Трудные магистрали «Труда»

2018 год для региона отмечен многими яркими событиями. В их ряду — 30-летие одного из ведущих предприятий региона — группы компаний «Труд». Созданная в 1988 году на волне кооперативного движения компания на себе испытала все этапы становления новой России. Нашим читателям АО «Труд» представляет ее генеральный директор Сергей Томшин.

— Сергей Николаевич, отличается чем-то особым юбилейный год?

— В этом году наше предприятие работает на 35 объектах разной степени сложности. В структуре строительно-монтажных работ около 49% составляют реконструкция и строительство, 44% — ремонт, и 7% — содержание. В Сибири Иркутский (Тулунский) филиал АО «Труд» приступил к реконструкции автомобильной дороги Р-258 «Байкал» (Иркутск — Улан-Удэ — Чита) на участке 47-55 километры. Култукский филиал в этом году завершает реконструкцию участка дороги А-333 (Култук — Монды) протяженностью 11 километров, ведущей к курорту Аршан и границе с Монголией. Усть-Баргузинский филиал продолжит работы по дороге Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян в Республике Бурятия.

На Дальнем Востоке Соловьевский филиал основные силы сосредоточил на реконструкции участка 63-93 км трассы А-360 «Лена». Амурский и Могочинский филиалы осуществляют работы по ремонту и содержанию трассы «Амур».

Наши островные филиалы — Охинский и Южно-Курильский — продолжат работы на дорогах: Оха — Южно-Сахалинск и Южно-Курильск — Головнино соответственно.

Могойтуйский филиал завершает работы на объекте реконструкции автодороги Могойтуй — Первомайский, 43-53 км.

Урюмский филиал приступил к работам по ремонту большого 30-километрового участка автодороги «Амур», объект переходящий, ввод планируется в 2019 году.

— То есть главное — насыщенный производственный график. А наиболее значимые объекты можете выделить?

— Один из самых значимых объектов для Иркутской области и для нас — это реконструкция автомобильной дороги Р-258 «Байкал» (Иркутск — Улан-Удэ — Чита) на участке 47-55 км. Автодорога соединяет Иркутскую область и Бурятию с Дальним Востоком, так что ее значимость переоценить трудно. Сейчас участок не отвечает критериям безопасности из-за плохого состояния покрытия, малых радиусов поворотов, а также многочисленных крутых подъемов и спусков. После реконструкции он будет соответствовать II технической категории. Все ненормативные продольные уклоны исчезнут, практически 100% участка пройдет по новому направлению. Все это повысит безопасность и комфорт передвижения по этому направлению. Объект достаточно сложный, порядка 2,6 млн кубов земляных работ, 80% из них — буровзрывные работы. Планируется уложить 15 водопропускных труб, 90 тысяч тонн асфальтобетона, 170 тысяч тонн щебеночных смесей, надробить 100 тысяч тонн фракционного щебня, предполагается также выполнить большой объем укрепительных работ.

Благодаря тому, что строительство проходит вне границ водоохранной зоны и данная территория не является национальным парком, здесь разрешены буровзрывные работы, в отличие, например, от объектов, на которых работают Култукский и Усть-Баргузинский филиалы, где горную породу приходится разрушать путем ГДШ (газогенератор давления шпуровой), гидромолотами, разрабатывать тяжелой техникой.

Для нас, как для компании, которая зарегистрирована в Иркутской области, данный объект по значимости сравним со строительством обхода Иркутска, который мы сдали в эксплуатацию в 2010 году.

Кроме того, на Дальнем Востоке Соловьевский филиал основные силы сосредоточил на реконструкции федеральной автомобильной дороги А-360 «Лена» на участке 63-93 км. Это непростой участок: дорога проходит по горному перевалу и в основании имеет вечномерзлые грунты, которые становятся одной из основных причин дефектов покрытия и просадок. Трафик по этой дороге от Большого Невера до Тынды довольно интенсивный, что приводит к высокой аварийности, особенно в зимний период. Радует, что сегодня у проектировщиков появляется больше возможностей проводить тщательные изыскания и, соответственно, разрабатывать качественные проекты.

На «Лене» мы в общей сложности ввели в эксплуатацию более 110 км и продолжаем нести здесь трудовую вахту. В соответствии с Транспортной стратегией России до 2020 года северо-восток страны, включая Чукотку, Магадан, Камчатку, Якутию, должен получить сквозной проезд до «Амура» и дальше. «Лена» связывает три федеральные трассы: это уходящая дальше от Якутска дорога «Колыма» до города Магадана и дорога «Вилюй», которая соединит Якутию с Иркутской областью. Поэтому трафик здесь большой. Это накладывает некоторые ограничения на производство работ, так что нам всегда нужно помнить, что мы на дороге не одни. Многие технологии, о которых я скажу ниже, в Сибири и на Дальнем Востоке нами были апробированы впервые. На «Лене» мы первыми уложили слои щебеночно-мастичного асфальтобетона. Много работаем с тонкослойными покрытиями, которые позволяют продлить жизнь дорог без серьезного ремонта. Кроме того, мы применяем и другие инновационные технологии, к примеру, по сохранению вечной мерзлоты. Это устройство теплоизоляционных слоев из «пеноплекса». Первыми в Дальневосточном регионе освоили приготовление теплых асфальтобетонных смесей методом вспенивания битума, что позволяет продлить сезон производства работ и повысить их качество. К тому же это более экологичная технология.

— Вступивший в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» предполагает использование новой нормативной базы, в связи с этим разработан ряд стандартов, которые в настоящее время носят статус «предварительные» и проходят «обкатку» при производстве работ.

— Что касается нашей компании, то мы уже переоснастили три АБЗ, сейчас идет модернизация лабораторий. Уже в текущем году мы выполняем работы по ремонту, которые запроектированы по ПНСТ. На следующий год отрасль переходит на ГОСТы, надеюсь, что все наши замечания и замечания других подрядных и проектных организаций будут в них учтены, но все начинается с проекта.

— Есть такая расхожая фраза «идти в ногу со временем», какой смысл в нее вкладывают в «Труде»?

— Для нас это прежде всего применение инноваций, модернизация производства, повышение эффективности и снижение издержек.

Сегодня мы осваиваем принципы проектного управления, автоматизации производственных процессов. В настоящее время на предприятии разрабатывается собственная ERP-система. В итоге всю контрактную ведомость, где будут рассчитаны сроки производства работ, техника, ресурсы и деньги, сроки поставки материалов, руководство и специалисты ИТР будут видеть в реальном времени. Если продолжить тему автоматизации, документооборот переведен в систему Directum, что существенно упрощает взаимодействие с филиалами. Также мы успели оценить преимущества программы Omnicomm, которая позволяет контролировать местоположение и параметры движения техники, расход топлива. Наконец, широко применяем автоматизированные системы 3D нивелирования. Сейчас конкуренция в дорожной отрасли высокая, так что если не совершенствовать внутренние процессы, то можно очень быстро отстать от динамики рынка.

Учитывая объем работ, хорошую лабораторно-производственную базу, серьезно занимаемся научно-исследовательской деятельностью. В конечном итоге наша цель — это повышение качества дорожно-строительных работ, в соответствии с политикой Росавтодора об увеличении межремонтного срока службы федеральных дорог.

Олег Усов