Тур-банкрот

Истории с банкротством турфирм, задержанием авиарейсов на новогодние каникулы в последние годы стали привычными. Но если раньше подобные нерадостные известия мало затрагивали жителей Приангарья, то в этот раз все случилось с точностью до наоборот. Именно местное турагентство — ангарская компания «Пилигим-Тур» — на несколько праздничных дней стало главным героем новостных сообщений в сфере туризма.

«Десятки человек из Приангарья оказались в Таиланде без турпутевок и билетов обратно», «туристы, приехав на самолет в Красноярск, не нашли себя в списках пассажиров», «более 30 пострадавших от действий «Пилигрим-тура» написали заявления в полицию Ангарска, 20 человек в Усолье-Сибирском», — пестрели заголовками новостные ленты в первые дни января. Пока еще неофициальное, но банкротство туркомпании, пять лет работавшей на региональном рынке и имевшей постоянных клиентов, выбило из колеи многих.

Те, кому еще предстояло путешествие в жаркие страны, дозванивались до менеджеров своих турагентств, боясь повторения ситуации. Местные турсообщества говорили о предсказуемости этого фиаско, указывая на то, что деятельность турагентств сегодня бесконтрольна, а значит, полностью зависит от добропорядочности собственника бизнеса. Сами пострадавшие, оставшиеся и без новогоднего отдыха, и без десятков тысяч рублей, выходили на стихийные митинги, подписывали письма губернатору региона, все еще надеясь на благоприятный исход. Однако именно об исходе этой ситуации никто из выступавших не смог сказать ничего конкретного.

Новогоднее ЧП

Первое заявление от семьи, не сумевшей вылететь на оплаченный туристическому агентству «Пилигрим-Тур» отдых, поступило в ангарскую полицию еще 29 декабря, сообщил начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Ангарска Дмитрия Приходько. После этого волна недовольных и напуганных клиентов буквально обрушилась на региональные офисы туркомпании (пять офисов в Ангарске и по одному представительству в Иркутске и Усолье-Сибирском — АН). Кому-то еще удавалось застать на рабочих местах менеджеров фирмы и даже самого директора, обещавших скорого решения ситуации. Но уже к 10 января все офисы компании как один были закрыты, на зданиях в оперативном порядке срезаны таблички, удаленными оказались даже страницы «Пилигрим-Тура» в социальных сетях. Открытым, как ни странно, до сих пор остается только сайт туркомпании, где кинутые туристы не стеснялись на комментарии. «Родители приобрели путевку у Пилигрим-Тур в представительстве в Усолье. 11 января должен был быть вылет, 8 января позвонила менеджер и сказала: «офис закрыли, директор забрал все документы и сказал, что заявки аннулированы». ФИРМА РАЗОРЕНА, НЕ ВЗДУМАЙТЕ НИКТО ТАМ ПОКУПАТЬ ПУТЕВКИ НИКОГДА!!!» — писали одни.

«На вопрос «что нам делать? отпуск в разгаре!» — Ответ: подождите до 3 января, ну и еще можно забрать деньги за тур. НО ЭТО ВСЕ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ДИРЕКТОРА, КОТОРЫЙ К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ ОТКЛЮЧИЛ СВОЙ СОТОВЫЙ!!!. И НИКТО НЕ МОЖЕТ ЕГО НАЙТИ!!!. А искали с ним встречи, я уже понимаю, полсотни клиентов-заложников. 4 января я тоже была свидетелем встречи с ним клиентов, которые должны быть в Мексике. Он им писал какие-то расписки с искренним усердием, мне ЧЕСТНО! пообещался отзвониться и ответить на вопрос ГДЕ НАШИ ЗАГРАН ПАСПОРТА??? НАМ ДО СИХ ПОР ИХ НЕ ВЕРНУЛИ!!! НО… дни идут. СКОРЕЕ ВСЕГО НЕ ДОЖДЕМСЯ — одна надежда заявление в прокуратуру и судебные иски», — возмущались другие.

Только по предварительным оценкам, таких же пострадавших в Иркутской области более сотни. Порядка 50 человек уже написали официальные заявления в полицию Ангарска и Усолья-Сибирского. Многие все еще надеются на возврат денег и не спешат с претензиями в силовые структуры. АН известно как минимум о 20 пострадавших в Иркутске, которые пока ждут развития ситуации в соседних городах, но уже готовы на более решительные действия.

Общая сумма ущерба, нанесенная турфирмой своим клиентам, оплатившим, но не получившим путевки, пока не называется. Однако известно, что только по Ангарску она достигает 3 млн рублей. Как сообщил СМИ Дмитрий Приходько, по имеющейся информации пострадавшими стали граждане, которые приобретали путевки у агентства с августа по декабрь 2013 года. Вылеты были запланированы на период с конца декабря 2013 года до марта 2014-го. «Основанием обращений граждан послужило то, что с начала января 2014 года они не смогли вылететь по причине неоплаты их тура, непредоставления документов. Также уже известны факты того, что граждане, вылетев за пределы РФ, не получили оплаченные ими отели, трансферы и остальные услуги», — рассказал господин Приходько. Он напомнил, что ООО «Пилигрим-Тур» являлось агентом крупных туроператоров, таких как PEGAS Touristic, Tez Tour и ряда других. Компания работала на туристическом рынке Приангарья с 2008 года и до этого в поле зрения правоохранительных органов не попадала. «На данный момент устанавливается, по какой причине не были выполнены обязательства, а также куда направлены деньги, полученные от граждан», — уточнил глава ангарского ОБЭП.

Без вины виноватые?

Решение о том, есть ли в действиях руководства турагентства признаки преступления, по которым может быть возбуждено уголовное дело, будет принято после окончания доследственной проверки. Известно, что уже опрошены сотрудники «Пилигрим-Тура» и его директор, однако суть пояснений руководства компании не разглашается.

Между тем мнения игроков туррынка Приангарья относительно причин краха турагентства разделились. Некоторые, не желая называть своего имени, указывали на то, что проблемы у «Пилигрим-Тура» существовали уже месяца три и удивлялись тому, что тот же PEGAS Touristic своевременно не отключил ненадежную компанию от системы.

В других турфирмах говорили о возможной неграмотной бизнес-политике руководства компании. Как, к примеру, рассказала исполнительный директор Сибирской байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Яна Гришенкова, «Пилигрим-Тур» предлагал своим клиентам 9%-ную скидку на турпродукты. «Учитывая, что турагентство, являясь лишь посредником, живет на скидку от туроператора, а это 10-12% от стоимости тура, то такие бонусы от «Пилигрим-Тура» уже должны были вызвать подозрения, — замечает эксперт. — Конечно, если у собственника туркомпании есть сопутствующий бизнес, за счет которого он может провести такую разовую акцию для переманивания клиентов, то это может впоследствии окупиться. Если же ничего нет, это действительно чревато банкротством».

Однако, как сошлось во мнении большинство опрошенных, основная причина такой ситуации (если все же исключать криминал, учитывая, что директор не скрылся с деньгами клиентов в неизвестном направлении — АН) заключается в несовершенстве российского законодательства в сфере туротрасли. «У нас отменена процедура лицензирования, действовавшая ранее для агентсткой деятельности, сегодня не прописана ответственность турагентств за подобные нарушения, не существует никаких ограничений по заходу на рынок недобросовестных или непрофессиональных игроков», — говорит Яна Гришенкова, напоминая, что те же закрепленные в законах механизмы финансовой гарантии или турпомощи обязательны только для операторов. Деятельность же агентств зависит только от порядочности и профессионализма их руководства. А значит, от таких же ситуаций, когда оплаченная турпутевка вовсе не гарантирует получения оговоренных услуг, не застрахован никто из нас.

ЛИКБЕЗ

Оказанием туристических услуг занимаются два вида организаций: турагенты и туроператоры.

Туроператоры — это организации, которые непосредственно занимаются формированием и продвижением туров, а также определяют цену на туры и политику скидок. Именно на плечах туроператоров лежит бронирование и проплата отелей, заказ авиарейсов, обеспечение транспортных и экскурсионных услуг и многое другое. По сути, они полностью отвечают за сам тур. В случае каких-то проблем на отдыхе турпомощь и все финансовые гарантии будет нести оператор! Здесь речь идет о крупных компаниях, таких как «Пегас-туристик», «Натали-турс», «Корал-тревел», «Библио-глобус» и других.

Турагентство же — посредник, который распространяет продукты операторов. Турагент работает непосредственно с туристами и за реализацию туров получает комиссионное вознаграждение. Единственное, за что ответственно турагентство — за правильное предоставление информации о стоимости путевки, датах и времени вылета.