«Тулунский офшор» или помощь реально нуждающимся?

В Законодательном собрании Иркутской области наконец детально обсудили депутатские и губернаторские редакции законов о льготах для населения и бизнеса, пострадавших от летнего паводка. По итогам голосования были одобрены справедливые варианты, предусматривающие помощь «без сужения». Председатель ЗС Сергей Сокол назвал принятие этих депутатских инициатив главным итогом первой осенней сессии регионального парламента. Надо сказать, парламентариям, инициировавшим законопроекты о мерах поддержки, пришлось серьезно побороться с неожиданно прорисовавшейся оппозицией. Оказалось, что не все «во власти» разделяют идею всесторонней — и при этом посильной для регионального бюджета — поддержки людей и предприятий, пострадавших при наводнении.

Сергей Сокол: «Принятие депутатских инициатив о помощи пострадавшим от паводка стало главным итогом сессии».

Паводок накрыл территории Приангарья в конце июня. Особенно пострадали Тулунский и Нижнеудинский районы. А через месяц на область обрушилась вторая волна паводков, подтопившая и город Байкальск. Люди потеряли жилье, имущество, серьезно разрушена инфраструктура. До сих пор многие не знают, как будут выстраивать свой быт дальше. При этом региональные законы о помощи пострадавшим приняты только сейчас. Разве нельзя было принимать решения более оперативно? Резонный вопрос.

«С депутатами я неоднократно был в подтопленных районах, видел масштабы бедствия и знаю, как люди ждали принятия этих законов, — подчеркнул спикер Законодательного собрания Иркутской области Сергей Сокол. — Законов об освобождении от платы за электричество на период восстановительных работ, от налога на транспорт, а предприятий — от налога на имущество, о предоставлении бесплатного питания в школах, а также о предоставлении компенсации за утерянный урожай, гибель домашнего скота, птицы, а также единовременной выплаты на приобретение сена».

Надо сказать, что неравнодушные депутаты на сложную ситуацию отреагировали быстро и выступили с инициативами о мерах поддержки населению и предпринимателям. Законопроекты были вынесены на обсуждение еще в июле, но рассмотреть и принять их тогда не удалось. По инициативе фракции КПРФ эти вопросы были исключены из повестки, зато появились альтернативные губернаторские законопроекты. Ситуация стала похожа на «перетягивание одеяла на себя». И затеявших эту игру, кажется, мало волновала степень важности «зависших» решений для тысяч человек на подтопленных территориях.

К дискуссии на эту тему депутаты вернулись на первой осенней сессии 18 сентября, и сторонники серьезной поддержки пострадавшим не намерены были снова позволить кому-либо оттянуть принятие соответствующих законопроектов. Рассматривали их парами — депутатский вариант и альтернативную редакцию, предложенную губернатором.

Как и ожидалось, первые же два альтернативных законопроекта сразу вызвали острые дебаты на площадке областного парламента. На повестку был поставлен вопрос об освобождении пострадавших от наводнения от уплаты налога на транспорт. Депутаты, напомним, предложили ввести такую льготу для населения — на 2018 и 2019 годы, для организаций — только за 2019 год. Парламентский законопроект на этот счет был внесен Сергеем Соколом, Натальей Дикусаровой, Ларисой Егоровой, Георгием Любенковым, Александром Гаськовым и Александром Битаровым. Что в качестве альтернативы предложено в губернаторской редакции? Отличие заключается в том, что касается налоговых послаблений для бизнеса. Как объяснила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова, депутаты предложили распространить льготу на все предприятия и организации, пострадавшие от наводнения. Губернаторский вариант закона предполагал освобождение от уплаты налогов только предприятий, включенных в реестр малых и средних, и льготами не смогли бы воспользоваться десятки значимых местных компаний, а также унитарные предприятия, предприятия сферы ЖКХ и многие другие, объективно нуждающиеся в поддержке организации.

Сторонники серьезной поддержки пострадавшим не намерены были снова позволить кому-либо оттянуть принятие соответствующих законопроектов.

«Депутатами была проведена большая аналитическая работа. И наша версия учитывает тот факт, что пострадавшие в зоне поводка компании имеют самые разные формы собственности», — прокомментировала Наталья Дикусарова. Так, на помощь, например, смогут рассчитывать организации-коммунальщики, которые сейчас активно восстанавливают населенные пункты и готовят их к зиме. Поддержать на деле парламентарии предложили практически весь пострадавший от разгула стихии бизнес, не зажимая искусственно критерии. Зачем сужать рамки? Чтобы ненароком не помочь кому-то «большому и богатому»?

«Мы уже доказали опытным путем в течение нескольких лет, что на этих территориях нет существенной налогооблагаемой базы ни по транспортному налогу, ни по налогу на имущество у крупных организаций, у крупных структур, — аргументировала Наталья Дикусарова. — Потому сегодня на пострадавших территориях депутатский вариант закона поддержит действительно тех, кто в этой помощи нуждается, кто вносил и в перспективе будет вносить существенный вклад в экономику этих муниципальных образований».

Также председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству обратила внимание, что в опорном для губернаторских законов постановлении правительства Иркутской области о введении режима чрезвычайной ситуации учтены не все населенные пункты, которые пострадали в первую и вторую волну паводка. Потому более справедливым было бы ориентироваться на документы, утвержденные органами местного самоуправления, как и предлагается депутатским законопроектом.

«Депутаты должны учитывать всех пострадавших от паводка. Закон всем должен давать равные права», — отстояла парламентскую позицию Наталья Дикусарова.

Александр Битаров как человек с солидным опытом работы в региональном правительстве тоже дал свою оценку происходящему в Заксобрании. Если коротко: противостояние ни о чем. «Разница в примерно десять миллионов рублей (отличие между версиями поддержки) не столь существенна для бюджета», — заявил парламентарий. Но зато расширение перечня компаний, которые смогут получить поддержку, реально значимо для сохранения и развития бизнеса в этих районах, оказавшихся в беде. «Мы слышим о каком-то сужении, что, может, не всем давать льготу. Но это абсолютно неверный подход», — высказался Битаров. Большинство коллег, как оказалось, придерживаются такого же мнения.

В итоге при голосовании именно депутатский вариант законопроекта, предусматривающий не только льготы для населения, но широкую поддержку предпринимателей, был одобрен Законодательным собранием.

В похожем ключе прошло обсуждение еще одной пары законопроектов — об освобождении от налога на имущество организаций. Кое-кто опять настаивал, что лучше «недопомочь», чем переусердствовать и излишне кого-нибудь поддержать. Но депутаты-инициаторы законопроекта предлагали распространить налоговую льготу на все предприятия, чье имущество пострадало от наводнения, в то время как губернатор опять же выступил за поддержку только тех, кто включен в реестр СМП. Было озвучено опасение: дескать, крупные бизнес-структуры, имеющие подразделения в разных муниципалитетах, могут воспользоваться ситуацией и подавать налоговые декларации на все свое имущество именно в тех районах, где будут введены налоговые послабления.
«Инициатор альтернативного закона, губернатор, видимо, переживает, что такие предприятия, как «Роснефть», «Русал», или крупные ресурсоснабжающие организации переведут имущество в затопленные территории, чтобы сэкономить на налогах?» — удивленно переспросил заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников.

«Депутаты должны учитывать всех пострадавших от паводка. Закон всем должен давать равные права», — отстояла парламентскую позицию Наталья Дикусарова.

С чего вдруг крупный и, по опыту прошлых лет сотрудничества с регионом, социально ответственный бизнес вдруг заранее решили отнести к лукавым налогоплательщикам? Тем более странно, если учесть, что именно такого рода бизнес в первые дни после паводка активно направлял свои существенные ресурсы на оказание поддержки пострадавшим районам.

Тот же Александр Битаров высказал глубокие сомнения в том, что «большие структуры ринутся в такую лазейку». Тем более что есть прокуратура и налоговая служба, которые могут отследить такого рода «маневры» и, вероятно, выставить им барьер.

На самом деле было сложно понять, чем именно обеспокоены противники депутатского варианта законопроекта по налогу на имущество. Или это был спор ради спора?

«По моему мнению, во время чрезвычайных ситуаций крайне важно иметь некий мораторий, внутренний барьер на такого рода политические игры», — считает Александр Ведерников. Почему «игры»? На конкретных примерах вице-спикер показал, что, к сожалению, в комментариях главы региона по поводу обсуждаемых законопроектов немало популистских формулировок, оторванных от действительности.

В то же время Александр Ведерников показал реальный список социально значимых пострадавших от паводка предприятий, которых к гигантам не отнесешь, но тем не менее они не попадают под льготы при губернаторской редакции закона.
«Этот бизнес и население еще два месяца назад нуждались в нашей помощи. Наша задача, наша обязанность — вовремя принимать такие законы, поддерживающие людей, дающие им уверенность в завтрашнем дне. Своевременная забота не бывает лишней», — напомнил коллегам вице-спикер. И в отношении налога на имущество на сессии в итоге тоже был принят именно законопроект, внесенный депутатами.

Кроме законов, предусматривающих помощь для населения и бизнеса в зоне летнего подтопления, на сессии Заксобрания 18 сентября были приняты несколько социально значимых законопроектов, в том числе об увеличении прожиточного минимума пенсионеров и о бесплатном двухразовом школьном питании для детей-инвалидов.

Также Заксобрание поддержало предложение Сергея Сокола, Александра Гаськова, Кузьмы Алдарова, Ирины Синцовой, Виталия Перетолчина, Георгия Любенкова, Ольги Безродных, Артема Лобкова и Александра Битарова о бесплатном двухразовом питании для школьников из населенных пунктов, пострадавших от наводнения. Как пояснила Наталья Дикусарова, сейчас питание детям предоставляется на основании постановления регионального правительства, при этом деньги на эти цели из областного бюджета до муниципалитетов не доведены, и те вынуждены тратить свои средства или искать спонсоров. Будем надеяться, что этот «позор» прекратится с принятием нового закона. Важное уточнение было сделано в рамках его второго чтения: на бесплатное питание могут рассчитывать не только те дети, которые сейчас фактически проживают в зоне паводка, но и те, кто выехал в другие районы, поскольку их семьи потеряли все имущество.

Еще одно решение, на которое очень рассчитывали в затронутых наводнением территориях, — освобождение от платы за электроэнергию на период с 27 июня по 30 сентября 2019 года. С такой инициативой выступили председатель ЗС Сергей Сокол и депутат Виктор Побойкин.

«Энергетики пока не отправляли квитанции, также ожидая решения депутатов, — сообщил Сергей Сокол. — Мы пришли к общему мнению, что эти затраты может взять на себя областной бюджет. В результате жители, чьи дома и имущество оказались под водой, получили еще одну меру поддержки». Законопроект одобрен на сентябрьской сессии.

Теперь важно, чтобы все предписанное реально исполнялось, без искажений, осложнений и проволочек. «Мы приложим максимум усилий для того, чтобы положенная пострадавшим людям, семьям, детям помощь была оказана как можно скорее», — подчеркнул Сергей Сокол. Вопросы такой важности спикер ЗС держит на личном контроле.

Екатерина Романова