«Трудновообразимые пространства» от Берлина до Байкала

Девять Toyota Land Cruiser, один Hummer, два грузовика — Man и Mersedes, два МMC Pajero, три Land Rover, пять Nissan Patrol и один Terrano, два Porsche Cayenne S — колонна автопробега «Транссибирь», вышедшая 1 августа из Германии, 18 августа вошла в Листвянку. Ралли «Берлин-Байкал» завершилось. За иностранными гостями на байкальской земле наблюдала Ольга Семилова.

Границу с Монголией колонна «транссибирского» пробега пересекла еще в девять утра, а в Листвянке гостей ждали к трем. Но время уже шло к вечеру, гармонист и девушки в русских народных платьях с караваем в руках скучали, время от времени распеваясь вполголоса, журналисты в десятый раз расставляли аппаратуру, а мэр Листвянки, Татьяна Казакова, выглядела слегка взволнованной. Как позже выяснилось, виной всему оказались красоты Приангарья: только от Шаман-камня до листвянской администрации автомобилисты, любуясь Байкалом, ехали 15 минут.

Однако ожидание того стоило. 25 автомобилей, один за другим, будто по заранее отработанной схеме въехали на пристань напротив здания листвянской мэрии и гостиницы «Маяк», остановились и одновременно продвинулись еще на пол-корпуса, потревожив этим небольшим шоу телеоператоров, быстро занявших дислокацию. Зазвучали приветственные песни, организатор экспедиции Рамульд Каперский первым подошел отведать хлеба-соли и с явным удовольствием расцеловал в обе щеки девушку, преподнесшую угощение. Прочие участники экспедиции — все пятьдесят человек — радостно последовали его примеру, приведя девушку с караваем в неописуемое смущение.

Приветствуя гостей, Татьяна Казакова отметила, что на Байкале только начинают открываться возможности для приема гостей со всем сибирским радушием и по европейским стандартам. «Приезжайте к нам через год и вы увидите, как расцветет Листвянка. Вы сможете увидеть Байкал совсем другим» — обещала она.

Между тем, участники ралли, кажется, готовы были и вовсе не покидать байкальских берегов. Открывалось шампанское, наполнялись бокалы. Видимо, извещенные об обычае прибайкальских народов «бурханить», гости щедро залили пенистым вином всю площадь. Испаряясь с горячего асфальта, пары шампанского добавляли веселья общей атмосфере, и через минуту экспедиция полным составом уже пустилась в пляс, празднуя завершение долгого пути.

За 18 дней участники автопробега проехали через шесть государств. Они пересекли территорию Германии, Польши, Литвы, Латвии, Монголии и финишировали на берегу Байкала, пройдя путь протяженностью около 10 тыс. км. Организатором ралли стала компания «Транссибирь», штаб-квартира которой находится в польском городе Гданьске. Здесь покорение Сибири поставили, можно сказать, на поток: впервые попав на Байкал, Рамульд Каперский, по профессии, кстати, летчик гражданской авиации, понял, что авторалли по сибирским просторам могут быть не менее интересными и экзотичными, чем автопробеги по пустыням Африки и джунглям Южной Америки. И, создав компанию для организации подобных автопробегов, поляк легко увлек своей идеей единомышленников из разных стран. Нынешняя экспедиция стала третьей. Предыдущие (Гданьск-Магадан в 2003 году протяженностью 13,5 тыс. км и Гданьск-Магадан-Гданьск в 2004-м, длиной в 30 тыс. км) завершились успешно. Более того, сложился костяк постоянных участников команды — людей, которые, как они сами говорят, сформировали особый team-spirit — дух команды.

Всякий раз отбор участников завершается еще за полгода до выезда. В этом году из Берлина стартовали 35 экипажей из России, Германии, Польши, Канады, Монголии, Швеции, Австрии, США, Казахстана. Всем было рекомендовано отдать предпочтение внедорожникам с дизельными двигателями (организаторы ожидали, что «в России могут возникнуть сложности с приобретением бензина без добавления свинца») и захватить с собой туристическое снаряжение. Впрочем, проблем с топливом в нашей стране автомобилисты не испытали. Зато с иронией вспоминали Монголию, где дизтопливо стоит дороже бензина, а сам бензин, по оценкам участников ралли, вероятно, разбавляется различными отходами животноводства.

Неудивительно, что часть экипажей отсеялась в пути. У кого-то сдала техника, кто-то не справился с заданиями на определенных этапах автопробега, кто-то изначально планировал пройти лишь часть маршрута по Европе. Общую же цель «транссибирской» экспедиции участники определяют очень просто: посмотреть красоты мира и протестировать на прочность свои машины. Кроме того, рейд дает участникам возможность ближе познакомиться с культурами различных народов — именно за этой экзотикой впечатлений и общения большинство автомобилистов пускались в путь. Местности, по которым проходит ралли, это, как говорят участники, «трудновообразимые пространства, тысячи квадратных километров тайги, пустыни и тундры, сотни озер и рек, десятки горных цепей и перевалов». Действительно, путь, главным образом, пролегал по суровому бездорожью. Однако хорошее знание сибирских и монгольских реалий — сам Рамульд бывал в этих краях не один десяток раз — позволило учесть все нюансы и избежать серьезных проблем. Тем не менее в колонне шли два грузовика технической службы, в составе команды были медики.

Отдохнув несколько дней на Байкале, автомобилисты двинулись в обратный путь. Четыре экипажа, участники из Америки, пошли на новый пробег по маршруту Пекин-Гонконг-Бостон-Нью-Йорк. Свою технику из колонны отозвал Porsche: на следующий день после финиша оба Cayenne S были погружены в вагон и отправлены производителю. Выяснилось, что в пробеге принимал участие пилотный экипаж Porsche, а к декабрю французам нужно быть готовыми к ралли Париж-Дакар, для чего необходимо исследовать весь опыт, полученный в этом пробеге. Остальные автомобили отправились по домам либо своим ходом, либо водным или наземным транспортом.

Между тем, уже есть планы предстоящих пробегов. Так, весьма масштабное событие — Гонка Века — намечено на 2008 год. Первая Гонка Века прошла в 1908, по маршруту Париж-Нью-Йорк. И амбициозный поляк Рамульд Каперский намерен повторить эту масштабную гонку спустя столетие. Впрочем, и на Байкал со своими экспедициями он намерен вернуться еще не раз. Говорит, эти места просто так не отпускают.