатова