Туристические горизонты Прибайкалья
Вместе с известным журналистом Игорем Альтером в рамках Экспертного совета перспективы развития индустрии гостеприимства на Байкале обсудили Татьяна Тененбаум, исполнительный директор ассоциации «Байкальская Виза»; Станислав Ленник, генеральный директор туркомпании «Байкальская виза»; Ольга Дертышникова, начальник отдела содействия развитию предпринимательства и туризма администрации Иркутского района; Игорь Коваленко, президент Сибирской Байкальской ассоциации туризма; Мария Матвеева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью НИИГТУ; Владимир Фиалков, директор Байкальского Музея ИНЦ СО РАН, Николай Терещенко, предприниматель (Тулунский район), известный путешественник, член Русского географического общества; и Глеб Покровский, исполнительный директор общественной организации «Клуб «Губерния».
Сайты, которые специализируются на бронировании авиабилетов и гостиниц для самостоятельных путешественников, фиксируют огромный интерес к России в текущем году: спрос на поездки в нашу страну уже вырос на треть, отмечает газета «Ъ» («Путевка в Сибирь», Ъ, №27 от 17 февраля 2016). По данным Momondo, уже известно, что с июля по август основная часть иностранцев поедет в Москву и Санкт-Петербург (рост потока на 26,6 и 35,6% соответственно), Сочи (+58,2%), Краснодар (+53%), Симферополь (+33,4%) и Новосибирск (+25,9%). Рекордную динамику здесь показал Иркутск: в наш город приедет на 99,5% больше иностранцев, чем в прошлом году в это же время. Но июль—август — самый пик отдыха на Байкале, золотая пора, когда гостиницы и так фиксируют максимальный приток гостей. Показательно, что и в не самое популярное время, первое полугодие 2016 года, турпоток также вырастет примерно на 25%, подсчитал Skyscanner.
Байкал готовится к наплыву туристов. Но при этом губернатор Иркутской области Сергей Левченко полагает, что священное озеро не готово принимать огромное количество гостей. «Могу привести много примеров того, что область не подготовлена к массовому туризму. Я даже не говорю, чем оборачивается для озера и природы дикий туризм, но есть ведь еще и такая больная тема, как Байкальск, решение по которому так и не принято, — цитирует губернатора Приангарья газета «Ведомости». — Там есть несколько проблем: это и ликвидация шламоотвалов и промзоны, модернизация энергетики и очистных сооружений. И пока мы их не решим, про туризм можно разговаривать сколько угодно. Да что говорить, у нас более 1500 судов, а точка сбора отходов с них единственная, в порту Байкал. В целом по береговой линии не хватает даже нормальных пирсов, без которых невозможно привозить туристов, они же не морская пехота, чтобы десантироваться с чемоданами на берег. Вы не подумайте только, что я против туризма. Нет. Но возьмем остров Ольхон, где в сезон соотношение жителей и туристов 1 к 25. Если там не начать решать проблему мусора уже сейчас, то через пару лет всему местному населению только и останется, что круглый год заниматься одной уборкой мусора. К сожалению, сказать, что все туристы сплошь чистюли — сколько привезли, столько увезли, нельзя».
Турпоток должен расти
Несмотря на то, что глава Иркутской области заявляет о неготовности региона к наплыву туристов, имеющийся поток уже не сдержать. В прошлом году местный гостиничный бизнес и региональные туроператоры отметили рост числа приезжих на уровне 15—20%, и ожидают, что сезон-2016 будет точно не хуже. Официальные данные по туристическому потоку по итогам прошлого года еще не названы, но эксперты полагают, что цифра должна приблизиться к 1,3—1,4 млн человек, а в 2016 году точно перевалить за полуторамиллионную отметку. Особый интерес к Приангарью проявляют гости из Китая — если в 2014 году на Байкал приехали 10 тыс. китайцев, то в 2015 — уже более 15 тыс. человек, то есть на 50% больше.
«В этом году мест в гостиницах на Байкале будет не хватать, — уверен президент Сибирской байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Игорь Коваленко. — И не только из-за китайских туристов: к нам едут европейцы и американцы, которым безразлична политическая обстановка, но небезразлична выгода — из-за девальвации рубля отдых в России для них значительно подешевел. Кроме того, будет много русских туристов: некоторым работникам силовых ведомств запрещено выезжать за рубеж», — напоминает он.
Внешнеэкономические события подстегнули развитие внутреннего туризма, и Байкал, который традиционно входит в ТОП-10 самых известных природных достопримечательностей России, заслуженно получил дополнительное внимание у путешественников. Однако эксперты регионального туррынка уверены: туристический потенциал Иркутской области значительно выше. Татьяна Тененбаум, исполнительный директор ассоциации «Байкальская виза», отмечает, что ежегодно регион может посещать до 5 млн гостей. «Это возможно, в качестве примера могу привести Сочи — город с населением в 400 тыс. человек, который за 2015 год посетило более 6 млн человек, — рассуждает эксперт.
«У Иркутской области огромный потенциал, и туризм как ведущая отрасль может способствовать экономическому развитию региона в целом. Индустрия гостеприимства может приносить до 300 млрд рублей в год — это в три раза больше того, что есть у Приангарья сейчас», — уверена Мария Матвеева. Для того чтобы достичь этих цифр, нужна тщательная, скоординированная работа бизнеса и власти. Из основных пунктов, которые нужно реализовать для увеличения турпотка, эксперт назвала проработку системы зонирования национальных парков на Прибайкальской территории, отведение порядка 1000 га под отели в популярных у туристов районах Байкала и обязательное формирование генеральных планов муниципалитетов. Конечно же, на столь масштабные проекты потребуются немалые деньги.
По оценкам Татьяны Тененбаум, на строительство дорог и инженерной инфраструктуры — а это самая главная проблема в развитии туризма на Байкале — потребуется порядка 100 млрд рублей бюджетных денег, которые можно было бы получить через различные федеральные целевые программы. Собственно, часть средств есть: в рамках федеральной целевой программы по охране озера Байкал на 2012-2020 годы выделялось 57 млрд руб. По оценке губернатора Сергея Левченко, в настоящее время программа реализована только на 6 млрд. То есть порядка 50 млрд рублей можно найти, если грамотно подойти к вопросу и оформить заявки на участие в ФЦП. Свой вклад внесет и бизнес — в денежном эквиваленте это будет примерно 200 млрд рублей. Средства государства пойдут на дорожную и инженерную инфраструктуру, а когда эти объекты появятся, то бизнес вложится в строительство гостиниц и развлекательных учреждений. Последовательность может быть только такой, отмечают эксперты. Ни один инвестор не будет строить пятизвездочный отель в чистом поле.
Развлечений на всех не хватит
Действительно, вопросы инфраструктуры — болезненные для турбизнеса. На Байкале нет дорог, нет канализации и водоснабжения, часть территорий не электрифицирована. Все, что делается в этом направлении, делается только точечно: каждая маленькая гостиница сама бурит водонапорную скважину и устанавливает собственный септик, сливая отходы в землю. Огромную проблему составляет вывоз мусора: на берегах чистейшего озера планеты растут свалки бытовых отходов, лишь малую часть которых ежегодно показательно вывозят волонтеры. Мусороперерабатывающего завода при этом до сих пор нет не только рядом с Байкалом — его в принципе нет в Иркутской области.
Про инфраструктурные проблемы знают все. Но с ростом турпотока возникла еще одна загвоздка: чем развлекать приезжающих туристов?
Байкал — это огромный природный музей, но что конкретно мы можем показать гостям Иркутской области? «Нас в 2015 году посетили 150 тыс. туристов. Если прогнозы по росту турпотка оправдаются и в 2016 году приедет на 30% туристов больше, то есть 200 тыс. человек, то я не представляю, как мы будем справляться», — разводит руками Владимир Фиалков, директор Байкальского музея Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук в Листвянке. Он вспоминает о великолепном проекте нового музея, который в свое время предлагали построить: современное просторное здание на берегу Байкала с большим подводным залом и несколькими аквариумами. Этот объект стал бы украшением Листвянки и местом притяжения гостей региона. Его стоимость оценивалась в 8 млрд рублей. Средств пока не нашли, поэтому сейчас действующий музей работает на пределе своих возможностей.
О различных экскурсиях под открытым небом, которые ведутся на Байкале, экспертное сообщество говорит с осуждением: практически все они наносят ущерб местной флоре и фауне. Тургруппы буквально вытаптывают грунт, ведь специальных дорожек с твердым покрытием практически нет. На мысе Хобой, самой северной точке Ольхона, деревянные настилы для туристов появились всего пару лет назад, когда туристы уже нанесли непоправимый урон растительности, а в других популярных местах цивилизованных дорожек нет и сегодня. И здесь — явная недоработка государства: владельцы турбаз, заботясь о привлекательности своих объектов, относительно грамотно организовывают внутреннюю территорию, но их усилия заканчиваются там, где начинается забор. За оградой турбазы за сохранность природы должны переживать муниципалитеты.
Нагрузка на Байкал действительно велика. При этом есть хороший способ разгрузить озеро, уверен предприниматель из Тулуна Николай Терещенко: «Иркутская область — огромная красивейшая территория, и у нас есть, на что посмотреть и помимо Байкала. Мы можем перераспределить туристические потоки и возить туристов, например, на два-три дня на Байкал, а на четыре-пять дней — в другие места: Тулун, Нижнеудинск, Шишкинские писаницы, экскурсии по нашим рекам, — предлагает эксперт. — Но для этого нужно провести ревизию периферии, наших муниципальных образований и туристических объектов в них». Ольга Дертышникова, представитель комитета по туризму администрации Иркутского района, полностью поддержала эту идею: «Заларинский район, Жигаловский район, Тофалария — эти места привлекают много гостей. За счет них и других территорий мы можем нарастить турпоток и частично снять нагрузку с Байкала».
Генпланы и стратегии: а воз и ныне там
В вопросах развития туризма у нас принято ругать бизнес. Причин тому достаточно — точечное строительство гостиниц, полное отсутствие инфраструктуры, неумелая организация отдыха… Часто эти обвинения справедливы, однако первоочередные претензии в этом случае надо предъявлять власти: именно областное правительство в лице министерства экономического развития должно разработать и утвердить стратегию туристического развития Иркутской области, по которой и будет жить бизнес. В Приангарье, одном из самых значимых туристических регионов страны, такого документа до сих пор нет. Основная причина этого — отсутствие генеральных планов развития у ряда муниципальных образований. В частности, генплан уже много лет не могут принять в Листвянке.
«Отсутствие стратегического видения развития туризма на территории региона мешает, — соглашается Ольга Дертышникова. — Этот документ должно разработать министерство экономического развития, но, я считаю, это несколько неверный подход: инициативы должны идти от самих территорий, от муниципалитетов — ведь они лучше знают свои ресурсы и возможности, — а позже объединяться в единый документ».
Из-за отсутствия «генеральной линии» многие места, имеющие хороший потенциал для развития, словно забываются. Например, печально известное Большое Голоустное: из-за отсутствия цивилизованной дороги гости региона отказываются сюда ехать. А дорогу не строят, так как без концептуального видения развития поселка это будет «дорога в никуда», закопанные в землю деньги, объясняет Ольга Дертышникова. Как только появятся планы по развитию местности — например, здесь можно было бы построить детский или молодежный международный лагерь, предлагает чиновница, — будет значительно проще искать средства на строительство трассы.
Из-за отсутствия четкого плана развития было загублено множество хороших идей. Именно из-за этого фактически провалился проект особой экономической зоны «Ворота Байкала»: ее строят уже девятый год, но уровень готовности по-прежнему остается на отметке «ноль».
Пока нет единой концепции развития, туризм на Байкале будет далек от того уровня, которого он мог бы достичь при грамотном скоординированном подходе со стороны бизнеса и власти.
Новый губернатор и его команда пока не делали заявлений относительно создания единой стратегии. Но за дело взялись бизнес и общественность: комплексную стратегию развития туризма в регионе разрабатывает общественная организация «Клуб «Губерния».
«Мы все знаем, что составлялось множество стратегических инициатив, работы проводились с разных ракурсов. Все болевые точки известны профессионалам доподлинно и способы их решения понятны. Но сейчас очень важно наконец определить стратегию развития туризма на Байкале, — уверен Глеб Покровский, исполнительный директор общественной организации «Клуб «Губерния». — Почему это важно именно сейчас? Сегодня сошлись воедино очень многие факторы: внешнеполитическая ситуация, экономическая ситуация, особое внимание со стороны федеральных властей к развитию внутреннего туризма — недавно прошла информация об инициативе совета федерации о создании профильного министерства туризма. Опять же, мы видим растущий интерес к Байкалу. Поэтому надо действовать. Мы, «Клуб «Губерния», взяли на себя ответственность координировать усилия бизнеса, общественности и власти, чтобы освежить эту тему, сформировать стратегию многоракурсного взгляда с современными свежими цифрами. Документ уже готов, и в марте мы намерены представить его широкой аудитории».
Альбина Хатова