Трубач с бесприютной тоской

Английский трубач Дик Пирс выступил в начале прошлой недели в иркутском клубе «Эстрада» в составе джазового квинтета. Организатор концерта, продюсерский центр «Джаз на Байкале», рекомендовал мероприятие как подготовку к одноименному ежегодному фестивалю, который пройдет в Иркутске во второй половине апреля. Вместе с Диком Пирсом выступили приглашенные музыканты: саксофонист Тимур Некрасов (Москва), пианист Алексей Подымкин (Москва), контрабасист Олег Осенков (Москва) и барабанщик И. Джей Стриклэнд (США).

Английский трубач Дик Пирс сделал концерт действительно незабываемым. Фото Евгения Козырева

«Это нормально для джаза, когда музыканты, которые должны выступить вместе, видят друг друга впервые в день концерта», — говорит автор проекта, московский пианист Алексей Подымкин. Так, все участники квинтета познакомились в Москве 14 февраля, чтобы дать в течение трех вечеров концерты столичном клубе «Союз композиторов». «Все вместе мы собрались 14 числа и уже на сцене пытались найти какие-то общие уникальные музыкальные связи, — рассказал Алексей Подымкин. — И третий концерт, на мой взгляд, уже был идеальным. В этом суть джаза, что каждый музыкант вносит свой творческий индивидуальный почерк в общую картину». В Иркутске состоялся четвертый концерт коллектива, названного «хард-боб квинтет», что определило прежде всего стиль заявленной музыки.

На пресс-конференции перед выступлением пианист Алексей Подымкин заверил всех присутствующих, что иркутский слушатель не будет шокирован той музыкой, которая прозвучит в этот вечер, пообещав классический джаз стилистики времен 60-70-х годов прошлого века, а также авторские композиции Дика Пирса и барабанщика И. Джея Стриклэнда.

Справедливости ради стоит отметить, что именно участие трубача Дика Пирса сделало концерт в «Эстраде» по-настоящему интересным. Потому что не будь его в составе квинтета, это был бы обычный джем-сейшен, пусть и очень высокого уровня. Мастерство для музыканта, разумеется, главное качество, однако играть музыку, которую может оценить только профессионально подготовленный слушатель, — это большой риск. А иркутская публика в большинстве своем все-таки не слишком искушена в джазе. Когда на джазовом концерте не происходит контакта со зрителем, это расстраивает не только самого зрителя, но и музыкантов. Поэтому легендарный трубач из Великобритании просто спас концерт. Естественно, нельзя сказать, что он играл хуже остальных и как раз этим был хорош — наоборот, он играл в высшей степени профессионально. Но не умом, а сердцем.

С самого начала он произвел впечатление какого-то знакомого человека, соседа по подъезду, например. Высокий, сухощавый, с лицом сильно пьющего человека и беспредельной тоской в глазах, он казался таким русским и своим, что скорее все остальные на его фоне выглядели иностранцами. Ни слова не понимая по-русски, он как будто вообще не понимал, как здесь оказался и что тут делает. Видимо, только выпитое пиво примиряло его с действительностью. Он и на сцену взял с собой большущий стакан пенного напитка и время от времени отхлебывал из него. Но как он играл!

Не умаляя заслуг остальных музыкантов, принимавших участие в концерте, хочется сказать, что в этот вечер они все являлись лишь фоном, подготовкой, вступлением к его соло на трубе. Он выдувал вместе с музыкой какую-то светлую грусть, тоже неуловимо знакомую. Перефразируя известную песню — труба звучала в этот вечер с бесприютной тоской. Такой, что наворачивались слезы. В общем, словами не передать.

Антон Кокин