Туда без обратно

Организация перелетов Иркутск — Ольхон отложена до весны
Аэропорт Иркутска надеется организовать рейсы на Ольхон в следующем туристическом сезоне. В этом году единственная авиакомпания, проявившая интерес к предложению аэропорта, ООО «Сибирская легкая авиация» (Магаданская область), в июле выполнила два рейса, а затем прекратила полеты в связи с тем, что на посадочной площадке острова Ольхон не было коменданта необходимой квалификации. Директор авиакомпании Андрей Богданов сообщил „Ъ“, что перевозчик был готов летать и летом, и зимой, однако в связи с продолжительной отсрочкой этого направления не уверен, что в следующем году возобновит полеты. По мнению экспертов туристической отрасли, регулярные рейсы на Ольхон будут востребованы туристами.

Аэропорту Иркутска в этом году не удалось предложить туристам альтернативу паромному сообщению с островом Ольхон. Фото Аси Востриковой

В июле ООО «Сибирская легкая авиация», авиакомпания из Магаданской области, выполнила два рейса по направлению Иркутск — Ольхон. Как сообщил „Ъ“ ее директор Андрей Богданов, в этом году рейсы по данному маршруту больше совершаться не будут в связи с тем, что на посадочной площадке Хужир на Ольхоне, расположенной вблизи поселка Харанцы, не смогли найти коменданта. «Там был комендант, однако его квалификация была признана негодной. Другого человека оперативно найти не смогли», — пояснил господин Богданов. По его словам, теперь тема с рейсом «умерла до мая».

Как прокомментировали в центре общественных связей ОАО «Международный аэропорт Иркутск», на сегодняшний день на посадочной площадке Хужир действительно отсутствует квалифицированный комендант. «Однако нельзя однозначно утверждать, что именно это стало причиной выполнения всего двух рейсов по данному маршруту. Основная проблема малого количества рейсов летом 2014 года заключается в том, что реально готовый к выполнению рейсов перевозчик — авиакомпания «СиЛА» проявила интерес к данному маршруту поздно с точки зрения туристического сезона и организации регулярных полетов, — подчеркнули в компании. — Как следствие — поздняя информированность туристических компаний города о наличии прямого авиарейса в совокупности с высокими ценами на билеты привели к низкому спросу на данное прямое авиасообщение в летний сезон навигации 2014 года».

Как ранее сообщал „Ъ“, ОАО «Международный аэропорт Иркутск» в конце прошлого года проявило инициативу в организации перелетов на Ольхон. Для этого была получена разрешительная документация — свидетельство годности посадочной площадки. Называлась различная стоимость возможных перелетов. Минимальную цену мог обеспечить самолет Cessna 208 Grand Caravan, стоимость перелета в одну сторону составила бы 7,2 тыс. руб. Перелет на вертолете Ми-8 обошелся бы в 9 тыс. рублей. В заявлении аэропорта, распространенном для СМИ, предполагалось, что осуществлять перевозки могут авиакомпании «Ангара» (Иркутск), ПАНХ (Республика Бурятия) и другие частные перевозчики, имеющие необходимый парк техники. В итоге на инициативу откликнулась «Сибирская легкая авиация». Авиакомпания совершила два перелета на самолете Ан-28 вместимостью 15 пассажиров. Билеты продавались по цене 3 и 5 тыс. руб.

«Три тысячи — это рекламная цена, в итоге рейсы были проведены в убыток. Но мы видим потенциал этого маршрута, поэтому не жалеем, что вышли на него», — рассказал господин Богданов. По его оценке, себестоимость перелета в одну сторону составляет 100 тыс. руб. Он подчеркнул, что у компании был интерес летать и летом, и зимой, однако сейчас, в связи с длительным перерывом, он не уверен, что в следующем году «Сибирская легкая авиация» вновь займется ольхонским направлением.

В свою очередь, в ОАО «Международный аэропорт Иркутск» уверяют, что прикладывают максимум усилий для того, чтобы возобновить прямой рейс Иркутск — Хужир. Так, аэропорт в короткие сроки произвел все необходимые работы на самой площадке, утвердил паспорт площадки, разработал тариф на право посадки. Все это давало возможность заинтересованным лицам уже с марта 2014 года осуществлять коммерческие и некоммерческие полеты на остров Ольхон. На данный момент ОАО «Международный аэропорт Иркутск» производит подготовку кадров для замещения должности коменданта площадки.

Участники туристической отрасли с интересом наблюдают за развитием событий. Как сообщила „Ъ“ начальник Агентства по туризму Иркутской области Марина Рожкова, операторы обращались к ним для выяснения спроса на потенциальный рейс Иркутск — Ольхон. «Спрос очень большой. Поэтому мы считаем, что рейс должен быть обязательно. И речь не должна идти о чартерных перевозках, маршрут должен быть регулярным», — считает она.

По мнению эксперта туристической отрасли Сергея Перевозникова, при условии регулярного выполнения рейса его загрузка будет полной, учитывая, что вместимость бортов невысокая. «Пассажиры будут иметь несколько преимуществ. Во-первых, сэкономят время. Во-вторых, получат более комфортные условия путешествия. В-третьих, увидят Байкал с воздуха», — отмечает он. По его словам, существующая сейчас альтернатива в виде автомобильного транспорта выглядит менее привлекательной, особенно в пик туристического сезона. «Билет в одну сторону на автобус стоит от 800 до 1,5 тыс. руб. Но добавьте к этому время в пути — два-три часа от Иркутска до паромной переправы, плюс шесть часов в среднем в очереди на сам паром. Столько же времени тратится в обратную сторону. Уверен, что желающих полететь на самолете наберется достаточное количество», — считает он.

Екатерина Головина, Влад Никифоров