«Трогательное» искусство Ирины Андреевой

Выставка «Теплый день», открывшаяся в музейной студии краеведческого музея на прошлой неделе, хотя и не имеет прямого отношения к Новому году, как нельзя лучше воспринимается именно в эти праздничные дни. Целую историю о родительском доме и проведенном в нем детстве, о важных для каждого человека моментах жизни, о познавании мира — в необыкновенных кукольных композициях из войлока создала московская художница Ирина Андреева.

Наиболее дорогой для самой Ирины сюжет на этой выставке посвящен лепке пельменей — семейной традиции, знакомой множеству людей.

Когда смотришь на эти трогательные, по сути, скульптурные композиции, будто сам оказываешься в детстве. В каждой скульптуре заключен небольшой бытовой эпизод, понятный, наверное, каждому человеку в мире, а вместе они создают историю одного дня маленькой девочки и ее кошки, которые остались одни дома. В одной композиции — они только что проснулись и еще сонные сидят на кровати, в другой — пробуют играть на стареньком пианино, в третьем красятся маминой помадой, в четвертом смотрят мультики. Все это понятно, узнаваемо и как-то по-особенному тепло. И действительно — ключевым в названии выставки оказывается слово «теплый». И самое потрясающее в том, что абсолютно все — начиная от самих персонажей и заканчивая антуражем (кровать, комод, батарея с воткнутыми в нее для просушки валенками) — сделано из войлока путем мокрого валяния. Вообще, это довольно распространенный сегодня вид рукоделия, но в данном случае он стал настоящим искусством.

Кто есть кто
Ирина Андреева

Окончила художественно-графический факультет педагогического университета в Ижевске, но с некоторых пор живет в Москве, где постоянно участвует и побеждает в международных фестивалях и выставках авторских кукол. Признание художницы давно стало международным, куклы Ирины уже нашли приют в музейных и частных коллекциях не только России, но и Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, Японии, США и Канады. Выставка «Теплый день» уже несколько месяцев путешествует по России, а в Иркутск приехала из Барнаула. Причем сама музейная студия обратилась к Ирине с предложением привезти ее выставку в Иркутск.

На создание всего этого великолепия у художницы Ирины Андреевой ушло несколько лет, а вообще войлоком она занимается уже два десятилетия. «Я точно не знаю, сколько времени ушло на создание этой выставки, сколько килограмм войлока понадобилось, ведь это творческий процесс, — рассказывает она. — Сначала выставка была небольшой, из пяти композиций, затем они дополнялись, разрастались, добавлялись фотографии, посвященные тому, как все это делается, и в результате оформилась выставка с единой концепцией и названием. Мне прежде всего хотелось вспомнить детство и как-то отблагодарить родной дом и своих близких».

Наиболее дорогой для самой Ирины сюжет на этой выставке посвящен лепке пельменей — семейной традиции, знакомой множеству людей, выросших в позднесоветское время. Кстати, как правило, это занятие чаще всего объединяло семью именно в предновогодние дни. «Мы пельмени лепили не только на Новый год, — рассказывает Ирина. — Даже просто в будний день мы садились всей семьей и занимались лепкой пельменей, это очень любила делать моя мама, которая готовила тесто, рассекала его на кружочки, а мы заполняли их фаршем. Для меня это было очень важно и дорого — почувствовать себя цельной семьей, потому что все же обычно занимаются каждый своими делами, а здесь мы все вместе были заняты одним общим делом».

Этому эпизоду на выставке отдано едва ли не главное место. Причем в композиции запечатлен именно сам процесс — маленькая девочка (судя по всему, сама Ирина в детстве) вылепливает маленькие пельмешки, старательно заворачивая фарш в тесто, а рядом со столом стоит открытый холодильник, в котором пельменей хватит уже, наверное, на неделю.

Трогательна не только сама попытка удержать ощущение своего собственного детства, воспроизведя его в такой необычной форме, но и стремление поделиться им с людьми, которые моментально опознают в этих сюжетах себя. Зрители словно оказываются в пространстве кукольного мультфильма, персонажей и интерьеры которого так и хочется потрогать. Но сама художница просит это делать крайне осторожно. «У меня некоторые девочки уже даже состарились от того, что их просто затрогали, они даже похудели, и пришлось их отправить на пенсию и сделать новых», — говорит Ирина Андреева.

Выставка будет работать в Музейной студии до 26 января 2014 года.

Антон Кокин